Википедия определяет патернализм (лат. paternus – отцовский, отеческий) как систему отношений, при которой власти обеспечивают потребности граждан в обмен на право диктовать им модели поведения как публичного, так и частного.
В свою очередь патернализм по отношению к государству следует рассматривать как форму рациональной адаптации человека к всесильной и бесконтрольной власти. В ситуации, когда от человека ничего не зависит, он принимает естественную, нормальную и в высшей степени рациональную в данной ситуации установку: бессмысленно суетится, пусть государство берет на себя все мои заботы в настоящем и будущем.
Процитируем историка В. Булдакова: «Бесполезно рассуждать о «достоинствах» или «недостатках» патерналистской системы, ибо она такой же продукт истории, как любая другая. Но нельзя забывать, что она лишает людей единственного качества, которое делает человека человеком – способности надеяться на свои силы и разум».
Формально доля белорусов, выступающих за усиление роли государства в жизни общества, не дотягивает до 50% (табл. 1). Естественно, что государственно-патерналистские установки более распространены в периферийных социальных группах (люди преклонного возраста, с низким уровнем образования, проживающие в малых городах и сельской местности), которые и составляют основную массу сторонников А. Лукашенко. Отсюда трехкратное превышение сторонников над противниками «батьки» в первом варианте ответа.
Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: «Одни люди кардинальные изменения во внутренней и внешней политике Беларуси понимают как усиление роли государства в жизни общества, а другие наоборот, как его уменьшение. А как это понимаете Вы?» а зависимости от отношения к А. Лукашенко, %
Вариант ответа
|
Все опрошенные
|
Отношение к А. Лукашенко
|
|
Доверяют
|
Не доверяют
|
||
Государство должно усиливать свою роль в обществе, больше поддерживать своих граждан
|
46.4
|
66.6
|
22.6
|
Государство должно уменьшать свою роль в обществе, предоставлять своим гражданам большую свободу действий
|
44.1
|
25.2
|
70.1
|
ЗО/НО
|
9.5
|
8.3
|
7.3
|
Зависимый от государства человек, как правило, является человеком недовольным. Поэтому привычным фоном патерналистских ожиданий со стороны масс выступает массовая же неудовлетворенность государством, его чиновниками и службами.
При сформировавшемся в белорусском обществе крайне низком уровне доверия к рыночным институтам требования к государству были и остаются патерналистским. В их основе лежит представление о «национализации» всего общественного перераспределения.
А. Лукашенко подобный вид требований снизу прекрасно осознает, и постоянно пытается их удовлетворить соответствующими публичными заявлениями. Последнее в 2014 г. прозвучало 30 декабря во время представления П. Каллаура в должности председателя правления Национального банка: «Пусть банки перестанут жировать. Конечно, наши банкиры живут скромнее, чем в соседних государствах. Но по сравнению с другими отраслями белорусской экономики банковская сфера имеет более высокие доходы. Такого расслоения не должно быть. Банковская сфера не производит материальные ценности, лишь обслуживает реальную экономику».
В декабре 2014 г. доля белорусов, полагающих, что государство по большей части и совершенно не выполняет свои обязательства перед гражданами, снизилась относительно марта 2012 г. на 6 пунктов (граф. 1). Причину снижения следует искать в уже неоднократно описанной выше Аномалии-2014.
Естественно, что «человек недовольный» степень своей ответственности перед государством оценивает принципиально иначе (граф. 2). Если сумма негативных оценок выполнения государством своих обязательств перед гражданами составила в декабре текущего года 29.4%, то гражданами перед государством – только 7%.
Но из подобного недовольства не может родиться социальный протест, т.к. государственный патернализм подрывает возможности сотрудничества граждан между собой. Он усиливает взаимное недоверие в обществе, потому что различные социальные группы вступают в борьбу с государством и друг с другом не за то, чтобы обеспечить свободу, равенство возможностей и справедливость, а за то, чтобы иметь больше привилегий и больший кусок государственного пирога.
Патерналистская система рассчитана на сервильный тип личности, всех прочих она объявляет бунтарями. События в Украине предоставили государственной пропаганде возможность «нарисовать картинки» демократического хаоса и противопоставить их стабильности в условиях сильного государства.
Учитывая структуру белорусского общества, предсказать восприятие такого противопоставления не представляет особой сложности. Его результат зафиксирован в табл. 2. Удивляться почти четырехкратному превосходству доли согласных с высказыванием А. Лукашенко над его противниками не приходится.
Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: «Президент А. Лукашенко недавно заявил: «В постсоветских республиках народ демократии наелся. Сейчас наоборот идет процесс и пользуется поддержкой народа процесс сильного государства, которое не должно допустить хаоса и, тем более, гражданской войны. Особенно после событий в Украине». Согласны ли Вы с этим заявлением?» в зависимости от отношения к А. Лукашенко, %
Вариант ответа
|
Все опрошенные
|
Отношение к А. Лукашенко
|
|
Доверяют
|
Не доверяют
|
||
Согласен
|
55.5
|
83.5
|
23.1
|
Не согласен
|
32.1
|
9.2
|
64.9
|
ЗО/НО
|
12.4
|
7.3
|
12.0
|
В 2015 г. кризисные явления в белорусской экономике, по всей видимости, будут усиливаться, что вынудит патерналистское государство сократить объем своих социальных обязательств. В таких условиях следует ожидать усиления запроса со стороны населения на обеспечение государством справедливости (выхода из кризиса «не за счет народа», а за счет «жирующих банков и бизнеса» и т.п.).