«

»

МОЛОДЕЖЬ – 99: ЭСКИЗ НА ГАЗЕТНОЙ СТРАНИЦЕ

Текущий проект НИСЭПИ, посвященный роли и участию молодого поколения в формировании гражданского общества в Беларуси, включал (помимо прочих исследовательских подходов и процедур) анализ содержания молодежной прессы. Он проводился с целью выявить интенсивность и содержательную направленность рефлексии общественного сознания по поводу социальной потенции нового поколения.

Хотя в настоящее время молодежная печать в прежнем ее понимании, т.е. как монолитная система (совокупность изданий) с жесткой подчиненностью и централизованно сформулированными задачами перестала существовать, сохранились ее «осколки», такие, например, как газеты «Знамя юности» и «Беларуская маладзёжная». Старейшая комсомольско-молодежная газета республики «Знамя юности», всегда оставаясь государственной, приобрела в последнее время нового спонсора в лице БПСМ и подчинила свою деятельность этой организации. Некогда популярная радиопередача «Белорусская молодежная» трансформировалась в негосударственное оппозиционное печатное издание с таким же названием. Таким образом, оставаясь по-прежнему ориентированными на молодежную аудиторию, газеты в корне разошлись идеологически и представляют в настоящее время два полюса белорусской журналистики. Естественно, ими не исчерпывается спектр существующих молодежных изданий. Пользуется популярностью, например, сравнительно недавно появившаяся газета «Переходный возраст», существуют газеты, издаваемые различными молодежными группами и организациями (например, «Навінкі»). Однако «Переходный возраст» – газета не столько молодежная, сколько подростковая, и поэтому она не попала в выборку. Явно отклоняется от общего стандарта газета «Навінкі». Гротескный пародийный стиль издания делает невозможным анализ «Навінок» по одной методике с прочими газетами, а, следовательно, и корректное сравнение с ними. Поэтому мы остановили свой выбор на двух вышеназванных газетах – «Знамя юности» и «Беларуская маладзёжная» (границы генеральной совокупности сообщений заданы с 1 июля 1998 г. по 30 июня 1999 г.), дополнив их подборкой публикаций республиканской прессы по молодежной проблематике за тот же период, которую подготовил Центр документации НИСЭПИ (представлена дюжина государственных и негосударственных изданий). Таким образом сформировался массив сообщений (всего 454 публикации), представляющий позицию как государственной, так и негосударственной прессы по вопросу о роли молодежи в формировании гражданского общества в стране.

Первое, что характеризует эту позицию – распределение внимания газет к различным темам – сферам проявления молодежной активности (табл. 1).

Таблица 1. Распределение внимания прессы к различным темам в рамках освещения молодежных проблем, %

Полученные данные свидетельствуют о том, что среди наиболее интенсивно освещаемых тем – рок- и поп-музыка, свободное время молодежи. Негосударственная пресса значительное внимание уделяет правовым проблемам, а государственная – проблемам образования, науки и культуры. Но доминирует, безусловно, политическая проблематика. Она практически вытеснила производственно-экономические материалы. А ряд тем, в принципе неполитических, приобрел устойчиво политический оттенок. Таковы, в частности, экологическая (чернобыльская) тема, тема рок-музыки и молодежных рок-групп. На первый, поверхностный взгляд, можно было бы уравнять государственную и негосударственную молодежную печать с точки зрения интенсивности внимания к политической проблематике и объявить их одинаково политизированными. Однако более пристальный анализ выявляет принципиально различный характер политизированности изданий и соответственно различную их роль в ориентации молодого поколения на участие (или неучастие) в создании гражданского (или противоположного ему) общества.

Прежде всего стоит обратить внимание на тех, кто выступает в прессе субъектами деятельности, в частности, политической, каковы направленность и характер их взаимодействия в рамках описываемых ситуаций (табл. 2).

