2

БЕЛОРУССКИЕ МАСС-МЕДИА В СИСТЕМЕ 
ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Владимир Дорохов, руководитель Центра документации НИСЭПИ

1. Источники правового регулирования деятельности СМИ

Правовые основы деятельности СМИ в Беларуси регулируются Конституцией, законом "О печати и других средствах массовой информации", указами президента, постановлениями правительства, а также актами министерств и госкомитетов. Несмотря на определенную противоречивость, закон о печати, являющийся основным правовым актом, регулирующим деятельность СМИ, может в целом быть признан достаточно демократичным.

Но внесенные в январе 1998 г. поправки в закон о печати стали своеобразной ревизией, серьезно усилившей контроль государства за деятельностью СМИ. В новой редакции Госкомпечать (с 26 сентября 2001 г. – Министерство информации) получил право выносить газетам официальные предупреждения в случае нарушения законодательства, а также приостанавливать деятельность газет на срок до 3 месяцев. Именно со ссылкой на данную норму Министерство информации приостановила в конце мая выход "БДГ" и "БДГ ДСП". Был установлен также новый порядок регистрации печатных СМИ. В качестве учредителя теперь не могло выступать "физическое или юридическое лицо, ранее выступавшее в качестве учредителя СМИ, деятельность которого была запрещена – в течении 2 лет со дня вступления в законную силу решения суда о прекращении деятельности СМИ" (ст. 8). В перечень документов, прилагаемых к заявлению о регистрации, добавилось согласование размещения данного СМИ с местными властями. Именно со ссылкой на отсутствие такого согласования первоначально было отказано в регистрации журналу "Курьер".

Важную роль в правовом регулировании деятельности СМИ играют подзаконные акты, в частности указы и декреты президента. Уже в самом начале своей деятельности первый Президент Беларуси А. Лукашенко издал три указа (от 4 августа 1994 г. № 19, от 5 августа 1994 г. № 27 и от 28 сентября 1994 г. № 128), которые касались переподчинения издательства "Белорусский дом печати" и реорганизации Белорусской телерадиокомпании. Несмотря на признание этих указов в соответствующей части неконституционными, они продолжают действовать.

Установление диктата исполнительной власти над прессой в Беларуси было закреплено распоряжением президента от 4 января 1996 г. "О некоторых вопросах государственной информационной политики". Согласно этому распоряжению, главные редакторы государственных газет назначаются на должность органами исполнительной власти (общенациональных газет – Советом Министров по согласованию с администрацией президента, а областных, районных и городских – соответствующими исполнительными комитетами).

Помимо уже упоминавшихся нормативных актов, деятельность белорусского государственного радио и телевидения регламентируется еще и Положением о Национальной государственной телерадиокомпании Республики Беларусь. Согласно пункту 1 Положения, утвержденного указом президента от 28 сентября 1994 г. № 128, Белтелерадиокомпания выступает в качестве республиканского органа государственного управления и подчиняется президенту Республики Беларусь. Можно сказать, что это Положение является основным правовым документом, регулирующим деятельность гостелевидения и радио в Республике Беларусь.

Может быть, самым ярким примером несоответствия белорусского законодательства, касающегося СМИ, международным стандартам, являются печально известные статьи 367, 368 и 369 Уголовного кодекса, которые гарантируют защиту президента Беларуси от клеветы. Эти нормы, как в случаях с Н. Маркевичем, П. Можейко и В. Ивашкевичем, фактически используются властями для защиты президента от легитимной критики и мешают гражданам в полной мере использовать свои права на открытую критику его действий. Белорусская ассоциация журналистов объявила о намерении обратиться в Конституционный суд с предложением отменить эти нормы.

В течение последних двух лет представители Министерства информации не раз заявляли, что готовится проект нового закона о печати. Однако его содержание до сих пор так и не было обнародовано. Министр печати Михаил Подгайный во время слушаний в Совете Европы, посвященных ситуации со свободой прессой в Беларуси, пообещал, что проект закона будет направлен для экспертизы в Совет Европы. Пока же чиновники ограничиваются скупыми комментариями законопроекта. Так, например, 8 мая 2003 г. начальник главного правового управления Министерства информации Лилия Богдан, говоря о регистрации Интернет-изданий, заявила, что окончательной ясности в этом вопросе достичь не удалось. "Закон не может учесть все частности и варианты". По словам Богдан, согласно разрабатываемому законопроекту, интернет-СМИ "признаются полноправными СМИ", а вопрос регистрации "скорее всего будет рассмотрен в дополнительных подзаконных актах". А заместитель главы президентской администрации Олег Пролесковский заявил, что "новый закон о СМИ будет содержать элементы государственной идеологии".

