«

»

НАСЕЛЕНИЕ ОБ ЭКОНОМИКЕ: МЫСЛИ ВСЛУХ

Достаточно интересны мнения респондентов в отношении экономических аспектов современного бытия. В частности, их ответы красноречиво свидетельствуют, что в стране, несмотря на активную риторику радетелей «рыночного социализма», с каждым днем становится все больше и больше людей, предпочитающих рыночный путь развития экономики: число сторонников рыночной экономики с незначительным государственным регулированием (либеральная экономическая модель) достигло 35.2%, увеличившись по сравнению с результатами опроса в июне 1997 г. на 4.8% (табл. 1). Немного в меньшей степени (на 4.4%), но тем не менее заметно возросло количество сторонников рыночной экономики со значительным государственным регулированием (социал-демократическая модель). А вот число тех, кому милей социалистическое плановое хозяйство (коммунистическая модель), сократилось на 7.5%.

Таблица 1. Динамика предпочтений респондентов в отношении типа экономики, %

Таким образом, если еще год назад рыночную экономику с различной степенью государственного вмешательства предпочитало около двух третей (65.4%) опрошенных, то сегодня за нее высказались почти три четверти (74.6%) респондентов. Следовательно, подавляющее большинство населения решительно не приемлет коммунистический путь экономического развития. И даже попытка официальных СМИ переложить ответственность за экономический кризис в России на сторонников рыночных реформ не повлияла на мнение людей.

Вместе с тем позитивное отношение к рыночной экономике сочетается у респондентов с достаточно выраженными желаниями совсем не рыночного свойства. Так, свыше половины опрошенных (50.1%) продолжают считать, что их заработок зависит, прежде всего, от президента, правительства и парламента, в то время, как лишь 15.2% связывают эту зависимость с собственными усилиями. Почти три пятых (57.8%) не смогли в течение года найти возможность для дополнительного заработка с целью улучшить материальное положение своей семьи.

Из-за этого расхождения желаний и мнений респонденты не замечают, как начинают противоречить самим себе. Так, 87.1% опрошенных предпочли бы широкий выбор товаров хорошего качества по свободным ценам и одновременно 74.3% считают, что государство должно их регулировать. Кстати, за последний год доля поддерживающих государственное регулирование цен уменьшилась на 6.6%, а предпочитающих качественные товары по свободным ценам увеличилась на 9.2%.

Приведенные данные позволяют заметить, что хотя взгляды населения продвигаются в сторону поддержки рыночных отношений, однако рыночные установки людей достаточно незрелы, поверхностны, не затрагивают личностных убеждений. Многие хотели бы иметь от рыночной экономики все то положительное, что с ней связано (широкий выбор качественных товаров и услуг, высокие заработки и т.п.), но избежать при этом ее непременных издержек (возможность потерять работу, необходимость активно искать заработок, постоянно повышать квалификацию и т.д.).

Не преуспели официальные масс-медиа и в деле пропаганды экономических «достижений» режима. Им так и не удалось убедить население в улучшении экономического положения страны, о чем свидетельствуют ответы 76.5% респондентов. Причем в декабре 1997 г. их было только 66.7%. А 88.5% респондентов отметили, что их личное благосостояние, вопреки статистическому «росту» экономики, не повысилось. Примерно столько же – 84.8% (79.4% в декабре 1997 г.) – не заметили какого-либо улучшения своего материального положения за истекший год.

Еще об одном из провалов официальной пропаганды свидетельствуют ответы респондентов на вопрос, что явилось причиной мартовского (1998 г.) валютного кризиса, постигшего Беларусь. Несмотря на попытки официоза внушить населению, что причина кризиса кроется в заговоре российских банкиров и стоящих за ними политиков, эту точку зрения поддержало всего 31.9% респондентов. В то время как 54.7% опрошенных в качестве причины валютного обвала назвали ошибочную экономическую политику белорусских властей.

Приходится, однако, констатировать, что население пока слабо связывает зависимость уровня жизни от экономической политики, проводимой властями. Например, 81.5% опрошенных напрочь забыли утверждения представителей власти о «гибели» Польши от шоковой терапии и считают, что уровень жизни там выше нашего. А 74.1% респондентов то же относят к Литве, предав забвению недавние стенания наших руководителей по поводу «смерти» сельского хозяйства Литвы от упразднения колхозно-совхозного рабства.

И все же большинство наших сограждан начинает, наконец, осознавать, что основная часть «новаций» государственной экономической политики, которые им преподносятся как забота властей о народе, преследуют вовсе не провозглашаемые цели и ни к чему хорошему не приведут. Иначе трудно понять, почему 56.7% респондентов считают, что государство не должно ограничивать доходы граждан, а 54.9% полагают, что борьба предпринимателей-«челноков» против повышения налогов вполне справедлива.