«

»

Важнейшие результаты национального опроса в июне 2016 г.

Пресс-релиз «Голос народа – для народа»
Важнейшие результаты национального опроса в июне 2016 г.
(опрошено 1512 человек, ошибка репрезентативности не превышает 3%)

 

  1. Во втором квартале экономическое самочувствие белорусов несколько улучшилось, хотя по-прежнему остается нестабильным:
    • Считают, что их материальное положение улучшилось, только 7.6%, не изменилось – 44.2%, ухудшилось – 46.1% (в марте было соответственно 5.5%, 33.4%, 59.6%). Средний размер доходов (включая зарплаты, пенсии, пособия и др. приработки), который приходился на одного члена семьи в прошлом месяце, повысился с $ 147 в марте до $ 170 в июне (в июне прошлого года было $ 240). Сегодня 81% считают, что белорусская экономика находится в кризисе (в марте было 87.8%, в декабре 67%), причем, только 27.8% согласны с тем, что его причины внешние, а 45.7% указали внутренние причины. Наиболее острыми проблемами, стоящими сейчас перед страной и ее гражданами, 73.2% называют рост цен, почти 55% – безработицу, свыше 52% – обнищание населения, 47.6% – спад производства. По мнению большинства опрошенных, во всех соседних странах, за исключение воюющей Украины, уровень жизни выше, чем в Беларуси.
    • Оценивая весенний указ А. Лукашенко о повышении пенсионного возраста, только 19% согласились с тем, что его следовало повысить, «чтобы увеличить пенсии», свыше 70% считают, что повышать его не следовало, «поскольку многие не доживут до пенсии». С утверждением президента о том, что «твердое большинство нашего населения согласно с повышением пенсионного возраста», согласились 15.1%, а не согласились почти 59%. А с его недавним заявлением о том, что «»Беларусь в нынешней тревожной обстановке по праву считается уголком стабильности», согласилась только треть респондентов, а 53.4% считают, что «наша стабильность скорее застой, когда страна перестала развиваться». По мнению 29.1%, в целом положение вещей в нашей стране развивается в правильном направлении, а 57% придерживаются противоположного мнения (еще в декабре было 36.7% vs. 50.9%). В тоже время, оптимизм белорусов немного повысился: если в марте 12.7% считали, что социально-экономическая ситуация в Беларуси в ближайшие годы улучшится, а 42.9% – ухудшится, то сегодня 19.9% vs. 36.3%.
  2. Отношение белорусов к государственной власти в целом остается довольно критическим:
    • Количество не доверяющих основным государственным институтам по-прежнему превышает количество доверяющих. Как и в 2011 г., в нынешнем кризисе больше всего белорусы винят президента: сегодня его называют главным виновником кризиса 42.3%, правительство – 35.6% парламент – 12.8% (в марте было 47%, 48.3%, 22.7%). Большинство опрошенных критически отнеслись к основным положениям весеннего послания А. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию. Так, с его заявлением о том, что «все необходимые решения для развития экономики власть уже приняла, их просто нужно реализовать», согласились 31.1%, а не согласились 55.8%, «в основе государственной политики лежит забота о человеке, о повышении благосостояния и качества жизни наших белорусов» – 32.9% vs. 52.7%, «государство защищает права, собственность и достоинство всех предпринимателей, которые честно ведут свое дело» – 32.5% vs. 51.5%, «государственные органы в состоянии создавать ежегодно 50 тыс. новых рабочих мест» – 30.5% vs. 55.4%, «в мировом рейтинге по доступу к медицинским услугам Беларусь занимает первое место» – 29.6% vs. 54.8%. Только четверть респондентов согласны с тем, что «А. Лукашенко сможет добиться успеха в борьбе с коррупцией, проведя решительную чистку рядов чиновников высшего ранга и ужесточая наказания за подобные преступления», чуть больше четверти считают, что «ему вряд ли удастся добиться существенных успехов, потому что коррупция в Беларуси неискоренима», а свыше 45% – что «он сам зависит от коррумпированных чиновников» или даже «тем или иным образом заинтересован в ней».
