«

»

THE PUBLIC ATTITUDE TOWARDS THE PRESIDENTIAL ELECTION

The survey data shows that the absolute majority of adult population (86.8%) is going to take part in the presidential election (see Table 1). In April the figure was only 70.3%. That means the interest in the election is growing.

Table 1. Distribution of answers to the question: “Are you going to take part in the upcoming presidential election?”

* Options “Find it difficult to answer” and “No answer” are excluded here and in most cases below

We could also note that the number of those, who give a positive or a negative answer to the question about satisfaction with A. Lukashenko’s seven-year ruling, is decreasing (see Table 2). Moreover, the ratio of these answers remains unchanged – approximately 1:8 in favor of those dissatisfied. However, the number of those who have no definite answer is going up (almost a 5% rise if compared to the April survey). The June poll showed that today the number of satisfied to a certain degree (47.9%) is almost equal to the number of those dissatisfied to a certain degree (47.7%). So, concerning attitude towards A. Lukashenko the society is split almost fifty-fifty.

Table 2. Dynamics of distribution of answers to the question: “Are you satisfied with A. Lukashenko’s ruling?”, %

A similar split (in favor of negative assessment) is seen when respondents are asked to answer a question about abilities of the present authorities to improve living standards – 36.1% (believe it is possible), 44.2% (say it is impossible).

The above tendency found further proofs in the ratio of those who want to see A. Lukashenko the president for another term (see Table 3). As one could see, their number has increased 4.6 points since April. Whereas the number of opponents of this idea has eased down 2.4 points. As a result, active society is split fifty-fifty in this respect. All these changes reflect current moods of electorate, since they are spotted even before a large-scale campaigning is on.

Table  3. Dynamics of distribution of answers to the question: “Would you like A. Lukashenko to be the president for another term?”, %

Dynamics of the open rating (Table 4) show a slump in A. Lukashenko’s support. However, if compared to the previous survey, the majority of his competitors also suffered a certain loss. In particular, M. Chigir’s rating fell almost twofold (from 6.6% to 3.5%). Only S. Domash’s open rating crept up 0.4 points and exceeded the margin of error. But more than 52% of respondents declined to give a definite answer to this question.

Table  4. Dynamics of distribution of answers to the question: “If the presidential election were to take place tomorrow, for whom would you vote?”, % (open question)

* Names of those politicians who received more than 0.5% of votes are included

Only 27% of respondents are absolutely sure they would vote for a candidate mentioned in the open rating. Other respondents have not taken their decision yet, or say that they could change their mind (see Table 5).

Table  5. Distribution of answers to the question about voters’ confidence in voting for a candidate indicated in the open rating

We receive different results when respondents determine a representative of a social-political group, whom they would like to see the president. In this case attitude towards personality of this or that politician is eliminated and respondents have the possibility to choose a nameless representative of that society group, with which they associate prospects for achieving their interests. In this case many of those, who did not support concrete contenders in the open rating, voted differently (see Table 6). Although A. Lukashenko retains his advantage over competitors, it is not so large. It is also noteworthy that the number of undetermined answers dropped by one third. Therefore, if in the open rating all A. Lukashenko’s competitors received 11.6% of votes altogether (52.1% – undetermined respondents), while answering the question of Table 6 they have 28.8% (34.5% – undetermined respondents). At the same time, these results indicate that A. Lukashenko’s opponents have so far failed to consolidate regarding a concrete contender and many of them are still awaiting a new figure, more “deserving” their support.

Table  6. Distribution of answers to the question: “Whom would you like to see the president of Belarus?”

However, at the presidential election voters would have to choose a concrete candidate, and make it on their own. Table 7 demonstrates that almost two thirds of voters (62.2%) are aware of A. Lukashenko’s intention to run for presidency again. But they know much less about plans of M. Chigir, V. Goncharik, Z. Poznyak and S. Domash (the survey was conducted mainly before initiative groups filed registration applications). And even less about intentions of other contenders. Only this fact reveals unequal start conditions and A. Lukashenko’s advantage due to an anti-constitutional monopoly of state-run mass media.