Таблица 2. Субъекты деятельности в интерпретации молодежной прессы, %

Наименование субъектов

Общий массив

Гос. пресса

Негос. пресса

С-1

С-2

С-1

С-2

С-1

С-2

Государство
Институты государственной власти

12.4

12.6

15.6

11.8

9.6

13.3

Местная власть

2.2

3.8

2.4

2.8

2.1

4.6

Суд, прокуратура, правоохранительные органы

3.8

1.8

0.5

6.7

3.3

Гос. предприятия и организации

3.5

4.4

5.7

7.0

2.17

1.7

Президент

4.6

3.8

8.0

2.8

1.7

4.6

Общественные организации
«Малады Фронт»

4.9

0.4

0.5

8.8

0.8

БПСМ

12.2

6.2

22.6

9.9

2.9

2.9

«Маладая Грамада»

1.8

0.2

3.3

0.4

Белорусский союз молодежи

0.9

1.5

1.9

2.4

0.8

ЛКСМБ

0.7

1.3

«Гражданский Форум»

2.0

0.2

3.8

0.4

Белорусская ассоциация молодых политиков

2.9

0.4

5.4

0.8

Партии

1.8

1.1

3.3

2.1

Профсоюзы

1.1

0.7

2.1

1.3

Молодежная газета

1.3

1.5

2.5

2.9

Фирма

1.8

2.0

2.4

1.9

1.3

2.1

Индивиды
Молодежный лидер

1.3

2.7

0.5

2.9

6.7

Студент, учащийся

0.7

2.0

0.9

3.8

0.4

0.4

Специалист

1.1

0.4

0.5

0.5

1.7

0.4

Рабочий, крестьянин

0.2

0.4

Военный, милиционер

0.2

0.4

Чиновник, начальник

0.2

0.4

Бизнесмен

0.2

0.2

0.4

0.4

Музыкант, рок-исполнитель

6.0

2.0

2.8

1.4

8.8

2.5

Личность как таковая

2.4

4.2

2.4

7.5

2.5

1.3

В ходе контент-анализа в каждом сообщении фиксировались два субъекта: С-1 – источник активности, инициатор действия, С-2 – контр-субъект, тот, кто отвечает на действия С-1, его активность вторична, спровоцирована первым субъектом.

Из данных табл. 2 видно, что основным субъектом и героем молодежной государственной прессы является многоликое государство. Его лица – институты власти, президент и такая молодежная общественная организация, как БПСМ. Три названных субъекта безусловно доминируют в текстах СМИ. И об этом говорит не только частота их упоминаний, но и то, что они в большинстве случаев выступают как источник активности, инициатор деятельности, т.е. как С-1. Субъекты, сгруппированные под названием «институты государства» в целом упоминаются заметно чаще, чем субъекты, представляющие общественные организации и отдельных индивидов. Большинство известных молодежных общественных организаций не упоминалось в годовой выборке газетных публикаций ни разу (!). Всех их заменила БПСМ.

Данные по молодежной негосударственной печати существенно другие. Здесь в сообщениях равномерно представлены институты государственной власти и разнообразные общественные организации, причем первые чаще выступают как С-2 (отражающий, отвечающий на активность другого), а вторые – чаще выступают как С-1, инициирующий активность и деятельность. Среди общественных организаций выделяются МФ и БАМП. Скорее всего, несколько больший объем внимания к МФ и БАМПу объясняется не ангажированностью издания, а тем, что названные молодежные организации имеют самых ярких лидеров, возбуждающих естественный интерес СМИ. Кстати, молодежные лидеры, как и рок-музыканты, являются наиболее популярными героями негосударственной молодежной прессы. В связи с этим можно взять на заметку две ее особенности, а может быть и тенденции, которые в полной мере разовьются в дальнейшем. Во-первых, «героя-труженика» (воспользуемся этим стереотипом советских времен) – рабочего, колхозника, военного, управленца и т.д. – уверенно заменил герой-лицедей, «внешний» человек. Во-вторых, таким героем-лицедеем является не только артист, эстрадная знаменитость, но и общественный лидер, политик (оба, по данным контент-анализа, одинаково популярны в газете). В третьих, множество политических лидеров, представляющих себя в выступлениях прессы, – это принципиально иная ситуация, чем один супер-лидер (см. данные по государственной молодежной прессе). Это значит не только то, что многовариантность гражданского общества отражается на газетной полосе, но и то, что сама газета начинает выполнять характерную для гражданского общества функцию политической рекламы, а не политической пропаганды.

Резюмируя сказанное выше, отметим, что политизированность государственной и негосударственной прессы на деле оказывается демонстрацией двух принципиально различных моделей политической деятельности. На одном полюсе – самодостаточная активность минимума облеченных государственной властью и широкими полномочиями государственных структур, на другом полюсе – активность разнообразных субъектов, среди которых первую скрипку играют общественные организации.

