«

»

ЖИЗНЬ УБЕЖДАЕТ ЛУЧШЕ ШТАТНЫХ ПРОПАГАНДИСТОВ

Анализируя ответы респондентов на вопросы экономического характера, постоянно возникает ощущение, что в общественном сознании все отчетливее проявляются какие-то новые представления наших сограждан в отношении того, каким должно быть экономическое устройство нашего общества. И хотя, по признанию респондентов, 59.4% из них плохо разбираются в экономике, однако эти проблемы интересуют 69.3% опрошенных. Конечно, утверждать наверняка невозможно, но можно предположить, что народ, именем которого до сих пор прикрывались все деяния властей, наконец стал понимать, что в правильной Беларуси жизнь заметно хуже, чем в неправильных Польше, Литве, Эстонии. И сколько бы не старались идеологи рыночного социализма убеждать людей в необходимости вернуться назад к социалистическим, точнее сталинским порядкам, сколько бы ни пахали правовое поле правительственные юристы, доводя до тихого помешательства так называемых депутатов из Национального собрания, сколько бы не вдалбливали официальные комментаторы мысли о целесообразности и своевременности принимаемых мер в головы тем, у кого по телевизору идет только фарисейский белорусский канал, сколько бы не объясняли чиновники высокого ранга необходимость введения тех или иных ограничений нормальной жизни и препятствий для активных и предприимчивых, загнав своей спецификой в тупик экономистов из МВФ и Мирового банка, житейская практика, однако, более успешно формирует у большей части населения иное мироощущение и мировоззрение.

Безусловно, в стране еще много идейных сторонников рыночного социализма, особенно среди тех, уровень образования и профессиональной подготовки которых совершенно не отвечает требованиям времени или возраст которых уже не позволяет адекватно воспринимать действительность и понимать происходящее. И все же значительная часть наших сограждан, сопоставляя официальную пропаганду и реалии бытия, все чаще и чаще задумывается о своей судьбе и судьбе страны, все чаще и чаще начинает понимать, что ведут их совсем не туда, куда им надо, а точнее, туда, куда совсем не надо.

Так, отвечая на вопрос, как изменилась экономическая ситуация в Беларуси за последний год, две трети респондентов (67.4%) выбрали позицию «ухудшилась», несмотря на активную пропаганду государственными СМИ успехов белорусской экономики. Улучшение ощутили лишь 8.5%. При этом улучшение личного материального положения смогли заметить только 7.8%, в то время как у 60.6% оно ухудшилось.

Сопоставляя уровень жизни в Беларуси с сопредельными странами, респонденты уверенно признали, что он заметно выше в Латвии (77.8%), Литве (77.7%) и Польше (85.3%), т. е. там, где действительно проводились рыночные реформы. В то же время лишь 24.5% опрошенных считают, что он выше в России – стране, к которой нас усиленно пытаются присоединить и в которой экономические реформы так и не были доведены до конца.

Весьма наглядно тенденции изменения общественного мнения показывают ответы на так называемые вопросы-индикаторы, определяющие степень продвинутости взглядов населения в сторону рыночной экономики (табл. 1-7). Как можно заметить, динамика ответов респондентов достаточно уверенно «теплеет» в сторону рынка. Так, увеличивается доля тех, кто предпочел бы рыночную экономику с незначительным государственным вмешательством и уменьшается – со значительным. Практически застыл на месте удельный вес любителей плановой экономики, примерно адекватный доле пенсионеров в численности населения страны. Увеличивается число тех, кто уверен, что частная форма собственности более эффективна, чем государственная. Медленно, но систематически повышается удельный вес считающих, что государство не вправе и неспособно регулировать цены. Увеличивается доля предпочитающих высокий, но не гарантированный заработок, что характерно для рыночной экономики, и уменьшается тех, кто желает получать маленькую, но гарантированную социалистическую зарплату. Все больше становится тех, кто не считает частную торговлю спекуляцией и выступает против государственного ограничения доходов граждан. Наконец, удельный вес желающих работать в частном секторе превысил-таки долю предпочитающих государственный.

Таблица 1. Выбор типа экономики, %

* В опросах 1994-96 гг. типы рыночной экономики респондентам не предлагались

Таблица 2. Выбор предпочтительной формы собственности, %

Таблица 3. Динамика ответов на вопрос: «Должно ли государство ограничивать доходы граждан?», %

Таблица 4. Динамика ответов на вопрос: «Должно ли государство регулировать цены на товары и услуги?», %

Таблица 5. Динамика ответов на вопрос: «Что бы Вы выбрали?», %

Таблица 6. Динамика ответов на вопрос: «На каком предприятии Вы предпочли бы работать?», %

Таблица 7. Динамика ответов на вопрос: «Как Вы считаете, купить товар подешевле, а затем продать подороже – это честный заработок?», %

* В опросe 1997 г. строки «да» и «нет» включают также ответы «скорее да, чем нет» и «скорее нет, чем да» соответственно

Иначе говоря, несмотря на огромные возможности в деле информационного оболванивания и репрессивного воздействия на умы и души жителей Беларуси, режим так и не смог обеспечить себе идеологического преимущества. Можно полагать, что тенденции дальнейшего изменения общественного мнения в перспективе приведут его и к потере политической поддержки.