Table  7. Distribution of answers to the question: “Could name politicians who are going to run for presidency this year?” (more than one answer is possible)

* Names of politicians who received more than 3% of votes are included

Let’s consider data, which allows to assess current chances of major contenders for presidency. So, Table 8 shows that A. Lukashenko, N. Masherova, M. Chigir and S. Domash enjoy the widest support of Belarusian voters. But all of them, except for S. Domash, have suffered a loss of trust since the previous poll.

Table 8. Distribution of answers to the question: “Whom of the below mentioned politicians do you trust most of all?”, % (more than one answer is possible)

* Names of politicians who received more that 3% of votes in the previous poll are included
** This name was not offered in the given poll

Table 9 reveals that Belarus’s population likes most of all A. Lukashenko, N. Masherova, M. Chigir, S. Domash and V. Goncharik, dislikes most of all – Z. Poznyak, A. Lukashenko and M. Chigir. The degree of positive and negative attitude towards other politicians is much lower. Since the latest survey only A. Lukashenko, S. Domash and S. Kalyakin saw a rise in positive assessment. As for negative assessment, only S. Gaidukevich and A. Yaroshuk experienced an insignificant drop. Other politicians gained in this respect.

Table 9. Distribution of answers to the question: “Whom of well-known politicians do you like or dislike?”, % (closed question)

Variant of answer

Like

Dislike

Undetermined

Prognosis

04’01

06’01

04’01

06’01

04’01

06’01

04’01

06’01

N. Masherova

–*

21.6

–*

14.7

–*

63.7

–*

59.5

A. Lukashenko

39.8

42.4

34.4

34.7

25.8

22.9

53.6

55.0

S. Domash

9.8

12.5

17.2

17.2

73.0

70.3

36.3

42.1

M. Chigir

21.2

18.9

29.7

32.7

49.1

48.4

41.7

36.6

V. Goncharik

12.1

11.1

22.9

23.5

65.0

65.4

34.6

32.1

Y. Kryzhanovsky

9.7

6.9

13.7

17.2

76.2

75.9

41.3

28.6

P. Kozlovsky

7.0

5.5

16.4

19.2

76.6

75.3

29.9

22.3

S. Gaidukevich

5.0

4.6

21.2

20.4

73.9

75.0

19.1

18.4

A. Yaroshuk

3.9

2.1

14.0

13.6

82.1

84.3

21.8

13.4

S. Kalyakin

3.6

5.1

20.1

20.5

76.3

74.4

15.2

9.9

L. Sinitsyn

3.4

1.6

14.4

14.5

82.2

83.9

19.1

9.9

Z. Poznyak

7.6

5.7

52.2

56.9

40.2

37.4

12.7

9.1

* The given name was not offered in this poll

Clearly, many respondents failed to provide a definite answer with regard to some politicians. For the number of such voters see line “Not determined”, which includes “Do not know such politician”, “Find it difficult to answer” and “No answer”. The number of answers in this line – is the potential, which could be turned in favor of a certain candidate, or against him/her. If we divide those undetermined pro-rate the present indexes of attitude towards certain politicians, the maximum possible positive attitude of respondents towards each name in the list would be stated in line “Prognosis”. In this respect N. Masherova has the best prospects, and she beats the closest competitor – A. Lukashenko – by 4.5%. Then follow S. Domash, M. Chigir and V. Goncharik. Undoubtedly, by the election date a real maximum of positive attitude could be different, and such figures must be treated with caution.

As we could see from Table 10, the closed positive rating of major contenders is lead by A. Lukashenko (43.8%), other contenders are lagging far behind (in April – 39.8%). The closest of them – M. Chigir (17.1%), is behind 2.5fold. S. Domash and V. Goncharik are further behind. But if M. Chigir’s rating fell, S. Domash and V. Goncharik enjoyed a certain rise, especially S. Domash – by 1.5fold.