    • Белорусы все критичнее воспринимают изменения социальной структуры общества, происходящие под воздействием государственной политики: роль представителей власти в ней постоянно повышается, а культурной/научной элиты и простого народа снижается. Если десять лет назад 37% считали, что А. Лукашенко прежде всего опирается на президентскую «вертикаль», то сегодня так считают 54.4%, на государственных чиновников – соответственно 20.5% и 32.1%, на культурную и научную элиту – 8.3% и 4.4%, на пенсионеров – 41.4% и 21.8%, на жителей села – 30.2% и 11.5%, на простых людей – 34.2% и 8.2%. Поэтому сегодня только менее 30% соглашаются с тем, что «это мое государство, оно защищает мои интересы», 47.1% – что «это лишь отчасти мое государство, оно недостаточно защищает интересы таких как я», 15.2% – что «это не мое государство, оно не защищает мои интересы, и я не доверяю ему» (еще год назад было 41.2% vs. 43.8% vs. 9.7%). С сентября 2009 г. количество тех, кто считает «то, что в руках А. Лукашенко сейчас сосредоточена практически вся власть в стране, идет на благо Беларуси», уменьшилось с 44.4% до 31.3%, а тех, кто считает, что это «не дает стране ничего хорошего», увеличилось с 36% до 55.5%.
  3. Желание перемен в белорусском обществе не уменьшается:
    • Если десять лет назад для 53.4% опрошенных важнее было сохранение нынешнего положения, а для 37.8% его изменение, то сегодня за сохранение только 25.2%, а за изменение 65.5%. Наиболее реалистическим и желательным вариантом перемен для большинства белорусов остаются выборы и референдумы, хотя их привлекательность постепенно снижается (два года назад их называли 50.1% и 29.4%, а сегодня 44.1% и 26.2%), а уличных протестов вновь повышается (два года назад их называли 8%, а сегодня 14.7%). Растущее разочарование политикой как властей, так и оппозиции видно по тому, как люди оценивают недавние важнейшие политические мероприятия обеих сторон – Всебелорусское народное собрание в июне и Конгресс демократических сил (в последний момент переименованный в Национальный конгресс) в мае. Так, только 28% согласились с тем, что Всебелорусские народные собрания «являются высшей формой народовластия», а почти половина считает, что «это «спектакль», который власть разыгрывает перед обществом». Только 28.2% согласились с тем, что Конгрессы демократических сил «являются высшей формой выражения несогласия народа с политикой властей», а почти 45% считают, что «это «спектакль», который оппозиция разыгрывает перед обществом». В целом потенциал протеста остается по-прежнему невысоким. Хотя рейтинг оппозиционных политических партий в последнее время повысился (в марте было 11.3%, а сегодня 21.3%), рейтинги самых известных оппозиционных лидеров остаются несоизмеримыми с рейтингом президента. Если бы завтра снова состоялись выборы президента Беларуси, за Т. Короткевич проголосовали бы 5.1%, за Н. Статкевича – 4.5%, за В. Некляева и А. Милинкевича – по 3.1%, за каждого из остальных – меньше ошибки выборки. Отсутствие привлекательной внутренней альтернативы, наряду с внешними вызовами, сдерживают радикализацию критического отношения к власти: хотя по сравнению с мартом рейтинг доверия президенту А. Лукашенко снизился с 41.7% до 38.6%, его электоральный рейтинг подрос с 27.3% до 29.5%.
    • Важнейшим политическим событием года, к которому готовится и власть и оппозиция, будут парламентские выборы, назначенные на 11 сентября. Уже сегодня 51.8% респондентов готовы голосовать на этих выборах, 19.6% сказали, что не будут голосовать, а 25% пока еще не решили. За кандидата–сторонника А. Лукашенко готовы голосовать 26.4%, за кандидата–противника А. Лукашенко 26.4%, за иного кандидата – 24.5%, еще четверть затруднились ответить. Ожидают, что эти выборы будут свободными и справедливыми 38.1%, противоположное мнение высказали 36.1%, четверть затруднились с ответом (заметим, что почти такие же результаты по этим вопросам были и перед парламентскими выборами 2012 г., а по данным поствыборных опросов, на выборах в 2008 и 2012 гг. голосовали две трети избирателей). С недавним заявлением А. Лукашенко о том, что «белорусское избирательное законодательство не хуже, чем у других государств, где проходили выборы, признанные международными структурами», согласны 