В соответствии с темой проекта, сверхзадача контент-анализа – интерпретация данных в парадигме гражданского общества. Операционализируя понятие гражданского общества для целей его социологического исследования, мы представим его как совокупность сбалансированных, прозрачных и регулируемых законом связей и отношений самодеятельно активных субъектов по вертикали и по горизонтали (т.е. с государством и между собой). Описание социальных взаимодействий по вертикали и по горизонтали, характеристика их сбалансированности (гармоничности), а также характеристика инструментов осуществления этих взаимодействий даст представление о степени приближенности описанной социальной реальности к стандартам гражданского общества. По данным исследования, в общем массиве сообщений молодежных СМИ вертикальные и горизонтальные взаимодействия представлены в соотношении 45% : 55% (в государственной прессе больше представлена «вертикаль» – 57% : 43%, в негосударственной – «горизонталь» – 45% : 55%). Каковы же содержательные параметры вертикальных и горизонтальных взаимодействий в государственной и негосударственной молодежной печати?

По версии государственной молодежной печати, отношения господства и подчинения (по вертикали) между государством и его гражданами, государством и независимыми общественными структурами мало чем отличаются от горизонтальных взаимосвязей между гражданами, общественными организациями и прочими субъектами приблизительно равного статуса (табл. 3). Как в первом, так и во втором случае преобладают конструктивные цели и партнерство во взаимоотношении описываемых газетами субъектов. Правовые документы как инструменты прежде всего вертикального взаимодействия выстраиваются в характерную последовательность: меньше всего регулирует общественные отношения Конституция, чуть больше роль законов, но наиболее важны указы и декреты президента. Каналами взаимодействия власти и общества являются также собрания, воспитание и пропаганда, неформальная коммуникация, вознаграждения и благодарности.

Таблица 3. Направленность и характер взаимодействия субъектов в сообщениях прессы, %

Направления и характер взаимодействия

Гос. пресса «вертикаль»

Гос. пресса «горизонталь»

Негос. пресса «вертикаль»

Негос. пресса «горизонталь»

Цели по отношению к контрсубъекту:
– конструктивные

85.3

93.5

30.8

91.3

– деструктивные

4.9

5.2

84.6

23.0

– избегание

2.9

14.4

1.6

Характер взаимодействия:
– конфликт

9.8

7.8

62.5

15.1

– контроль

8.8

1.3

20.2

5.5

– компромисс

1.0

8.7

15.9

– партнерство

80.4

85.7

7.7

61.9

Инструменты взаимодействия:
– Конституция

1.6

– законы

5.9

12.5

2.4

– декреты

17.6

1.3

14.4

0.8

– обращение, заявление

0.8

2.6

14.4

11.1

– выборы

2.9

5.2

3.8

3.2

– выступления в СМИ

4.9

6.5

12.5

10.3

– запреты, репрессии

0.8

46.2

5.6

– митинги

2.9

5.2

20.2

11.1

– переговоры

11.7

20.8

4.8

5.6

– собрания

41.2

70.1

7.7

7.1

– забастовки

1.0

0.8

– подкуп

2.9

2.4

– воспитание, пропаганда

14.7

18.2

8.7

31.0

– неформальная коммуникация

15.7

15.6

1.0

21.4

– искусство

2.0

7.8

4.8

27.8

– суд, расследование

0.8

3.8

2.4

– награждение

20.6

14.3

0.8

В интерпретации негосударственной прессы, вертикальные и горизонтальные отношения в обществе противоположны друг другу с точки зрения целей и характеру взаимодействия: в первом случае преобладают конфликтные отношения, а цели субъектов зачастую деструктивны. Соответственно инструменты взаимодействия – репрессии, запреты, митинги, пикеты и другие акции.

Результаты контент-анализа показали, что в государственной и негосударственной молодежной прессе описывается как будто не одно, белорусское, а два разных общества: одно гармонично, другое конфликтно, одно представлено многообразием общественных организаций и лидеров, другое – ограниченным кругом госструктур. Но оба далеки от идеалов общества гражданского.

Надежда Ефимова, кандидат философских наук, доцент