«

»

БРАТСКОЕ ПОХОЛОДАНИЕ

Как показывают данные опроса, оценки белорусами ситуации в Украине существенным образом не изменились. Большинство по-прежнему разделяет российскую точку зрения на присоединение Крыма к России и на вооруженный конфликт в Донбассе. При этом отношение к Украине, к украинцам заметно ухудшилось по сравнению с прежними годами.

В материалах декабрьского 2014 г. опроса НИСЭПИ отмечалось, что отношение белорусов к «Крымнаш» на протяжении полугода несколько изменилось: приверженцев российской версии становилось чуть меньше, сторонников альтернативного видения – чуть больше. Однако в марте 2015 г. тенденция нарушилась: доля тех, кто счел присоединение Крыма к России захватом и оккупацией, оказалась минимальной за все время наблюдений (граф. 1). Впрочем, доля затруднившихся с ответом оказалась почти вдвое большей, чем в прошлом году.
Та же особенность – рост доли уклонившихся от ответа, наблюдалась и в оценках конфликта в Донбассе. Однако в ответах на этот вопрос наблюдалось некоторое снижение доли приверженцев независимости мятежного региона. Впрочем, доля противников Новороссии осталась неизменной граф. 2).
Как видим, говорить о тенденциях изменения отношения респондентов к событиям в Украине следует с осторожностью, следующий опрос может сломать тренд. Корректнее говорить об устойчивом соотношении мнений, вокруг которого происходят колебания.
Подтверждением того, что значительная часть белорусов не разделяет украинские оценки кризиса, продолжающегося в этой стране, являются данные об отношении респондентов к самой соседней стране и к народу, ее населяющему (граф. 3-4). При этом стоит заметить, что отношение белорусов к украинцам всегда было очень хорошим, по шкале социальной дистанции в опросах НИСЭПИ украинцы всегда были для белорусов вторым по близости народом после русских.
По сравнению с опросом пятилетней давности положительные оценки украинцев как этноса и отношений Беларуси с Украиной снизились примерно на 20 (!) процентных пунктов. При этом отрицательные оценки изменились незначительно, в основном изменения произошли за счет роста нейтральных оценок украинцев и оценок двусторонних отношений, как нестабильных.
Данные граф. 3-4 корреспондируются с данными граф. 1-2: мнение, что Украина не права в Крыму и в Донбассе, переносится на отношение в целом к соседней стране и народу. Оно становится ненамного хуже, но намного холоднее.
Об изменении отношения не в лучшую сторону косвенно свидетельствует и динамика отношения к нынешнему украинскому лидеру (табл. 1).
Таблица 1. Динамика отношения к президенту Украины Петру Порошенко*, %
Вариант ответа
06’14
03’15
Позитивно
12.0
7.3
Нейтрально
36.0
36.6
Негативно
21.2
47.4
Не считаю его законным президентом Украины
15
–**
Не знаю, кого избрали президентом Украины
10.6
Не знаю такого
3.8
ЗО/НО
5.2
4.9
* В июньском 2014 г. опросе задавался вопрос «Как Вы относитесь к новому президенту Украины, избранному 25 мая 2014 года?»
** Прочерк означает, что соответствующие варианты ответа в опросе отсутствовали
При этом респонденты демонстрировали весьма умеренный оптимизм в отношении улучшения двусторонних отношений (граф. 5).
Интересно отметить, что при таком существенном охлаждении отношения к Украине и украинцам, на протяжении 9 лет остается неизменной доля приверженцев идеологемы о триедином народе (граф. 6).
По мнению некоторых, эта идеологема – синоним «русского мира», идеологическое обоснование присоединения Беларуси и Украины к России. Между тем на самом деле она соотносится с геополитическими установками опрошенных достаточно сложным образом (табл. 2).
Таблица 2. Связь отношения к идее триединого народа и геополитического выбора и отношения к украинцам, %
Вариант ответа
«Белорусы, русские и украинцы – это разные народы или три ветви одного народа?»
Три ветви одного народа
Разные народы
Если бы пришлось выбирать между объединением с Россией и вступлением в Европейский Союз, что бы Вы выбрали?
Объединение с Россией
55.2
28.2
Вступление в ЕС
23.2
48.8
Как Вы оцениваете присоединение Крыма к России?
Это империалистический захват, оккупация
12.6
45.1
Это возвращение России русских земель, восстановление исторической справедливости
66.6
41.7
Какое отношение к украинцам преобладает в Беларуси?
Позитивное
36.4
24.3
Нейтральное
52.2
50.1
Негативное
7.7
19.2
Приверженность идеологеме триединого народа ожидаемо оказалась связанной с приверженностью интеграции с Россией, но не так тесно, как можно было бы ожидать: почти четверть «триединщиков» – за вступление Беларуси в ЕС. С другой стороны, примерно столько же среди тех, для кого восточные славяне – три разные народа, – за интеграцию с Россией.
В каком-то смысле и, скажем, американцев и англичан, немцев и австрийцев тоже можно считать «двуедиными народами», этнических и культурных оснований для этого не меньше, чем для восточнославянской «тройки». Однако из этой действительной близости не следует необходимость и государственного единства.
Более неожиданной представляется связь «триединой» идеологемы и оценок отношения к украинцам. Если бы она была синонимом «русского мира», то от ее приверженцев следовало бы ожидать худших, а не лучших оценок украинцев, «отпавших» от этого имманентного и изначального единства, мол, конечно, родня, но «родства не помнящая».
Однако имеет место противоположное соотношение. Иными словами, концепция «триединого народа» оказывает интегрирующее действие и логика тут обратная: хоть и неправильная родня, но все же родня, которую не выбирают.
Впрочем, следует обратить внимание на то, что вопрос задавался не об отношении к украинцам самих респондентов, а об оценке опрошенными доминирующего в белорусском обществе отношения. Те, кто считает, что белорусы, украинцы и русские – разные народы, могут делать выводы об отношении большинства к украинцам на основании оценок этим большинством текущего кризиса в соседней стране. Ну а эти оценки описаны в граф. 1-2.
Подводя итоги, следует сказать, что отношение белорусов к украинцам переживает сейчас не лучшие времена. Соответствующие оценки причин и виновных в кризисе в Украине отчасти спроецировались на отношение к стране и народу. Это не означает, что ситуация не выправиться никогда, но сейчас она именно такова.
Если говорить о политических выводах, следующих из этого изменения, то политики, разумеется, не обязаны следовать за каждым колебанием общественного мнения. Однако при этом они должны по крайней мере учитывать реальные настроения в обществе.
Эти настроения противоречивы, при наличии воли и ресурсов их можно переломить, но их следует знать.