51.2%, не согласны 33.8%. С заявлением, что «в состав избирательных комиссий войдут достойные представители трудовых коллективов, политических партий и общественных объединений», согласны 45.1%, не согласны 34.7%. Однако с заявлением, что «народное волеизъявление, по сложившейся практике, пройдет в абсолютно демократичной атмосфере» согласны только 38.4%, а 43.4% не согласны. На вопрос: «Как Вы считаете, зависят ли результаты выборов от Вашего голоса?» положительный ответ дали 37.5%, а отрицательный 45.5%. Впрочем, следует отметить, что, даже если в новый парламент пройдут представители оппозиции, вряд ли можно рассчитывать на скорые политические изменения. Не только потому, что роль парламента в белорусской политический системе сведена к минимуму, но и потому, что массовое сознание белорусов все еще патриархально-патерналистское: почти две трети опрошенных считают, что «правительство отвечает за благополучие своих граждан и оно обязано помогать людям, когда они в беде», и только менее 30% – что «люди сами отвечают за свое благополучие и они обязаны сами решать свои проблемы».
  4. «Качели» геополитических ориентаций белорусов продолжают движение «в сторону Европы»:
    • На гипотетическом референдуме о вступлении в Европейский Союз «за» сегодня проголосовали бы 27.5%, «против» 50.3% (в марте 23.4% vs. 53.9%, в декабре 19.8% vs. 56.1%). Этот тренд подтверждается и ответами на вопрос о выборе «или-или»: если в декабре «за» объединение с РФ было 53.5%, а за вступление в ЕС 25.1%, в марте 48% vs. 31.2%, то сегодня 42% vs. 34%. Отношение к США более сложное. С одной стороны, как и ранее, наиболее враждебной страной белорусы называют США – такой ответ дали 52.4%. С другой стороны, к США в целом очень/скорее позитивно относятся 55.7%, скорее/очень негативно 35.3%, к американцам соответственно 60.6% vs. 28.2%, а к американской науке и технике 71.2% vs. 18.3%. Треть опрошенных считают, что «Беларуси обязательно нужно восстановить нормальные отношения с США», менее четверти считают, что это не обязательно, а около 35% относятся к этому безразлично. Очевидно, что в Беларуси нет такого глубокого и агрессивного антиамериканизма как в России.
    • Особенно ярко геополитические ориентации белорусов проявляются тогда, когда задается реальная или гипотетическая ситуация вооруженного конфликта. Так, на вопрос: «В последнее время вокруг Беларуси происходит наращивание вооруженной мощи: Россия создает в западном регионе новые дивизии, а НАТО – размещает свои батальоны в Польше и странах Балтии. Одни люди в Беларуси поддерживают действия России, а другие – Запада/НАТО. А как к этому относитесь Вы?» 26.1% респондентов ответили «поддерживаю действия России: это защитит нас от возможной агрессии НАТО», 10.6% – «поддерживаю действия Запада/НАТО: это защитит нас от возможной агрессии России», а почти 58% – «не поддерживаю ни одну из сторон, поскольку Беларусь может быть втянута в военный конфликт». На вопрос: «А если такой конфликт все же произойдет, на чью сторону Вы встанете?» треть ответили «на сторону России», 13.4% – «на сторону Запада», а 43.5% – «постараюсь не поддерживать ни одну из сторон». Причем, как показал анализ, молодежь в наибольшей степени склонна быть в стороне от конфликта и не занимать ни одну из сторон в геополитической конфронтации. Наблюдается строгая линейная зависимость: чем выше возраст, тем выше вовлеченность, и тем выше вовлеченность на стороне России. Доминирующее желание жить по принципу «моя хата с краю» видно и по отношению к вооруженному конфликту в Украине. На вопрос: «По официальным данным, сотни белорусских граждан участвуют в боевых действиях на востоке Украины: одни на стороне украинской армии, а другие на стороне участников вооруженных протестов. Белорусские власти относятся к этому отрицательно. Так, недавно белорусский боец «Правого сектора» был осужден на 5 лет лишения свободы. А как к участию белорусских граждан в боевых действиях в Украине относитесь Вы?» 10.8% ответили «положительно, если на стороне украинской армии», 10.6% – «положительно, если на стороне участников вооруженных протестов» а 71% – отрицательно.