«

»

ОТНОШЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ К ПРЕЗИДЕНТСКИМ ВЫБОРАМ

Как видно из табл. 1, подавляющее большинство взрослого населения (70.3%) собираются принять участие в будущих президентских выборах. Такой уровень намерения участвовать в выборах можно объяснить не только важностью президентских выборов по сравнению, например, с парламентскими, но также и тем, что многие наши сограждане недовольны авторитарным правлением А. Лукашенко и надеются на выборах его сменить.

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: «Намерены ли Вы участвовать в будущих президентских выборах?»

* Позиции «Затруднился ответить» и «Нет ответа» здесь и в большинстве случаев далее исключены

Об этом, в частности, можно судить по данным табл. 2, из которой видно, что сегодня свыше трети взрослого населения (33.8%) недовольны тем, как А. Лукашенко управлял страной. Причем за последние полгода число довольных его правлением снизилось.

Таблица 2. Динамика ответов на вопрос: «Удовлетворены ли Вы тем, как А. Лукашенко управлял страной?», %

На ответы респондентов, как правило, наиболее существенно влияют не долговременные оценки деятельности властей, а сиюминутные впечатления от последних событий. Поэтому можно полагать, что в апреле имидж А. Лукашенко серьезно пострадал из-за недавней неуклюжей попытки критиковать нового любимца белорусов В. Путина в отношении административных реформ в России, после чего основные российские телеканалы начали солидарную кампанию компрометации белорусского лидера. И сразу резко снизилось число желающих избрать А. Лукашенко на очередной срок (табл. 3).

Таблица 3. Динамика ответов на вопрос: «Хотите ли Вы, чтобы А. Лукашенко был президентом нашей страны еще один срок?», %

Данные открытого рейтинга (табл. 4) показывают, что сегодня 37.2% населения проголосовало бы за А. Лукашенко на президентских выборах. Все остальные политики даже в сумме не смогли получить сопоставимый рейтинг. Причем у каждого, исключая М. Чигиря, величина рейтинга находится в пределах ошибки выборки. Однако за прошедшие два месяца рейтинг А. Лукашенко снизился на 4.2%, тогда как у его возможных конкурентов – увеличился. Особенно заметно он вырос у М. Чигиря – на 3.3%.

Таблица 4. Динамика ответов на вопрос: «Если бы завтра состоялись выборы президента Беларуси, за кого бы Вы проголосовали?», % (открытый вопрос)

* Включены те, кто получил более 0.5% голосов и упомянут в последнем опросе

Такая динамика наблюдается несмотря на кампанию шельмования всех без исключения политиков, объявленных прессой возможными конкурентами А. Лукашенко, развернутую государственными СМИ, в первую очередь электронными. Не помогает и пресловутый административный ресурс, «задей-ствованный» в связи с намеченным на середину мая вторым всебелорусским съездом – неконституционным органом, предназначенным для «всенародного» одобрения проводимого А. Лукашенко политического курса.

Однако даже в таких условиях за А. Лукашенко потенциально готовы голосовать немногим более трети электората, тогда как против него или еще не определилось – почти в 1.7 раза больше. Это существенное большинство остается неконсолидированным, распыленным между несколькими возможными претендентами, либо пока еще никому не может отдать предпочтения. Однако, по нашему мнению, большинство этих избирателей за А. Лукашенко голосовать не будут.

Близкий к открытому рейтингу результат показали ответы на вопрос о том, к кому из современных белорусских политиков респонденты хотели бы попасть на обед (табл. 5). Ясно, что руководствовались они при этом не гастрономическими интересами.

Таблица 5. Распределение ответов на вопрос: «К кому из нынешних белорусских политиков Вы хотели бы сходить в гости на обед?» (открытый вопрос)

* Иные политики получили менее 1% голосов

Существенно иные результаты получаются, если респонденты должны определить, представителя какой общественно-политической группы они хотели бы видеть президентом страны. В этом случае отношение к личности тех или иных политиков отступает на второй план, а выбирается безымянный представитель той группы, которая в наибольшей степени, как представляется респондентам, отвечает их взглядам. В этом случае некоторые из тех, кто в открытом рейтинге отдавал голос за А. Лукашенко только потому, что не видел «достойного» кандидата, голосовали иначе. Об этом свидетельствуют данные табл. 6. Как можно заметить, хотя некоторое преимущество над безымянными конкурентами все еще за А. Лукашенко, однако оно существенно уменьшилось, тогда как позиции его соперников резко усилились. Также бросается в глаза уменьшение вдвое числа неопределившихся с выбором. Поэтому, если в открытом рейтинге все конкуренты А. Лукашенко суммарно получили лишь 19.5% голосов (при 43.3% неопределившихся), то при ответе на вопрос табл. 6 они имеют уже 44.3% (не определилось только 22.1%).

