«

»

«ЭТО ЛЮДИ, ОЗАБОЧЕННЫЕ ТОЛЬКО СВОИМ МАТЕРИАЛЬНЫМ БЛАГОПОЛУЧИЕМ»

Рейтинг доверия белорусского правительства следует за рейтингом главы государства как нитка за иголкой. И если у А. Лукашенко он стабилизировался, то следует ожидать и минимального изменения рейтинга доверия правительства. Июньский опрос данный вывод подтвердил: март – 37.0%, июнь – 35.9%.
Естественно ожидать, что доверяют правительству главным образом респонденты, доверяющие главе государства. 70% и 3.5% – таков уровень доверия правительству среди сторонников и противников А. Лукашенко и, соответственно, 17% и 93.6% – таков уровень недоверия.
Ничего удивительного в этом нет. Типичными представителями белорусского «большинства» принцип разделения властей так и не освоен, и это несмотря на 25 лет независимости!
Государство – это А. Лукашенко. Тут нет вопросов. Тут все понятно. А как рядовому телезрителю оценить работу очередного «нового» правительства? По каким критериям? С этой задачей далеко не каждый аналитик в Беларуси справится. Поэтому в ответах на вопрос граф. 1 вне конкуренции оказался вариант: «Оно работает так же, как предыдущее» (57.2%). Следует обратить внимание и на высокую долю респондентов, затруднившихся с ответом (17.3%).
Рейтинг доверия правительства в июне составил 35.9%, но при этом только 14.4% оценивают правительство как хорошую команду политиков, ведущих страну правильным курсом! Кому же тогда доверяют белорусы? Получается, что в первую очередь людям, озабоченным только своим материальным благополучием и карьерой (граф. 2).
Разумеется, ответы на вопрос граф. 2 сильно политизированы. Поэтому «коэффициент раскола» (отношение ответов сторонников и противников А. Лукашенко) для последнего варианта ответа составил 18 (90.4% vs. 5%).
В условиях разворачивающегося экономического кризиса у белорусского правительства есть реальный шанс быть зачисленным в разряд вредителей. Об этом заявил 2 июля А. Лукашенко на торжественном собрании, посвященном Дню Независимости: «В канун праздника был принят ряд решений по выводу предприятий из кризиса. И сразу предупреждаю и правительство, и руководство этих предприятий: если запланированное на эту поддержку не будет выполнено, это будет рассматриваться как вредительство».
При этом следует отметить, что выводить предприятия из кризиса правительству предстоит в узком коридоре, ограниченном белорусской экономической моделью («отступления от этой модели не будет»).
Кто окажется главным виновником за конечный результат, предсказать который сегодня не так уж сложно, правительство или глава государства? Речь, разумеется, идет о виновности с точки зрения общественного мнения. Ответ на этот вопрос сегодня не очевиден. Опыт 2011 г. свидетельствует о том, что концентрация всей полноты власти в одних руках означает и концентрацию в тех же руках большей части ответственности.