«

»

ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ ГЛАЗАМИ ЭЛИТЫ

Как видно из табл. 1, подавляющее большинство лидеров общественного мнения (90.6%), независимо от представляемых структур, не хотят видеть А. Лукашенко президентом страны еще на один срок. Поэтому для них актуальны как сами выборы, так и кандидатура возможного претендента на пост главы государства.
Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: «Хотите ли Вы, чтобы А. Лукашенко был президентом нашей страны еще один срок?», %

Вариант ответа
Опрос лидеров
Национальный опрос
всего
в том числе из структур
негосударственных
государственных
Нет
90.6
96.8
81.8
41.5
Да
3.8
9.1
36.1
ЗО/НО
5.6
3.2
9.1
22.4
Что касается всего населения, то значительная его часть (41.5%) также хотела бы видеть на посту президента иного кандидата. Однако и у А. Лукашенко сторонников достаточно много – 36.1%. Кроме того, 22.4% в этом отношении еще не определилось и выбор этой части электората может оказаться решающим. В целом можно сделать вывод, что идея новых президентских выборов в белорусском обществе уже назрела и поддерживается им. Сегодня А. Лукашенко вряд ли смог бы продлить срок своих полномочий без выборов, как это было сделано осенью 1996 г.
Данные табл. 2 показывают, что более половины лидеров хотели бы видеть президентом страны независимого кандидата. Вторым по предпочтению оказался единый кандидат демократических оппозиционных партий. Вместе они получили 88.6%, что выше, чем в октябре на 16.4 пункта. Характерно, что уровень предпочтительности единого кандидата оппозиции у лидеров мало зависит от представляемых структур (и в государственных, и в негосударственных его поддерживает около трети респондентов). Независимого же кандидата больше поддерживают лидеры из негосударственных структур. Можно предположить, что их оценка в существенной степени оказалась в зависимости от шансов соответствующего кандидата на победу. Вероятно, они более чувствительны к настроениям населения, у которого, как видно из табл. 2, шансы единого кандидата оппозиции котируются достаточно низко.

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: «Кого бы Вы хотели видеть на посту президента Беларуси?», %

Вариант ответа
Опрос лидеров
Национальный опрос
всего
в том числе из структур
негосударственных
государственных
Независимого кандидата
54.6
61.3
45.5
24.6
Единого кандидата демократических оппозиционных партий
34.0
35.5
31.8
9.8
А. Лукашенко
3.8
9.1
35.9
Иного кандидата
3.8
9.1
1.7
Кандидата иной политической партии
1.9
4.5
2.2
ЗО/НО
1.9
3.2
25.8
Можно также заметить, что среди лидеров практически нет неопределившихся в своих симпатиях, тогда как у населения таковых больше четверти.
Что касается А. Лукашенко, то предпочтение ему отдали лишь некоторые лидеры из государственных структур. Причем их число по сравнению с октябрем сократилось на 6.9 пункта, а с сентябрем – на 12.6 пункта или в 2.4 раза.
Таким образом, результаты ноябрьского опроса лидеров показывают дальнейшее падение рейтинга А. Лукашенко и единого кандидата оппозиции. Одновременно наблюдается рост рейтинга независимого кандидата. У населения в отношении независимого кандидата также наблюдается рост рейтинга (на 2.3 пункта по сравнению с октябрем) и сокращение – единого кандидата от оппозиции (на 1.3 пункта). Несколько возрос у населения также рейтинг А. Лукашенко (на 3.9 пункта), что может быть связано с его медийной активностью в период парламентской кампании, публичным разносом высших чиновников, а также с принятием подряд двух решений о повышении размеров оплаты труда. Эти результаты подтверждают наш предыдущий вывод: стратегия президентской избирательной кампании оппозиции должна быть основана на учете доминирующего мнения электората о предпочтительности независимого кандидата.
Анализ ответов населения подтверждает вывод, сделанный по результатам октябрьского опроса: А. Лукашенко уже не единственная, хотя и доминирущая фигура на политическом поле страны. Если будущим президентом его хотели бы видеть 35.9% опрошенных, то независимого кандидата либо единого кандидата оппозиционных сил – 34.4%. Разница, как и ранее, находится в пределах ошибки выборки. Следует напомнить, что в октябре рейтинги этих фигурантов составляли 32.0% и 30.8%, а в сентябре – 37.4% и 39.8% соответственно. Как можно заметить, октябрьский провал начинает восполняться за счет сокращения «болота», т.е. уклонившихся от ответа, поскольку рейтинги других фигурантов не изменились.
Результаты ноябрьского опроса показали некоторые изменения мнений лидеров в отношении возможных кандидатов на предстоящих президентских выборах (табл. 3). Так, на открытый вопрос о том, кого бы респонденты завтра выбрали президентом страны, у лидеров первым оказался М. Чигирь, получивший 11.3%, что несколько ниже, чем в октябре (14.9%), но уже заметно ниже, чем в сентябре (21.1%). Такое же число ответов получил С. Домаш, в предыдущем опросе вообще не упоминавшийся. Если М. Чигиря поддержали, в основном, представители государственных структур, то С. Домаша – негосударственных. На третье и четвертое места с одинаковым результатом вышли В. Вечерко и М. Леонов. Кандидатура последнего в предыдущем опросе также не упоминалась. Кандидатура А. Лукашенко со второго места в октябре переместилась ниже седьмого в ноябре, причем поддержали его лишь в государственных структурах. В. Леонов, занимавший в октябре третье место, в ноябре переместился ниже седьмого места, существенно потеряв в рейтинге.