Table  10. Dynamics of distribution of answers to the question about whom of well-known politicians Belarus’s voters are ready to vote for, and for whom they would vote under no circumstances, % (closed question)

Variant of answer

Would vote

Would not vote

Undetermined

Prognosis

04’01

06’01

04’01

06’01

04’01

06’01

04’01

06’01

A. Lukashenko

39.8

43.8

36.4

34.0

23.8

22.2

52.2

56.3

N. Masherova

–*

17.0

–*

39.9

–*

43.1

–*

29.9

M. Chigir

17.9

17.1

45.1

45.0

37.0

37.9

28.4

27.5

S. Domash

8.1

12.0

46.2

44.6

45.7

43.4

14.6

21.2

V. Goncharik

10.1

10.3

45.2

48.0

44.7

41.7

18.3

17.7

P. Kozlovsky

4.8

6.1

48.8

47.4

46.4

46.5

9.0

11.4

S. Kalyakin

2.8

4.3

51.7

49.2

45.5

46.5

5.1

8.0

Y. Kryzhanovsky

4.3

4.1

47.7

50.0

48.0

45.9

8.3

7.6

S. Gaidukevich

4.0

4.2

50.6

52.1

45.4

43.7

7.3

7.5

Z. Poznyak

6.3

5.0

59.7

62.7

34.0

32.3

9.5

7.4

A. Yaroshuk

2.6

2.3

49.2

49.2

48.2

48.5

5.0

4.5

L. Sinitsyn

2.0

1.9

50.3

49.9

47.7

48.2

3.8

3.7

* The given name was not offered in this poll

A. Lukashenko tops the closed negative rating as well, he lost 2.4 points (see Table 10). S. Domash and M. Chigir improved their positions a little, and are placed third and fourth. But all these changes remain within the margin of error.

It is worth mentioning that in the June ratings of Belarusian politicians N. Masherova’s position improved. In the open rating (see Table 4) she was placed fourth, in the closed positive rating – third, in the negative rating – she lost to A. Lukashenko several points.

If we divide undetermined answers of the closed rating pro-rate current assessments, i.e. using the method applied to Table 14, we get the maximum possible closed positive ratings of each contender (line “Prognosis” of Table 10). A. Lukashenko tops the list in this respect, his positions became even stronger. N. Masherova’s figures are twofold lower, and she goes second. Then follow M. Chigir, S. Domash and V. Goncharik. But while M. Chigir and V. Goncharik lost some points, S. Domash’s rating jumped 1.5fold. Other politicians have few prospects.

We shall underscore one more time that by the election date a real maximum of closed rating could be different, and such figures must be treated as a guide to action, rather than a sentence.

An interesting conclusion could be drawn from respondents’ answers while choosing a preferable candidate from given pairs of contenders.

As one could notice, under the most favorable conditions, when A. Luakshenko’s competitors receive all votes of undetermined respondents, M. Chigir would beat him by 2.1%, with S. Domash lagging behind only by 0.7%, P. Kozlovsky – by 4.5%, V. Goncharik – by 6.5%, S. Kalyakin – by 7%.

Table 11 provides a respondents’ prognosis regarding how voters would cast their votes at the presidential election. As we see, the majority of respondents (61.2%) has no doubt that A. Lukashenko would win. Less than 10% believe that someone form the coalition of democratic candidates might win. If we compare Tables 11 and 16, we would clearly see the “silence spiral”, which reflects diffidence of democratic electorate and its uncertainty about possibility to do something about falsification of election returns by the authorities. When compared to the previous survey, the “silence spiral” is now more “twisted”, which means more problems for A. Lukashenko’s opponents.

Table  11. Distribution of answers to the question: “For whom, do you think, the majority of voters would cast their votes at the presidential election?”

Table 12 proves the above statement. It demonstrates this diffidence of democrats. Only 26.6% of voters are confident that there is no worthy alternative to A. Lukashenko, whereas 61.5% have an opposite opinion. However, only 12.1% of voters know such worthy candidate. The rest could not do that. Obviously, within several weeks left before the election and in such severe competition changing the situation seems rather difficult. But otherwise victory is impossible.

