«

»

ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: МНЕНИЕ ЭЛИТЫ

Данные табл. 1 показывают, что подавляющее большинство лидеров общественного мнения (свыше трех четвертей) согласны с выводом оппозиции и технической миссии ОБСЕ о недемократичности парламентских выборов, состоявшихся нынешней осенью. В наибольшей степени этот вывод поддерживают лидеры из негосударственных структур, в наименьшей – из государственных. Тем не менее даже среди них сторонников этой точки зрения в три раза больше, чем противников.
Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: «После первого тура парламентских выборов оппозиция и техническая миссия ОБСЕ заявили, что эти выборы нельзя признать демократическими, поскольку они не соответствовали стандартам свободных и справедливых. Согласны ли Вы с таким мнением?», %

Вариант ответа
Опрос лидеров
Национальный опрос
всего
в том числе из структур
негосударственных
государственных
Выборы не были демократическими
77.4
93.5
54.5
23.3
Выборы были демократическими
7.5
6.5
18.2
28.0
ЗО/НО
15.1
27.3
48.7
Среди всего населения лишь менее половины опрошенных смогли дать определенный ответ на данный вопрос. Это связано, вероятно, не только с привычкой верить официальной точке зрения, тиражируемой в большинстве наиболее доступных СМИ, но и с весьма распространенным безразличием к парламентаризму и демократии вообще. Среди тех, кто не согласен с мнением оппозиции и технической миссии ОБСЕ (28.0%), преобладают убежденные сторонники А. Лукашенко.
Данные табл. 2 показывают, что в оценке результатов кампании бойкота прошедших выборов, организованной оппозицией, лидеры разделились почти пополам. Некоторое превалирование негативной оценки обеспечивается преобладанием ее у лидеров из государственных структур, поскольку голоса лидеров из негосударственных разделились строго пополам. Характерно, что среди лидеров очень мало тех, кто уклонился от ответа на данный вопрос. А вот среди населения, наоборот, очень много – 46.9%. У тех же, кто на него ответил, преобладает отрицательная точка зрения. Таким образом, у 45.0% населения и 54.6% лидеров из государственных структур доминирует мнение о провале кампании бойкота, что следует учесть ее организаторам при проведении очередной избирательной кампании.

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: «Значительная часть оппозиции активно бойкотировала прошедшие парламентские выборы, то есть призывала избирателей не идти голосовать. Как Вы оцениваете результаты этой кампании?», %

Вариант ответа
Опрос лидеров
Национальный опрос
всего
в том числе из структур
негосударственных
государственных
Кампания бойкота не имела успеха
50.9
48.4
54.6
45.0
Кампания бойкота имела успех
45.3
48.4
40.9
8.1
ЗО/НО
3.8
3.2
4.5
46.9
Как показывают данные табл. 3, больше половины лидеров (56.6%) солидарны с оппозицией в количественной оценке явки избирателей. С оценкой Центризбиркома согласны только 9.4% лидеров. Еще 34.0% – уклонились от определенного ответа. Наиболее активно мнение оппозиции разделяют лидеры из негосударственных структур, имевшие, вероятно, отношение к работе наблюдателей за ходом голосования. Лидеры из государственных структур в наибольшей степени уклонились от ответа на данный вопрос (54.5%). Среди тех, кто на него все-таки ответил, преобладает поддержка утверждения оппозиции.

Таблица 3. Распределение ответов на вопрос: «По сообщениям Центральной избирательной комиссии в парламентских выборах, которые состоялись в октябре, приняло участие более 60% избирателей. По мнению оппозиции, основанном на результатах наблюдения, в выборах приняло участие только 40-45% избирателей. Кто, на Ваш взгляд, прав?», %

Вариант ответа
Опрос лидеров
Национальный опрос
всего
в том числе из структур
негосударственных
государственных
Действительности соответствуют данные оппозиции
56.6
77.4
27.3
12.4
Действительности соответствуют данные Центризбиркома
9.4
3.2
18.2
22.6
ЗО/НО
34.0
19.4
54.5
65.0
Среди населения уклонившихся от ответа еще больше – почти две трети. У оставшейся трети преобладает мнение о том, что прав все же Центризбирком. Понятно, что среди сторонников этого мнения большинство составляют идейные противники оппозиции, однако следует иметь в виду, что к моменту опроса уже были опубликованы результаты независимой социологической оценки явки, весьма близкие к данным Центризбиркома. Поэтому можно полагать, что поддержка мнения оппозиции высказана прежде всего ее идейными сторонниками, а вовсе не приверженцами объективности.
Из табл. 4 видно, что две трети лидеров поддерживают идею снизить норму явки избирателей на участки для голосования, позволяющую считать выборы состоявшимися. Причем эта точка зрения преобладает у лидеров из государственных структур, тогда как в негосударственных соотношение сторонников и противников этой идеи не столь контрастно. Что касается населения, то значительное его большинство (50.2%) эту идею не одобряет. А еще более трети (36.0%) уклонилось от определенного ответа.