Таблица 3. Распределение ответов на вопрос: «Если бы завтра состоялись выборы президента Беларуси, за кого бы Вы проголосовали?», %

Вариант ответа
Опрос лидеров
Национальный опрос
всего
в том числе из структур
негосударственных
государственных
Михаил Чигирь
11.3
6.5
18.2
4.5
Семен Домаш
11.3
13.0
9.1
Винцук Вечорко
5.7
9.7
0.6
Михаил Леонов
5.7
3.2
9.1
Анатолий Лебедько
3.8
3.2
4.5
1.2
Мечислав Гриб
3.8
3.2
4.5
Михаил Кривомаз
3.8
3.2
4.5
Александр Лукашенко
1.9
4.5
38.2
Станислав Шушкевич
1.9
3.2
4.5

* Остальные политики набрали менее 1.9% голосов

Из названных в октябре политиков в ноябрьском рейтинге не были упомянуты В. Гончарик, З. Позняк, О. Абрамова, С. Гайдукевич, С. Калякин и Ю. Ходыко. В то же время здесь появились фамилии С. Домаша, М. Леонова, М. Гриба, М. Кривомаза, В. Ермошина, Г. Буравкина, И. Коротчени, М. Мясниковича, С. Богданкевича и С. Шушкевича.
У всего населения в ноябрьском рейтинге (как и в октябрьском) лидируют – А. Лукашенко с результатом 38.2% (в октябре – 33.2%), М. Чигирь – 4.5% (6.9%) и С. Шушкевич – 4.5% (3.0%). Рейтинг иных политиков не превышает ошибки выборки.
Несколько иное распределение белорусских политиков в закрытом президентском рейтинге, то есть при выборе фамилий политиков из предложенного списка. Как показывают данные табл. 4, в ноябре у лидеров на первом месте оказался М. Чигирь с результатом 17.0% (в октябре – второе место с 13.0%). Рейтинг В. Леонова, занимавшего в октябре первое место с результатом 16.7%, в ноябре очень резко упал – он не попал даже в первую десятку, что, видимо, связано с отсутствием заметных признаков его политической или медийной активности. Рост рейтинга М. Чигиря произошел за счет увеличения поддержки у лидеров из государственных структур (при некотором падении поддержки в негосударственных), что, вероятно, связано с уходом их голосов от В. Леонова.

Таблица 4. Распределение ответов на вопрос: «За кого из известных общественно-политических деятелей Беларуси Вы готовы проголосовать на президентских выборах?», %

Вариант ответа
Опрос лидеров
Национальный опрос
всего
в том числе из структур
негосударственных
государственных
Михаил Чигирь
17.0
12.9
22.7
7.9
Винцук Вечорко
5.7
9.7
1.0
Владимир Гончарик
5.7
9.7
Владимир Ермошин
5.7
9.7
4.7
Михаил Леонов
5.7
3.2
9.1
Семен Домаш
5.7
9.7
Анатолий Лебедько
3.8
3.2
4.5
1.9
Родим Горецкий
3.8
3.2
4.5
Станислав Шушкевич
1.9
4.5
6.0

* Остальные политики набрали менее 1.9% голосов

У лидеров из негосударственных структур сохранил свое первенство М. Чигирь, а второе-пятое места поделили В. Вечерко, В. Гончарик, В. Ермошин и С. Домаш. У представителей государственных структур лидирует также М. Чигирь, поднявшийся с третьего места в октябре. Второе место – у М. Леонова, который вписан в свободную строку.
В целом ответы на этот вопрос подтверждают вывод о том, что элита все еще не определила кандидатуру доминирующего лидера, способного бросить вызов А. Лукашенко в борьбе за президентский пост. Об этом говорит систематическая и достаточно существенная флуктуация рейтингов конкретных политиков, появление новых фамилий в списке и стремительные исчезновения из него отдельных кандидатур.
Что касается опроса всего населения, то в закрытом рейтинге практически ничего не изменилось: лидируют те же политики, сохранив прежние места, хотя и с некоторой потерей поддержки.
Данные табл. 5 позволяют сделать однозначный вывод: лидеры мнений (независимо от представляемых структур) категорически против повторного избрания А. Лукашенко на президентский пост. В октябрьском опросе лидерам предлагалось ответить, за кого бы они проголосовали в гипотетическом втором туре выборов, если бы против А. Лукашенко выступал конкретный белорусский политик. Ответы показали, что лидеры хотя и готовы заменить А. Лукашенко, но не на всякого. Например, не на М. Мясниковича или С. Гайдукевича. В ноябрьском опросе такой же гипотетический второй тур предполагал соперничество А. Лукашенко и представителя той или иной общественной группы. Ответы показали, что лидеры готовы поддержать фактически любого политика, который вступит в борьбу с первым президентом.