Таблица 6. Распределение ответов на вопрос: «Кого бы Вы хотели видеть на посту президента Беларуси?», %

Таким образом, А. Лукашенко уже не является единственной фигурой на политическом поле страны. Если в ноябре 2000 г. будущим президентом его хотели бы видеть 32.0% электората, а независимого кандидата либо кандидата оппозиционных сил – 30.8%, то сегодня рейтинги этих фигурантов составили 33.6% и 39.7% соответственно.

И все же голосовать предстоит за конкретного кандидата, определить которого должен каждый. В связи с этим рассмотрим социологические данные, позволяющие оценить в первом приближении шансы конкретных претендентов. Так, из табл. 7 можно видеть, что меньше всего населению нравятся З. Позняк, А. Лукашенко и М. Чигирь. Степень негативного отношения к другим политикам заметно ниже. Однако стоит обратить внимание на графу «Не определились», в которой собраны позиции «Не знаю такого», «Затрудняюсь ответить» и «Нет ответа». Представляется, что число ответов, оказавшихся в этой графе, – это тот потенциал, который можно обратить как в поддержку соответствующего фигуранта, так и против него. Можно заметить, что все основные претенденты при благоприятных условиях могут обогнать А. Лукашенко.

Таблица 7. Распределение ответов на вопрос: «Ниже приведен список известных в Беларуси людей. Кто из них Вам нравится, а кто нет?», %

Как следует из данных табл. 8, позитивный закрытый рейтинг основных претендентов также возглавляет А. Лукашенко (39.8%) с достаточно большим отрывом от своих соперников (в феврале было 45.7%). Ближайший из них, М. Чигирь (17.9%), отстает от него более чем в два раза. Еще сильнее отстали В. Гончарик (10.1%) и С. Домаш (8.1%). По сравнению с февралем рейтинг каждого из них существенно вырос.

Таблица 8. Распределение ответов на вопрос: «За кого из них Вы готовы проголосовать на президентских выборах, а за кого не станете голосовать ни при каких обстоятельствах?», %

Если же рассматривать негативный закрытый рейтинг, то отставание от лидера не столь существенно: М. Чигирь уступает всего 8.7%, В. Гончарик – 8.8%, а С. Домаш – 9.8%. Это весьма неплохие результаты, если учесть, что государственные СМИ, особенно БТ, регулярно восхваляют А. Лукашенко и столь же регулярно пытаются «мочить» его соперников.

Интересны сведения о числе уклонившихся от определенного ответа на данный вопрос. Можно полагать, что минимум неопределившихся оказался у тех претендентов, о которых население лучше осведомлено. И наоборот. Поэтому при соответствующей «раскрутке» некоторые претенденты могут получить дополнительные голоса. Наибольшими резервами в этом смысле обладают С. Домаш и В. Гончарик. Наименьшими – З. Позняк и А. Лукашенко.

Если предположить, что все неопределившиеся отдадут свои голоса соответствующему претенденту, тогда А. Лукашенко мог бы рассчитывать на 63.6% голосов, М. Чигирь – на 54.9%, В. Гончарик – на 54.3%, С. Домаш – на 53.8%. Ясно, что это совершенно утопический случай, и, например, А. Лукашенко может получить лишь небольшую часть голосов неопределившихся, поскольку его слишком хорошо знают и при желании могли бы сразу отдать за него голос. А вот его конкуренты при активной агитации могут рассчитывать на более значительную прибавку голосов, поскольку сегодня электорат о них информирован намного меньше.

Весьма интересный вывод можно получить из ответов респондентов по парам возможных кандидатов (табл. 9). Если применить описанный выше подход, то при самых благоприятных условиях, когда основные соперники А. Лукашенко получили бы все голоса неопределившихся, М. Чигирь обошел бы его на 4.2%. А В. Гончарик и С. Домаш при нынешнем раскладе отстали бы от него всего на 1%.

Таблица 9. Рейтинг «пятерки» демократических кандидатов по вопросу: «Если бы Вам сегодня пришлось выбирать президента Беларуси только из следующих двух политиков, за кого бы Вы проголосовали?»