Table 12. Distribution of answers to the question: “A. Lukashenko has been governing Belarus for 7 years already. Some people say there is no worthy substitute to him and he shall remain the president for 5 years more. What do you think about it?”

Table 13 shows that almost 40% of voters do not believe in honesty and impartiality of the Central Election Commission, which increases their uncertainty. Almost three fourth of voters would trust election returns more, if there were independent observers (Table 14). That means that all attempts by authorities to depict observers as “armed militants”, who are lead by General M. Grib, saw no support from voters. Thus, democrats face a very difficult task: to convince voters that observers from the Communist Party of Belarus, the Belarusian Patriotic Union of Youth, the Union of Officers, etc., as well as “friends” from Russia’s State Duma, whom Belarus’s authorities are trying to present as independent observers, should not be considered impartial and unbiased.

Table  13. Distribution of answers to the question: “Do you believe that the Central Election Commission would honestly and accurately count votes at the presidential election?”

Table 14. Distribution of answers to the question: “Would you trust election returns more if there were independent observers?”

Table 15 reveals that more than one third of voters think that the upcoming election would be neither free, nor fair. However, assuming that the authorities falsify election results, only 10.2% are going to protest it (see Table 16). Supposing that all those who gave no definite answer to this question join “protesters”, the overwhelming majority (68.6%) is likely to remain silent about infringement upon their civil rights and arbitrariness of the authorities. It seems that the authorities hope to take advantage of such “tolerance” of Belarus’s population with undue familiarity.

Table  15. Distribution of answers to the question: “Will the 2001 presidential election be free and fair?”

Table 16. Distribution of answers to the question: “If you believe that election results are falsified, what would you do?”

Thus, the analysis shows that people’s intention to take part in the presidential election is increasing. As for attitude towards A. Lukashenko – Belarus’s voters split almost fifty-fifty, some want to see him reelected, other don’t. The beginning of the presidential election proves that A. Lukashenko’s electoral potential remain rather high, whereas his democratic competitors are gaining slowly in this respect. The majority of protest electorate could not personify their choice yet, they are awaiting a “new” candidature. In A. Lukashenko’s electoral field a serious competitor appeared – N. Masherova, who took part of his electorate, and enjoys support of those who previously could not make their choice. The notorious “silence spiral” is getting more “twisted”, which means that contenders shall intensify their propaganda and campaigning in order to overcome protest electorate’s diffidence. Special efforts must be taken to prepare an independent observance at the election and denounce attempts by authorities to present their “observers” as independent monitors.

«

»

ОТНОШЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ К ПРЕЗИДЕНТСКИМ ВЫБОРАМ

Данные опроса показывают, что абсолютное большинство взрослого населения (86.8%) собирается принять участие в голосовании на президентских выборах (табл. 1). В апрельском опросе о намерении участвовать в выборах заявляло 70.3% респондентов. То есть интерес к выборам продолжает нарастать.

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: «Планируете ли Вы участвовать в голосовании во время предстоящих в этом году президентских выборов?»

* Позиции «Затруднился ответить» и «Нет ответа» здесь и в большинстве случае далее исключены

Можно также отметить, что постепенно снижается число тех, кто дает положительный или отрицательный ответ на вопрос об удовлетворенности тем, как А. Лукашенко управлял страной в период своей каденции (табл. 2). При этом соотношение такого рода ответов практически не меняется – примерно 1 к 1.8 в пользу неудовлетворенных. Зато заметно возрастает число тех, кто высказывается менее определенно (почти на 5% по сравнению с предыдущим опросом). Июньский опрос показал, что сегодня количество в разной степени удовлетворенных (47.9%) практически равно числу в разной степени неудовлетворенных (47.7%). То есть общество по отношению к А. Лукашенко расколото практически пополам.

Таблица 2. Динамика ответов на вопрос: «Удовлетворены ли Вы тем, как А. Лукашенко управлял страной?», %

Почти также, а точнее, с небольшим перевесом негативной оценки, общество разделилось на тех, кто верит (36.1%), и тех, кто не верит (44.2%) в возможности нынешних властей повысить уровень жизни населения.