Подводя итог сказанному, следует признать, что ныне действующее в стране законодательство по многим параметрам не отвечает демократическим нормам и стандартам информационного общества. Кроме того, ситуация усложняется еще и реальной правоприменительной практикой, когда выносимые судами решения, по мнению экспертов, нарушают законодательство о СМИ.

2. Отношение белорусских властей и независимой прессы

Будучи кандидатом в президенты А. Лукашенко обещал "отпустить прессу на свободу". Придя к власти, он стал проводить совершенно противоположную политику. СМИ сами по себе являются мощным, но нейтральным оружием, с помощью которого можно как воспитывать граждан в духе демократических ценностей, так и добиваться совершенно противоположных целей – разжигать социальную рознь, дискредитировать политических противников, поддерживать атмосферу ксенофобии и т.д. Все зависит от того, как относятся к ним люди, оказавшиеся на вершине власти. Отношения президента к прессе, если кратко, можно назвать стопроцентно советским. В СМИ он, как и 20 и более лет назад видит мощный инструмент пропагандистского воздействия на общественное мнение, умелое использование которого помогает сохранять власть. В отношении негосударственных СМИ президент любит употреблять термин "так наз. независимая пресса". В этом смысле конфликт президента и негосударственных масс-медиа был и остается неизбежным. Причина конфликта заключается в огромных мировоззренческих различиях.

Президент сегодня вопросам введения государственной идеологии (невольно вспоминается проект "О введении единомыслия на Руси" К. Проткова) посвящает специальное совещание и предлагает комплекс мер по ее тотальному внедрению. Стоит ли говорить, что государственная идеология и информационное общество, подразумевающее информационную открытость, плюрализм мнений и т.д. – вещи в принципе несовместимые. Политическая философия нынешней власти в корне враждебна идеям информационного общества. В этой связи переход различий в мировоззрениях президента и представителей негосударственной прессы в русло административных, а, с недавних пор все чаще, и уголовных, санкций, есть только вопрос времени и стечения обстоятельств. 

Давление властей на прессу имеет волнообразный характер. Оно, как правило, усиливается перед началом и после окончания массовых политических кампаний (выборов, референдумов). За время президентства А. Лукашенко была разработана и опробована в действии целая система разнообразных методов давления на независимые масс-медиа. К наиболее известным и широко применяемым относятся предварительная цензура, вызов журналистов в прокуратуру, вынесение Министерством информации предупреждений изданиям, возбуждение против журналистов уголовных дел, замена редакторов, наложение судами и контрольно-ревизионными органами непомерных штрафов и т.п.

Инфраструктура обеспеченья деятельности СМИ в Беларуси также находится под контролем государства. Не раз имели место случаи, когда прерывались трансляции российские каналов в момент показа ими программ, содержание которых не устраивало власти. Монополистом на рынке доступа в Интернет является подразделение Министерства связи РАО "Белтелеком". Подавляющее большинство типографий находятся в собственности государства. Немногие частные типографии обычно не хотят иметь делать с независимыми изданиями, поскольку это может вызвать недовольство властей и нанести ущерб бизнесу. Формально негосударственные общественно-политические издания имеют, наряду с госизданиями, имеют доступ к государственным полиграфическим мощностям и системе распространения печати. "Народная воля" печатается в типографии "Красная звезда", "Белорусский рынок" – в типографии издательства "Белорусский Дом печати". Региональные издания печатаются в государственных областных и укрупненных типографиях. Однако в нужный момент такая зависимость используется властями по полной программе. Последний пример – попытки "БДГ" после приостановления выхода газеты организовать совместные выпуски с "Солидарностью", "Эхом" и "Предпринимательской газетой". Директор государственной типографии "Красная звезда", напечатавшей совместные выпуски с "Солидарностью" и "Эхом" был уволен, и после этого ни одна частная типография не решилась их печатать.