Таблица 4. Распределение ответов на вопрос: «Как известно, выборы в нашей стране считаются состоявшимися, если на участки для голосования явилось более половины избирателей. Это часто приводит к срыву и повторным выборам. Следует ли, на Ваш взгляд, уменьшить норму явки избирателей, чтобы считать выборы состоявшимися?», %

Вариант ответа
Опрос лидеров
Национальный опрос
всего
в том числе из структур
негосударственных
государственных
Да, норму явки избирателей следует уменьшить
66.0
54.9
81.8
13.8
Нет, необходимо сохранить прежнюю норму явки избирателей
32.1
41.9
18.2
50.2
ЗО/НО
1.9
3.2
36.0
Весьма характерны ответы на вопрос о том, должны ли быть представлены в избирательных комиссиях все участники избирательного процесса. Данные табл. 5 показывают, что существующая в нашей стране монополия исполнительной власти на право формирования состава избирательных комиссий ни лидерами, ни всем населением не одобряется. В связи с этим утверждение властей о том, что нынешнее избирательное законодательство, а также практика проведения выборов вполне отвечают требованиям населения и международным стандартам, мягко говоря, не соответствует действительности. Поэтому можно заключить, что депутаты нынешнего белорусского «парламента» при принятии Избирательного кодекса руководствовались, прежде всего, требованиями главы государства, а вовсе не интересами населения, от имени которого они якобы действовали. Между прочим, даже среди населения сторонников сохранения существующего положения всего 15.2%.

Таблица 5. Распределение ответов на вопрос: «Многие наши сограждане не доверяют результатам выборов, потому что в избирательные комиссии с правом решающего голоса были включены лица, отстаивающие интересы властей. Как Вы считаете, нужно ли включить в состав избирательных комиссий с правом решающего голоса представителей различных политических сил?», %

Вариант ответа
Опрос лидеров
Национальный опрос
всего
в том числе из структур
негосударственных
государственных
Да, это необходимо
88.6
87.1
91.0
38.2
Нет, следует сохранить существующее положение
3.8
3.2
4.5
15.2
ЗО/НО
7.6
9.7
4.5
46.6
Практически единодушно лидеры отметили, что предстоящие президентские выборы в Беларуси не могут быть ни свободными, ни справедливыми (табл. 6). Свое мнение они основывают не только на недостатках нынешнего избирательного законодательства, но и на практике проведения властями осенней избирательной кампании, свидетелями которой многие из них непосредственно оказались.

Таблица 6. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы думаете, будут ли свободными и справедливыми выборы президента Беларуси в 2001 г.?», %

Вариант ответа
Опрос лидеров
Национальный опрос
всего
в том числе из структур
негосударственных
государственных
Нет
86.8
87.1
86.4
28.0
Да
7.5
3.2
13.6
32.2
ЗО/НО
5.7
9.7
39.8
Среди населения около 40% уклонились от ответа на данный вопрос. Еще около трети считают, что эти выборы будут свободными и справедливыми. Вместе с тем 28% уверены в противоположном. Вот среди этих людей оппозиция может и должна рекрутировать наблюдателей на предстоящую президентскую кампанию.
Таким образом, анализ ответов лидеров показывает, что представители элиты весьма негативно оценивают степень свободы и справедливости прошедших парламентских выборов. Они недоверяют избирательным комиссиям и подвергают сомнению объявленные властями результаты выборов. Многие лидеры считают, что белорусское избирательное законодательство нуждается в серьезных корректировках. Подавляющая часть элиты уверена, что без изменения отношения власти к организации избирательной кампании и без внесения соответствующих поправок в Избирательный кодекс надеяться на свободные и справедливые выборы президента в 2001 г. не приходится.