«

»

БЕЛАРУСЬ И ЯДЕРНАЯ ВОЙНА

Сейчас России стала одной из самых антиамериканских стран в мире. Стоит отметить, что это феномен сравнительно недавнего времени: особой теплотой отношение россиян к США и раньше не отличалось, но столь массового негативного отношения до 2014 года не было (см. http://www.levada.ru/08-06-2015/mezhdunarodnye-otnosheniya-druzya-i-vragi-rossii).

Вместе с тем и отношение белорусов к Америке было всегда, мягко говоря, амбивалентным: часть общества относилась к США с симпатией, однако большинство – скорее настороженно. В опросах НИСЭПИ среди стран, относящихся враждебно к Беларуси, Америка обычно занимала “почетное” первое место (см. http://www.iiseps.org/analitica/70).
Как же относятся белорусы и россияне к Соединенным Штатам сейчас? Аналогичные вопросы, которые задавали респондентам исследователи НИСЭПИ в Беларуси и Левада-центра в России, позволяют сопоставить результаты.
 
Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы относитесь к США в целом?«, %
Вариант ответа
Левада, Россия, 05’15
НИСЭПИ, Беларусь,
0915
Очень хорошо
1
6
Скорее хорошо
14
37
Скорее плохо
41
33
Очень плохо
32
10
ЗО/НО
12
14
 
Как видно из табл. 1, среди белорусских респондентов наблюдается паритет положительных и отрицательных оценок (43 : 43), в то время как в России доля отрицательных оценок почти в 5 (!) раз больше, чем положительных (73 : 15).
Схожие различия – между оценкой респондентами отношений между своей страной и США. Отношения Минска и Вашингтона – плохие уже много лет, много лет белорусские чиновники находятся под визовыми санкциями, с ноября 2007 г. действуют экономические санкции в отношении отдельных белорусских предприятий. Тем не менее, оценки белорусами отношения их страны с Америкой заметно более позитивные, чем оценки россиянами отношений РФ и США (табл. 2).
 
Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: «Как вы оцениваете отношения между Беларусью (Россией) и США? «, %
Вариант ответа
Левада, Россия, 01’15
НИСЭПИ, Беларусь,
0915
Как дружеские
1
3
Как хорошие
1
7
Как нормальные
2
30
Как прохладные
13
35
Как напряженные
37
17
Как враждебные
42
4
ЗО/НО
4
5
 
В известном смысле отношение зеркальное. В Беларуси варианты отношений от дружественных до нормальных выбирают 40% респондентов, в России – в 10 раз меньше. При этом в Беларуси в 10 раз меньше, чем в России, тех, кто считает отношения их страны с США враждебными.
Менее контрастны, хотя тоже сильно отличаются (табл. 3), и ответы на вопрос об американской угрозе (http://www.levada.ru/12-05-2015/ugroza-dlya-rossii-so-storony-ssha).
 
Таблица 3. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, представляют ли сейчас США какую-либо угрозу для Беларуси (России)?«, %
Вариант ответа
Левада, Россия, 04’15
НИСЭПИ, Беларусь,
0915
Определенно да
19
5
Скорее да
40
27
Скорее нет
26
51
Определенно нет
6
9
ЗО/НО
9
8
Данные табл. 5 показывают, как на оценку белорусами  США и на оценку угрозы со стороны США для Беларуси влияют политические предпочтения, геополитический выбор и отношение к российским телеканалам.
Таблица 5. Связь отношения к США с отношением к А. Лукашенко, оценкой российских телеканалов и геополитическим выбором*, %
Вариант ответа
Оценка США
Оценка угрозы для Беларуси со стороны США
Очень хорошо/
Скорее хорошо
Скорее плохо/
Очень плохо
Да/Скорее да
Скорее/Нет
Доверяете ли Вы президенту?
Доверяю
37
48
39
52
Не доверяю
54
35
26
69
Геополитический выбор
За объединение с РФ
34
55
40
52
За вступление в ЕС
63
21
17
77
Насколько объективно излагаются события в российских новостных телепрограммах?
Совершенно объективно
45
42
39
48
Совершенно необъективно
66
28
25
70
* Таблица читается по горизонтали
 