Все негосударственные общественно-политические газеты (как республиканские, так и местные) при распространении по подписке и в розницу используют сеть государственных предприятий "Белпочта" и "Белсоюзпечать", которые являются монополистами. Именно государственные предприятия-монополисты, занимающиеся печатью и распространением газет, выступают сегодня в качестве инструмента экономического удушения независимых СМИ. Так, например, услуги "Белпочты" по доставке подписного тиража с начала 2002 года возросли для негосударственных газет на 66%, в том числе в последнем квартале увеличение стоимости подписки составило 38%. Этот рост не коснулся государственных газет. Наоборот, государство дотирует их доставку к подписчикам. Естественно, подобная дискриминация создает неравные условия для конкуренции на медийном рынке.

Стоимость печати тиража в государственной типографии для негосударственных газет с начала 2002 года повышена на 41%. Цифры эти могут отличаться в разных изданиях, но повсеместно тарифы в типографии для независимых газет существенно выше, чем для государственных. А с сентября 2002 года в Минске введен дополнительный 5-процентный налог на все виды продаж и услуг. Из-за этого газеты должны отдавать 5% со всего рекламного оборота и продажи тиража. Вместе с тем госиздания выведены из-под действия этого распоряжения.

В нынешней экономической ситуации существование ряда социально значимых газет и журналов за счет собственных средств представляется проблематичным. Государство, чтобы не допустить исчезновения этих изданий, оказывает им поддержку в виде бюджетных дотаций. В 2003 г.в перечень изданий, дотируемых из республиканского бюджета через Министерство информации, входит 38 газет и журналов. Включение изданий в перечень субсидируемых объясняется властями их социальной значимостью, и даже отсутствием возможности существования без государственной поддержки. Действительно, литературно-художественные и культурологические газеты и журналы сегодня практически лишены возможности получения доходов от рекламы. Установление же цены на эти издания по себестоимости также не представляется возможным, учитывая соответствующую покупательскую способность населения. Вместе с тем, в перечень дотируемых государством изданий включены и общественно-политические ("Советская Белоруссия", "Народная газета", "Звязда", "Белорусская нива"), которые используются властями отнюдь не для поддержки культуры и образования. В результате государственные газеты оказываются в более выгодных экономических условиях, чем их конкуренты из негоссектора.

3. Современный белорусский медиа-пейзаж

Другим важным критерием соответствия масс-медиа требованиям информационного общества являются технические возможности прессы дойти до читателей и зрителей, и одновременно, возможность последних выбрать их всего спектра СМИ тех, содержание которых ему больше всего нравиться. Сначала остановимся на структуре источников получения информации гражданами Беларуси (табл. 1).

Таблица 1. Из каких источников Вы обычно получаете информацию о том, что происходит в Беларуси и за ее пределами? (открытый вопрос, не более трех ответов)

	Варианты ответа
	%

	Телевидение
	94.3

	Пресса
	69.5

	Радио
	50.1

	Знакомые, близкие, друзья
	10.4

	Интернет
	3.0

	Иное
	1.3

	ЗО
	0.6


Как видно, сегодня значение ТВ как источника информации для белорусов трудно переоценить. Печатная пресса уже не может с ним конкурировать, а Интернет, хотя и развивается быстрыми темпами, в силу различных причин как технических (сложность доступа), так и материальных (сравнительно высокая плата за пользование), еще пока не готов для этой роли. Важно отметить, что из всех источников информации, несмотря на низкий уровень многих программ и очевидную политическую ангажированность, именно телевидение пользуется наибольшим доверием граждан (ему доверяют более 70 %), уверенно опережая печатную прессу (41.6 %) и радио (20.8 %). Теперь посмотрим, есть ли у белорусов возможность выбора на рынке телевидения. По данным на 1 апреля 2003 г. в стране официально зарегистрировано 56 программ телевещания и 130 радиовещания (табл. 2).

Таблица 2. Учредители теле- и радиопрограмм

	 Учредители
	Радио-
	Теле-
	Всего

	Министерства и ведомства
	-
	1
	1

	Местные исполнительные комитеты
	95
	8
	103

	Советы депутатов
	50
	2
	52

	Государственные предприятия и организации
	12
	13
	25

	Коммерческие организации
	15
	41
	56

	Совместные предприятия
	1
	2
	3

	Общественные объединения
	2
	3
	5

	Редакции средств массовой информации
	23
	-
	23

	Граждане
	3
	2
	5


Источник – данные официального сайта Министерства информации

17 телепрограмм имеют государственную форму собственности (7 входят в структуру Белтелерадиокомпании, 10 учреждены местными органами власти). Негосударственную форму собственности имеют 39 программ. Однако, на самом деле, государство полностью доминируют в области телевидения. До недавнего времени в Беларуси существовал только один "Первый национальный телеканал" (далее для краткости – БТ), который преимущественно транслирует передачи собственного производства. БТ вещает в среднем около 19.5 часов в сутки. Его передачи имеют возможность смотреть 99 % населения страны. Ретрансляцию программ обеспечивают 26 передающих станций, расположенных по всей стране. В областях действуют отделения БТ, вещающие на свой регион.

