«

»

ХОТЯТ ЛИ БЕЛОРУСЫ В РОССИЮ?

Во время обсуждения проекта нового союзного договора официальные представители Беларуси и России говорили о том, что белорусы и россияне единодушно поддерживают объединение двух стран. Данные социологических опросов, проводимых в России, свидетельствуют о том, что создание единого белорусско-российского государства поддерживает около 70% россиян. Однако белорусское общество не столь единодушно, о чем говорят, в частности, результаты национальных опросов НИСЭПИ.

Респондентам задавался вопрос о голосовании на гипотетическом референдуме об образовании единого государства. Данные табл. 1 показывают, как на протяжении 1999 г. менялось соотношение сторонников и противников объединения.

Таблица 1. Голосование на гипотетическом референдуме об объединении Беларуси и России, %

Рост числа сторонников объединения с марта по июнь можно объяснить «югославским синдромом»: белорусское общественное мнение, испуганное войной на Балканах, качнулось в сторону России. С июня по ноябрь изменения были прямо противоположными: число сторонников объединения уменьшилось, а число противников – увеличилось. Причем это произошло несмотря на то, что ноябрьский опрос проводился в самый разгар очередной интеграционной кампании, когда государственные СМИ усиленно убеждали граждан в благотворности объединения. Активная рекламная кампания обычно увеличивает спрос на товар. Поскольку в данном случае этого не произошло, значит имеются другие факторы, резко охлаждающие объединительные устремления. Представление о природе этих факторов дают данные табл. 2.

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос «Считаете ли Вы, что в случае объединения Беларуси и России в единое государство:», %

Как можно заметить, «югославский синдром» сменился «чеченским», оказавшим на общественное мнение прямо противоположное воздействие: несмотря на все уверения властей, большинство белорусов опасается, что в случае объединения им или их детям придется ехать на российскую войну, а еще большее число опрошенных не исключают, что война в виде террористических актов может «приехать» к ним. Вместе с тем интересно отметить, что само решение российского правительства начать боевые действия в Чечне положительно оценивают 45.2% опрошенных, отрицательно – 25.9%, безразлично – 4.4%. То есть белорусы считают чеченскую войну чужой и не хотят участвовать в ней, но сама по себе она не вызывает у них единодушного осуждения. Косвенно об этом свидетельствуют ответы на вопрос о наилучшем кандидате на гипотетический пост «союзного» президента (табл. 3).

Таблица 3. Распределение ответов на вопрос «Если бы был учрежден пост президента Беларуси и России, за кого бы Вы проголосовали на выборах на эту должность?»*, %

* Другие белорусские и российские политики в ноябрьском 1999 г. опросе набрали каждый менее 1% голосов

До В. Путина ни один из российских политиков не имел в Беларуси столь высокого «союзного» рейтинга. Это подтверждает мнение о том, что белорусы симпатизируют политикам с имиджем «сильного человека», демонстрирующим готовность кого-нибудь, говоря словами В. Путина, «мочить в сортире».

Несмотря на то, что за объединение с Россией высказывается внушительная часть опрошенных, отношение белорусского общественного мнения к этой проблеме весьма противоречиво. Как показывают данные табл. 4, государственный суверенитет Беларуси является ценностью не только для «кучки националистов», но и для большинства, в том числе и для сторонников А. Лукашенко и даже для приверженцев объединения с Россией (!).

Таблица 4. Распределение ответов на вопрос «Хотите ли Вы, чтобы Беларусь была суверенным, независимым государством?»*, %

* В скобках указан процент опрошенных, готовых голосовать соответственно за А. Лукашенко и за объединение с Россией

Резко снижается доля приверженцев объединения в одно государство, когда опрошенным предлагается набор различных вариантов взаимоотношений Беларуси и России (табл. 5). Следовательно, крайняя противоречивость общественного сознания позволяет манипулировать им, обещая «полное объединение» при сохранении «полного суверенитета».

Таблица 5. Наилучший вариант отношений Беларуси и России, %

Стоит заметить, что стремление к объединению сочетается с достаточно сдержанными оценками состояния дел в сегодняшней России (табл. 6).

Таблица 6. Распределение ответов на вопрос «Сопоставьте уровень жизни в Беларуси и в соседних странах. У кого он выше?», %

Как видим, несмотря на усилия белорусской пропаганды, повествующей об «ужасах капитализма» в Польше и в балтийских государствах, белорусы почти единодушно оценивают латвийское, литовское и польское житье выше, чем собственное. В то же время, согласно средним оценкам респондентов, российский уровень жизни примерно сопоставим с белорусским. Так что не исключено, что, говоря о желании объединиться с Россией, люди на самом деле имеют в виду не соединение с ныне существующей соседней страной с ее радостями и горестями, успехами и проблемами, а нечто иное. Что именно – на это отчасти дают ответ данные табл. 7.

Таблица 7. Отношение к восстановлению СССР, %

Однако число людей, высказывающихся за восстановление СССР, как видим, за два года существенно уменьшилось. Приходит понимание, что прошлое, как его ни оценивай, невозможно вернуть.