Таблица 5. Распределение ответов на вопрос: «Если бы Вам сегодня пришлось выбирать президента Беларуси только из следующих двоих политиков, за кого бы Вы проголосовали?», %

Вариант ответа
Опрос лидеров
Национальный опрос
всего
в том числе из структур
негосударственных
государственных
А. Лукашенко – представитель оппозиции
А. Лукашенко
5.7
13.6
39.1
Представитель оппозиции
66.0
71.0
59.3
16.2
Против обоих
9.4
12.8
4.5
15.7
Не голосовал бы
3.8
3.2
4.5
6.6
ЗО/НО
15.1
13.0
18.1
22.4
А. Лукашенко – независимый кандидат
А. Лукашенко
1.9
4.5
34.8
Независимый кандидат
86.8
93.6
77.3
33.8
Против обоих
5.5
Не голосовал бы
1.9
4.5
4.8
ЗО/НО
9.4
6.4
13.7
21.1
Представитель оппозиции – независимый кандидат
Представитель оппозиции
28.3
32.3
22.7
9.9
Независимый кандидат
50.9
54.8
45.6
35.7
Против обоих
1.9
4.5
12.9
Не голосовал бы
1.9
4.5
6.9
ЗО/НО
17.0
12.9
22.7
34.6
А. Лукашенко – иной кандидат «партии власти»
А. Лукашенко
5.6
3.2
9.1
34.8
Иной кандидат «партии власти»
32.1
25.8
40.9
5.8
Против обоих
34.0
45.2
18.2
22.8
Не голосовал бы
13.2
12.9
13.6
6.5
ЗО/НО
15.1
12.9
18.2
30.1
Однако наибольшее число голосов лидеров (причем независимо от того, государственные или негосударственные структуры они представляют) получил бы, как и в октябре, независимый кандидат (86.8%). При этом оказалось совсем мало тех, кто голосовал бы против обоих кандидатов, и тех, кто вообще не дал определенного ответа.
Заметно меньше лидерская поддержка оказалась у представителя оппозиции – лишь 66.0% или на 20.8 пункта. В этом варианте возросло число тех, кто голосовал бы за А. Лукашенко (за счет лидеров из госструктур), а также число неопределившихся и голосующих против обоих кандидатов.
В паре «представитель оппозиции – независимый кандидат» преимущество также оказалось у последнего, причем с заметным отрывом. Это преимущество практически не зависит от представляемых структур, правда в государственных несколько выше число неопределившихся.
Что касается иного кандидата от «партии власти», то у лидеров (вне зависимости от представляемых структур) он тоже оказался впереди А. Лукашенко. Правда, в этом случае более половины лидеров либо голосовали бы против обоих (особенно представители негосударственных структур), либо не приняли бы участия в голосовании, либо уклонились от определенного ответа.
Таким образом, ответы лидеров на данный вопрос еще раз со всей убедительностью показывают электоральное преимущество независимого кандидата перед любым иным. К сожалению, за обобщенной фигурой независимого кандидата сегодня не виден конкретный человек, способный взять на себя бремя лидера нации и на равных противостоять А. Лукашенко.
Особенно это заметно при анализе результатов национального опроса. Как видно из той же табл. 5, в любой паре А. Лукашенко набирает свыше трети голосов респондентов. Однако в паре с кандидатом оппозиции он получает 39.1%. Можно полагать, что в этом случае голоса за него отдали не только его убежденные сторонники, но и те, кто по различным причинам (государственная пропаганда, недостаточная яркость личностей, излишний радикализм и т.п.) опасается победы оппозиции.
А вот в паре с независимым кандидатом А. Лукашенко получает только 34.8%. Причем его оппонент отстает от него лишь на один пункт. Надо отметить, что в этом случае существенно уменьшается число голосующих против обоих, а также неопределившихся. Данный вариант, по нашему мнению, наиболее перспективен для оппозиции еще и потому, что агитационные усилия в избирательной кампании можно направить, в основном, на неопределившихся, доля которых немного превышает 20%. В любом ином варианте удельный вес электората, подлежащего агитационному воздействию, существенно больше. Наиболее наглядно соотношение рейтингов независимого и кандидата от оппозиции можно видеть в ответах по третьей паре, в которой А. Лукашенко отсутствует. Как показывают данные, независимый по числу голосов опережает представителя оппозиции в 3.6 раза. Однако при этом 54.4% лишают любого кандидата поддержки, тем самым срывая первый тур подобных выборов.
И, наконец, последнее. Если сопоставить данные табл. 5 с результатами октябрьского опроса, можно прийти к выводу, что население, так же как и элита, сегодня не видит среди действующих политических фигурантов того, кто однозначно мог бы стать национальным лидером и которого можно было бы поддерживать на предстоящих выборах. Об этом говорят значительно более низкие рейтинги у конкретных политиков по сравнению с рейтингами обобщенных кандидатов от каждой общественной группы, полученным в «противоборстве» с А. Лукашенко.