19 марта 2002 г. в соответствии с указом президента было зарегистрировано хозрасчетное предприятие. ЗАО "Второй Национальный телеканал". Его учредители – Министерство информации Республики Беларусь (51%), ОАО "Сберегательный банк "Беларусбанк" (29%) и ООО "Фабрика информационных технологий" (20%). С 25 июня 2002 г. ЗАО "Второй Национальный телеканал" начал выходить в эфир на частотах российского "Первого канала" (его передачи принимаются на всей территории страны) в прайм-тайм (сразу после окончания программы "Время") с ежедневной вечерней информационной программой "Наши новости" объемом 25 минут как канал "Общенациональное телевидение" (ОНТ). В данный момент ОНТ ежедневно на частотах "Первого канала" транслирует следующие передачи собственного производства – 5 выпусков новостей и 3 еженедельных программы (аналитическую "Контуры" (продолжительность 30 мин), спортивную – "Не только о футболе" (20 мин) и интерактивное ток-шоу "Выбор" (30 мин)).

1 января 2001 года в Минске на частоте "8 канала" начало вещать "Столичное телевидение"(СТВ). В качестве его учредителей выступили: государственное предприятие "Агенство печати "Минск-Новости" (71 процент акций) и совместное предприятие "Космос ТВ" (29 процентов акций). Несмотря на то, что канал является коммерческой структурой, генерального директора назначил своим указом президент. Им стал заместитель председателя Национальной телерадиокомпании Александр Зимовский, являющийся в журналистском сообществе своеобразным символом необъективности и политической ангажированности. В перспективе СТВ должен стать третьим общереспубликанским телеканалом. Пока объем вещания СТВ, выходящего в эфир на частоте российского канала REN-TV, составляет 20 часов в сутки. Увеличение объема произошло за счет открытия ночного канала, включающего фильмы и развлекательные программы. В ближайшем будущем планируется организовать круглосуточное вещание. Уже сейчас ежедневно выходят 5 выпусков новостей под общим названием "24 часа". С 1 мая 2002 года СТВ начало вещание на Минскую область.

Надо отметить, что в настоящее время в различных регионах Беларуси можно принимать программы от 2 до 10 российских телеканалов, пользующихся высокой популярностью. С определенного момента такая информационная открытость (кто-то назовет ее зависимостью) стала восприниматься президентом как потенциальная опасность. Особенно ярко это проявилось в период конфликта с белорусских властей и "Газпрома". В итоге власти начали проводить последовательную политику сокращения российского информационного присутствия в белорусском медиа-пространстве (подробно эта проблема анализируется ниже).

Помимо трех вышеназванных каналов в Беларуси действуют и 16 региональных негосударственных вещательных кампаний, объединенных в ООО "Телевизионная вещательная сеть" (ТВС), общая аудитория которой составляет более 3 млн зрителей (см. табл. 3).

Таблица 3. Список станций, входящих в ООО "ТВС" (Телевизионная Вещательная Сеть)