Пара кандидатов Вариант ответа

%

А. Лукашенко – М. Чигирь За А. Лукашенко

38.9

За М. Чигиря

20.3

Против обоих

14.2

Не стали бы участвовать в выборах

3.8

ЗО

22.8

А. Лукашенко – В. Гончарик За А. Лукашенко

38.4

За В. Гончарика

14.1

Против обоих

19.1

Не стали бы участвовать в выборах

5.1

ЗО

23.2

А. Лукашенко – С. Домаш За А. Лукашенко

38.3

За С. Домаша

11.6

Против обоих

19.5

Не стали бы участвовать в выборах

4.9

ЗО

26.7

А. Лукашенко – П. Козловский За А. Лукашенко

38.8

За П. Козловского

8.1

Против обоих

21.4

Не стали бы участвовать в выборах

5.3

ЗО

26.4

А. Лукашенко – С. Калякин* За А. Лукашенко

35.4

За С. Калякина

2.8

Против обоих

23.0

Не стали бы участвовать в выборах

7.0

ЗО

31.7

* Данные по паре «А. Лукашенко – С. Калякин» приводятся по октябрьскому опросу

Некоторые представления о том, каким, по мнению населения, должен быть будущий президент, дают данные табл. 10. В частности, они также подтверждают предыдущий вывод, что более половины избирателей не хотят повторного избрания А. Лукашенко президентом страны. Так, свыше 80% хотят, чтобы будущий президент работал в команде и учитывал мнение других, три четверти считают, что он должен быть сторонником дружеских отношений со всеми странами, а не только с Россией или только с Европой, почти половина хочет, чтобы он был сторонником кардинального изменения нынешнего курса. Эти качества явно отсутствуют у первого президента.

Таблица 10. Распределение ответов на вопрос: «Каким, на Ваш взгляд, должен быть будущий президент Беларуси?»

Вариант ответа

%

Способный работать в команде, учитывать мнение других
Решающий все вопросы единолично, на основе собственного мнения
Не имеет значения

80.2
3.2
14.5

Сторонник дружеских отношений со всеми странами
Сторонник дружбы либо с Европой, либо с Россией
Не имеет значения

76.2
9.3
13.6

Опытный политик
Авторитетный профессионал, но не политик
Не имеет значения

67.8
10.6
19.3

Сторонник кардинального изменения нынешнего курса
Сторонник продолжения нынешнего курса
Не имеет значения

47.6
24.7
24.8

Гражданский человек
Военный человек (в том числе в отставке)
Не имеет значения

44.2
5.1
48.9

Профессионал в сфере производства
Профессионал в сфере образования, науки, культуры
Не имеет значения

38.8
19.6
38.8

Связанный с российским руководством
Не связанный с российским руководством
Не имеет значения

23.3
17.1
57.6

Обязательно свободно владеющий белорусским языком
Не обязательно свободно владеющий белорусским языком
Не имеет значения

22.3
25.6
50.4

Связанный с правящей номенклатурой
Не связанный с правящей номенклатурой
Не имеет значения

9.3
32.3
55.9

Представитель оппозиции
Независимый кандидат
Не имеет значения

6.1
50.4
40.8

Как свидетельствуют данные табл. 11, лишь 28.2% респондентов считают, что предстоящие выборы будут свободными и справедливыми. Примерно столько же в этом сомневается. С осени прошлого года эти сомнения избирателей еще более усилились. Возможно, это следствие откровенного давления на избирателей в ходе прошедших парламентских выборов.

Таблица 11. Распределение ответов на вопрос: «Будут ли свободными и справедливыми выборы президента Беларуси в 2001 г.?», %

И все же, несмотря на большие сомнения в честности предстоящих президентских выборов, подавляющее большинство электората в них собирается принять участие (см. табл. 1).

Таким образом, анализ показывает, что электорат А. Лукашенко достаточно устойчив. И хотя общее количество его избирателей постепенно сокращается, тем не менее это происходит скорее по демографическим и социально-экономическим причинам, а не вследствие активной работы претендентов и их команд. В этом же плане заметно существенное снижение активности большинства политических организаций страны, что вероятно связано с неучастием их лидеров в президентской гонке. Все это не способствует реализации имеющихся резервов и уменьшает шансы демократов на победу. В оставшееся до выборов время претендентам и поддерживающим их структурам более перспективно перенести максимум своих усилий на непосредственную работу с электоратом, вместо того, чтобы согласовывать свои программы и действия. Победа демократов может быть обеспечена максимальной явкой избирателей, особенно молодых.