Наиболее сильным фактором, влияющим на отношение к Америке, оказывается геополитический выбор. Однако даже среди “белороссов” – сторонников интеграции с Россией, отрицательное отношение к США менее выражено, чем среди россиян (см. табл. 1) – 55% против 73%.
В апрельском 2015 г. опросе Левада-центра задавались и более жесткие вопросы – о перспективах гипотетической войны Запада с Россией. Аналогичный блок вопросов был задан и в сентябрьском 2015 г. опросе НИСЭПИ (табл. 6).
Таблица 6. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы думаете, если случится война между союзным государством России и Беларуси (России) с США и странами НАТО, то кто выйдет из нее победителем?«, %
Вариант ответа
Левада, Россия, 04’15
НИСЭПИ, Беларусь,
09’15
Союзное государство России и Беларуси
21
Россия
33
США и страны НАТО
5
19
В такой войне не может быть победителей
52
48
ЗО/НО
11
12
В ответах на этот вопрос белорусы и россияне оказались близки в том смысле, что примерно половина опрошенных в обеих странах выбрала вариант – «в такой войне не может быть победителей». Однако, как видим, среди тех россиян, кто полагает, что в такой войне все же возможна победа, большинство считает, что победит Россия. Мнения белорусов, считающих, что победа возможна, разделились почти поровну. Белорусское общественное мнение в этом вопросе более осторожно (на чей-то взгляд – менее сумасбродно), чем российское.
С учетом данных табл. 6 не удивительно, что белорусы скорее отрицательно отнеслись к откровениям президента РФ В. Путина насчет возможного применения во время присоединения Крыма ядерного оружия.
 
Таблица 7. Распределение ответов на вопрос: «Что вы думаете о заявлении Владимира Путина, которое прозвучало в документальном фильме «Крым: возвращение на Родину», о том, что во время Крымской операции он дал приказ в случае необходимости быть полностью готовыми применить ядерное оружие? «
Вариант ответа
%
Одобряю заявление, поскольку это единственный путь разговаривать с Западом: Запад понимает только тогда, когда с ним разговаривают с позиции силы
35
С тревогой и неодобрением: подобный шантаж недопустим для лидера такого ранга
48
ЗО/НО
17
Беларусь находится под сильным влиянием российского информационного поля, белорусы в большинстве одобряют присоединение Крыма к России (57% в сентябре 2015 г.), они позитивно оценивают главу российского государства (60% в июне 2015 г.). Но эти симпатии и одобрение имеют свои пределы, использование ядерного оружия и даже угроза им и является для почти половины белорусов одним их таких пределов.
Однако парадоксальным образом это заявление В. Путина хотя встревожило белорусов сильнее, чем россиян, но ненамного (табл. 8).
 
Таблица 8. Распределение ответов на вопрос: «Оцените по пятибалльной шкале степень страха, который вызывает у Вас заявление Владимира Путина о готовности применить ядерное оружие (от 1 – «не вызывает совершенного никакого страха» до 5 – «вызывает очень сильный страх»)», %
Вариант ответа
Левада, Россия, 04’15
НИСЭПИ, Беларусь,
09‘15
1
25
13
2
14
18
3
21
25
4
17
18
5
16
18
В среднем
2.83
3.07
ЗО/НО
7
7
В России тех, кого угроза В. Путина совсем не испугала, оказалось в апреле вдвое больше, чем таких же людей в Беларуси в сентябре. Но только вдвое больше. При этом путинское заявление не на шутку встревожило примерно равные доли как белорусов, так и россиян. Сильно испугавшихся белорусов заметно меньше, чем тех, кто считает, что в войне Запада с Беларусью и Россией не может быть победителя (см. табл. 6). А ведь именно угроза перерастания подобного конфликта в ядерный – одна из основных причин, по которой подобная война может закончиться обоюдным поражением.
Можно было бы предположить, что дело в степени актуальности заявления: Левада-центр выяснял отношение россиян к заявлению их президента по горячим следам, вскоре после того, как оно было сделано. Белорусов об их отношении к угрозе соседского лидера спрашивали почти через полгода после того, как угроза прозвучала, можно предположить, что многие белорусские респонденты вспомнили об этом заявлении или вообще узнали о нем, только отвечая на вопрос анкеты НИСЭПИ. Угроза, не выполненная через полгода после ее озвучивания, не так страшна.
Впрочем, это объяснение представляется по крайней мере недостаточным в свете данных табл. 9.
Таблица 9. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы думаете, в случае войны с Западом может ли В. Путин дать приказ российским военным первым использовать ядерное оружие? «, %
Вариант ответа
Левада, Россия, 04’15
НИСЭПИ, Беларусь,
09’15
Очень вероятно
7
9
Вполне возможно
25
36
Маловероятно
42
36
Совершенно исключено
13
13
ЗО/НО
14
6
Белорусы, вопреки ожиданиям, не в меньшей, а в большей степени, чем россияне, уверены в том, что в случае конфликта РФ с Западом у президента России рука не дрогнет первым нажать на ядерную кнопку. Это – косвенная оценка белорусами решительности, скажем так, их восточного соседа и союзника.
А почему при этом такая перспектива пугает их ненамного сильнее, чем россиян? Возможно, потому что надеются, что вероятность такой войны невелика. Не исключено, что это парадоксальное, перевернутое проявление белорусского страха перед войной как таковой. Он вбит в генетический код нации ее кровавой историей, особенно усилен чудовищным опытом Второй мировой. Но это все же страх привычной войны. На перспективу ядерного конца света этого страху не хватает, такого страшно даже бояться.