	Станция
	Город
	Канал
	Аудитория
	Время вещания

	1. “Интекс”
	Барановичи
	23 ДМВ
	250 000
	10:00 – 01:00

	2. “Веста”
	Бобруйск
	9 МВ
	200 000
	17:00 – 01:00

	3. “12-й канал”
	Борисов
	12 МВ
	200 000
	10:00 – 01:00 

	4. “Буг ТВ”
	Брест
	9 МВ
	290 000
	10:00 – 01:00

	5. “Дельта ТВ”
	Витебск
	48 ДМВ
	400 000
	10:00 – 01:00

	6. “Нирея”
	Гомель
	35 ДМВ
	510 000
	10:00 – 01:00 

	7. “Нюанс”
	Жлобин
	29 ДМВ
	100 000
	10:00 – 01:00

	8. “МПКЭТ”
	Кобрин
	25 ДМВ
	50 000
	17:00 – 01:00

	9. “2-й канал”
	Могилев
	2 МВ
	365 000
	10:00 – 01:00

	10. “Мозырь”
	Мозырь
	Кабель
	15 000
	10:00 – 01:00

	11. “Трианда”
	Новолукомль
	Кабель
	20 000
	15:00 – 01:00

	12. “Скиф”
	Орша
	34 ДМВ
	200 000
	10:00 – 01:00

	13. “Варяг” 
	Пинск
	7 МВ
	300 000
	15:00 – 01:00

	14. “Телевид”
	Речица
	12 МВ
	80 000
	17:00 – 01:00

	15. “Ранак” 
	Светлогорск
	29 ДМВ
	100 000
	17:00 – 01:00

	16. “Соотэк"
	Солигорск
	7 МВ
	100 000
	16:00 – 01:00


Источник – сайт ТВС

ТВС была основана в апреле 1995 г. как альтернатива государственному телевидению. Сегодня 16 станций сети реализуют общую идею создания негосударственного семейного телеканала. Как правило, они выходят в эфир в регионах или по принципу "окон" или на местных дециметровых частотах. В структуре вещания этих каналов материалы информационно-политической направленности составляют крайне незначительную долю. Упор делается на трансляции кинофильмов, видеозаписи развлекательных программ, рекламу.

Кроме эфирных вещательных станций 96 организаций имеют лицензии Министерства связи Беларуси на деятельность в области кабельного телевещания. Аудитория операторов-членов БЕТА (Белорусской телевизионной ассоциации, куда входят 24 негосударственных телекомпании и кабельных операторов) составляет 60% абонентов кабельных сетей страны. Самый крупный оператор – ГП МТИС (государственное предприятие "Минские телевизионные информационные сети", находящееся в собственности столичного горисполкома), организованный в 1990 г. В данный момент из 550 тыс. квартир Минска 500 тыс. обслуживается МТИСом. 

Пока единственным примером крупных иностранных инвестиций на рынке кабельного ТВ стало белорусско-американское СП "Космос ТВ", созданное в 1993 г. (учредители Минсвязи – 50% и американская фирма Metromedia Inernational Telcel Inc – 50%). Оно единственное в стране с июня 1996 г. эксплуатирует так наз. MMDS-систему, т. е. систему эфирно-кабельного телевидения. В Минске СП "Космос ТВ" имеет около 10 600 абонентов и в максимально расширенном пакете предоставляет абонентам 26 программ. Абонентская плата за прием программ эфирного телевидения СП составляет соответственно: за пакет из 11 каналов – $8, за пакет из 16 каналов $18, за пакет из 24 каналов – $24 в месяц. Больше каналов принимать сегодня нет возможности из-за отсутствия свободных частот, поэтому проекты в дальнейшем представляются маловероятными. Тем более, что и само СП "Космос ТВ" приостановило развитие вышеуказанного проекта и начало строить с декабря 2000 г. в Минске кабельные сети. С тех пор СП уже удалось закабелировать несколько районов белорусской столицы с общим числом абонентов в 25 тыс. Строящаяся Сеть Кабельного Телевидения рассчитана на трансляцию 40 телевизионных каналов и 30 радиостанций. Абонентская плата для физических лиц за основной пакет из 19 программ составляет $13, за расширенный пакет из 26 – $19, а подключение к сети – $40. "Космос ТВ" планирует к 2004 г. охватить своей сетью весь Минск.

Похожая картина (доминирование государственных СМИ) наблюдается и в белорусском радиоэфире. В настоящее время в стране существует 130 программ радиовещания, 105 из которых имеют государственную форму собственности. Девять из них входят в структуру Белтелерадиокомпании. Это "Первый национальный канал" Белорусского радио, канал "Культура" (бывшее Радио-2), радиостанция "Сталіца"; "Радио-Витебск", "В эфире областное радио" (Витебск), "Новое радио "Могилев" (Могилев); "Гродзенскі веснік"; "У эфіры – Гомель"; "Радио – "Брест".

Два государственных канала, "Первый национальный канал" и "Культура" (бывшее Радио-2) вещают в среднем 15-18 часов в сутки. В регионах на их частотах в определенное время вещает местное радио, учредителем и собственником которого выступают местные органы власти. Возможности передающих устройств обеспечивают устойчивый прием программ "Первого национального канала" не только на всей территории Беларуси, приграничных районах Польши, Литвы и Латвии, но и далеко за пределами страны. С 15 июня 1998 года Белорусское радио начало ретранслировать передачи на регионы Российской Федерации. Можно их также принимать и на Украине.

Негосударственную форму собственности имеют 25 радиопрограммы, эфирное вещание которых составляет от 20 до 24 часов в сутки и распространяется через передатчики на территорию Республики Беларусь, а в ряде случаев и за ее пределы. В целом же, в отличие от телевидения, аудитория радиостанций не подверглась в последнее время серьезным изменениям. Здесь самую большую аудиторию по-прежнему имеют государственные станции, вслед за которыми расположились FM-станции (табл. 4).

Таблица 4. Какие радиостанции Вы слушаете? (открытый вопрос, не более трех ответов)

	Варианты ответа
	%

	Белорусское государственное радио
	15.6

	Местное радио
	14.8

	"Сталіца"
	14.2

	"Би-эй"
	10.6

	"Русское радио"
	9.5

	Белорусское радио 1
	8.0

	Проводная радиосеть
	7.0

	"Рокс"
	5.3

	"Альфа-радио"
	3.9

	"Маяк"
	3.0

	FM-радиостанции
	2.2

	Радио "Свобода"
	2.1

	"Юнистар"
	2.1

	Иные (менее 2.0% каждая)
	9.1

	Не слушаю радио вообще
	11.8


Известно, что, что рынок FM-станций очень динамично развивается, увеличивается не только их число, но и аудитория, по данным декабрьского опроса НИСЭПИ достигшая 40 % респондентов (в тот раз вопрос был закрытым). Тогда же мы задавали вопрос в самом общем виде, т.е. не делая внутри данного сегмента разбивки по конкретным станциям. На этот раз вопрос был открытым, что позволило получить более подробную и детальную картину.

Лидером среди FM-станций оказалась "Сталіца" (ее передачи принимаются в FM-диапазоне во всех областных центрах и еще в 14 городах страны, а также дублируются два раза в день по 20 и 40 мин на волнах первого канала государственного радио), а также "Русское радио " и радио "Би-Эй". В сумме все FM-станции получили аудиторию слушателей (47.8 %), даже превышающую аудиторию государственного радио. Тем не менее, 2 важных момента не позволяют говорить о том, что FM-станции оттеснили государственное радио на вторые роли.

Во-первых, "Сталіца" является государственной радиостанцией. Легко просуммировав рейтинги различные подразделений Белорусского радио (Белорусское радио 1, проводная сеть и та же "Сталіца") мы получим аудиторию, своей численностью (44.8 %) превосходящую любую другую радиостанцию (суммарная аудитория FM-станций без "Сталіцы" – 33.6 %). Не следует забывать и о том, что большая часть местного радио также является государственным.

Во-вторых, FM-станции из-за формата их вещания (85 % музыки, 15 % новости и реклама), а также содержания выпусков новостей в настоящее время даже при всем их желании не могут составить конкуренцию государственным радиостанциям и дать радиослушателю альтернативную информацию общественно-политического характера.

На рынке печатных масс-медиа уже довольно длительное время сохраняется стабильная ситуация. Если смотреть на количество зарегистрированных изданий, то, по данным Министерства информации, негосударственных среди них больше, чем государственных. Однако по тиражам последние заметно превосходят первых. Здесь достаточно четко выделяются 3 лидера "Беларусь сегодня – "Советская Белоруссия", "Комсомольская правда в Белоруссии" и "Аргументы и факты в Белоруссии" (табл. 5)

Таблица 5. Какие периодические издания вы читаете? (открытый вопрос, не более трех ответов)

	Варианты ответа
	%

	"Беларусь сегодня – Советская Белоруссия"
	23.7

	"Комсомольская правда в Белоруссии"
	21.2

	"Аргументы и факты в Белоруссии"
	11.7

	"Рэспубліка"
	4.3

	"БДГ"
	3.9

	"Народная воля"
	3.8

	"Труд в Беларуси"
	3.1

	"7 дней"
	2.3

	Женские издания
	2.0

	Спортивные газеты
	1.8

	"Известия"
	1.6

	"Народная газета"
	1.3

	"Свободные новости плюс"
	1.2

	"Белорусская газета"
	1.1

	"НЭГ"
	1.0

	"Из рук в руки"
	1.0

	Иные (менее 1% каждое)
	17.9

	Не читаю прессы вообще
	8.4


Нельзя не упомянуть о том, что по сравнению с данными прошлого опроса вырос индекс доверия (отношение разницы тех, кто доверяет и тех, кто не доверяет, ко всем давшим ответ на данный вопрос) у прессы, как у негосударственной, так и у государственной. Причем индекс доверия независимых СМИ впервые достиг положительной величины (+0.102), превысив индекс доверия государственным (+ 0.078) (табл. 6).

Таблица 6. Динамика доверия средствам массовой информации, %

	Вариант ответа
	09'98
	06'99
	04'00
	10'01
	12'02
	04'03

	Государственные СМИ

– доверяют

– не доверяют
	41.8

26.0
	39.8

31.0
	38.5

31.6
	40.4

42.4
	40.4

44.2
	45.0

37.8

	Негосударственные СМИ

– доверяют

– не доверяют
	19.6

32.6
	19.5

34.9
	25.7

31.9
	31.7

42.1
	37.1

42.4
	43.8

33.8


В данный момент трудно прогнозировать, как дальше будет изменяться отношения белорусов к СМИ, и насколько устойчивым окажется зафиксированный рост доверия. Но нельзя не отметить, что за 4.5 года численность доверяющих государственным СМИ практически не изменилась. А у негосударственных СМИ количество тех, кто им доверяет, выросло в 2.2 раза. 

Резюмируя сказанное, необходимо отметить, что у белорусских зрителей есть возможность получать альтернативную информацию, однако ее реализация осложнена целым рядом фактором. Внутри страны власти полностью контролируют рынок электронных масс-медиа, которые являются основным источником информации для подавляющего большинства белорусских граждан,. В Беларуси нет ни одного общенационального негосударственного телеканала и радиостанции, где бы оппоненты президента могли высказать свою точку зрения. Влияния российских электронных масс-медиа, которые событиям в Беларуси, естественно не уделяют большого внимания, власти в последнее время стараются уменьшить. В сегменте печатной прессы существуют негосударственные издания, которые из-за не равных экономических условий не могут составить конкуренцию государственной прессе.

4. Последние тенденции

Несмотря на бурный рост новых технологий в сфере масс-медиа, в Беларуси адаптация к такого рода новшествам обычно происходит с опозданием. Журналистика у нас не стала в полной мере мультимедийной, а информационное пространство – интерактивным. Активнее всего традиционные масс-медиа осваивают сегодня Интернете. Все ведущие отечественные газеты имеют свои web-сайты, причем некоторые из них, не являясь просто электронной версией, превратились в самостоятельные проекты. Постепенно происходит и жанровое наполнение белорусского Интернета. Уже появились первая настоящая белорусская Интернет-газета и первый сайт политических комментариев.

Но Самые существенные изменения произошли и продолжают происходить на рынке телевидения. Президент А. Лукашенко, во многом благодаря возможностям телевидения в свое время получил широкую известность. Как никто другой среди белорусских политиков он осознает важность СМИ. Телевидение, как известно, – это вид СМИ, включающий в себя те или иные конкретные каналы и программы, содержание и направленность которых, как правило, сильно различаются. Какие же именно каналы предпочитают смотреть сегодня белорусы? Как видно из табл. 7, зафиксированная нами в апреле ситуация подтвердила прогноз, высказанный еще в начале года.

Таблица 7. Какие телеканалы Вы смотрите? (открытый вопрос, не более трех ответов)

	Варианты ответа
	04'02*
	12'02*
	04'03

	ОНТ
	-**
	80.5
	73.1

	РТР
	77.0
	76.4
	54.2

	БТ
	67.7
	77.5
	54.1

	НТВ
	50.5
	56.9
	39.3

	"Первый канал"
	95.1
	62.3
	13.0

	Местное ТВ
	32.4
	40.6
	9.7

	Спутниковое ТВ
	5.3
	7.0
	3.7

	СТВ
	-**
	-**
	3.2

	Иное (менее 2.0% каждый)
	4.9
	4.8
	7.6

	Не смотрю ТВ вообще
	-**
	-**
	0.8

	ЗО
	-**
	-**
	0.7


* Данные закрытых вопросов

** В этих опросах данные варианты ответов отсутствовали
Тогда мы предположили, что власти начали проводить последовательную политику, нацеленную на снижение влияния российских СМИ на жителей Беларуси, на изоляцию нашего медиа-пространства от негативной, с их точки зрения, внешней информации и на замену, в конечном итоге, российских электронных масс-медиа на полностью подконтрольные отечественные. Следует признать, что этот курс продолжается и уже начал приносить результаты.

Сразу же, упреждая критику, особо отметим, что на этот респондентам задавался открытый вопрос о том, какие телеканалы они смотрят, т.е. опрошенные должны были сами вписывать названия каналов. Как известно, в случае открытых вопросов показатели всегда ниже, чем в случае закрытых, когда респонденту предлагается перечень возможных ответов.

Первое, что бросается в глаза, это фактическое исчезновение из информационного пространства страны "Первого канала" (экс-ОРТ). О том, что его смотрят, заявили лишь 13 % опрошенных. А ведь год назад "Первый канал" уверенно лидировал с 95 %. Разумеется, на самом деле "Первый канал" никуда не пропал – белорусы продолжают с удовольствием смотреть "Слабое звено", "КВН" и "Что? Где? Когда?" Однако первая кнопка уже не ассоциируется большинством зрителей собственно с "Первым каналом". В их восприятии – это уже ОНТ, белорусский канал, чей логотип сменил некогда привычную "единичку" в правом верхнем углу телеэкрана. 

Не секрет, что собственная продукция ОНТ ограничивается сегодня лишь пятью выпусками новостей в день и тремя еженедельными получасовыми программами ("Выбор", "Контуры", "Не только о футболе"). Тем не менее, канал добился признания и приобрел узнаваемость. У него, как можно увидеть, самый маленький разрыв между закрытым и открытым рейтингом, в то время как у конкурентов такая разница оказалась более существенной.

На наших глазах начало происходить уменьшение возможности России с помощью "Первого канала" влиять на развитие ситуацию в Беларуси. Конечно же, ОНТ пока не может полностью заменить информационный блок "Первого канала" своим продуктом. Тем не менее, наиболее важные информационные и аналитические программы "Первого канала" ("Однако", "Времена") в настоящее время либо вообще недоступны белорусским телезрителям, не имеющим спутниковой антенны или не принимающим "Космос-ТВ", либо оказались отодвинутыми на крайне неудобное время. Их место в прайм-тайм заняли собственные выпуски новостей, где все политические акценты расставлены в соответствии с пожеланиями властей. При этом в сетке вещания, повторимся, остались все популярные развлекательные программы, т.к. они по-прежнему привлекают миллионы зрителей, а самостоятельно производить подобные передачи сравнимого качества ОНТ пока не в состоянии. 

Разумеется, у белорусов пока еще сохраняется возможность получать альтернативную информацию из передач РТР, НТВ и других российских телеканалов, хотя и время их вещания на Беларусь также было уменьшено белорусскими властями. Но кто теперь может гарантировать, что столь удачно начатый эксперимент завтра не будет продолжен с этими каналами? Тем более, что есть люди, и не только в структурах власти, которые с восторгом встретили перемены на "Первом канале", восприняв их как "ограничение имперского влияния", укрепление информационного суверенитета и т.д. Между тем, взамен "имперской информационной интервенции" зрители получили передачи отнюдь не о культурном и национальном возрождении. В этой связи случившееся, как нам представляется, логичнее рассматривать не как прогрессивный шаг, а как усиление бесконтрольности власти, ограничение для телезрителя права выбора, а также как рост зависимости граждан от официально точки зрения.

В заключении хочется сказать, что белорусское медиа-сообщество в целом готово к жизни в информационно связанном мире. Для этого есть все необходимые предпосылки – относительно современная инфраструктура, хороший кадровый и творческий потенциал, накоплен богатый опыт работы в крайне неблагоприятной среде. Однако на этом пути все еще остаются существенные препятствия – инфраструктура обеспечения деятельности СМИ контролируется государством, жизненный уровень значительной части населения, как и уровень использования новых технологий, не высок, нормативная база несовершенна, а реальная правоприменительная практика и того хуже. И крайне наивно надеяться, что нынешние власти вдруг прозреют и сменят курс с информационной закрытости и контроля на рынке электронных масс-медиа. Поэтому, представляется, что кардинальные изменения в данной сфере, возможны после смены власти в стране.