Отмеченная тенденция нашла свое подтверждение и в изменении удельного веса желающих избрать А. Лукашенко президентом на очередной срок (табл. 3). Как можно заметить, количество таковых с апреля увеличилось на 4.6 пункта. Одновременно на 2.4 пункта сократилось число противников этого. В итоге и по этому вопросу активный социум также расколот пополам. Следует отметить, что все эти изменения отражают текущие настроения электората, поскольку произошли еще до начала широкомасштабной агитационной кампании.

Таблица 3. Динамика ответов на вопрос: «Хотите ли Вы, чтобы А. Лукашенко был президентом нашей страны еще один срок?», %

Динамика открытого рейтинга (табл. 4) показывает некоторое снижение поддержки А. Лукашенко. Однако, по сравнению с предыдущим опросом, у большинства его соперников поддержка также сократилась. В частности, у М. Чигиря рейтинг упал почти вдвое (с 6.6% до 3.5%). Лишь у С. Домаша открытый рейтинг вырос на 0.4 пункта и превысил ошибку выборки. При этом свыше 52% респондентов уклонились от определенного ответа на данный вопрос.

Таблица 4. Динамика ответов на вопрос: «Если бы завтра состоялись выборы президента Беларуси, за кого бы Вы проголосовали?», % (открытый вопрос)

* Включены те, кто получил более 0.5% голосов и упомянут в последнем опросе

Следует отметить, что всего 27% респондентов абсолютно уверены в том, что будут голосовать за указанного в открытом рейтинге кандидата. Остальные пока не определились либо прямо отметили, что могут еще передумать (табл. 5).

Таблица 5. Распределение ответов на вопрос об уверенности в том, что будут голосовать за указанного в открытом рейтинге кандидата

Заметно иные результаты получаются, когда респонденты определяют представителя общественно-политической группы, которого они хотели бы видеть президентом страны. В этом случае отношение к личности тех или иных политиков элиминируется и у респондента есть возможность выбрать безымянного представителя той группы общества, с которой он идентифицирует перспективы реализации своих интересов. В этом случае многие из тех, кто в открытом рейтинге не поддерживал конкретных претендентов, голосовали иначе. Об этом свидетельствуют данные табл. 11. Как можно заметить, хотя А. Лукашенко сохраняет преимущество над конкурентами, оно уже не столь велико. Также бросается в глаза уменьшение на треть числа неопределившихся с выбором. Поэтому если в открытом рейтинге все конкуренты А. Лукашенко суммарно получили лишь 11.6% голосов (при 52.1% неопределившихся), то при ответе на вопрос табл. 6 они имеют уже 28.8% (не определилось только 34.5%). Вместе с тем эти данные говорят и о том, что избиратели-противники А. Лукашенко все еще не смогли консолидироваться в отношении конкретного претендента и многие из них продолжают ждать появления новой фигуры, более «достойной» их поддержки.

Таблица 6. Распределение ответов на вопрос: «Кого бы Вы хотели видеть на посту президента Беларуси?»

Однако на выборах придется голосовать за вполне конкретного кандидата, которого все же предстоит определить каждому. Данные табл. 7 показывают, что почти две трети избирателей (62.2%) осведомлены о намерениях А. Лукашенко вновь бороться за высший государственный пост. Существенно в меньшей степени они знают о таких же планах М. Чигиря, В Гончарика, З. Позняка и С. Домаша (опрос проводился преимущественно до подачи заявлений о регистрации инициативных групп). Еще меньше – о намерениях других претендентов. Уже одно это говорит о неравных стартовых условиях и том преимуществе, которое А. Лукашенко имеет благодаря антиконституционной монополизации государственных СМИ.

Таблица 7. Распределение ответов на вопрос: «Можете ли Вы назвать имена людей, которые собираются избираться на пост президента Беларуси в этом году?» (возможно несколько ответов)

* Включены политики, получившие более 3% голосов

Рассмотрим данные, позволяющие оценить шансы основных претендентов на президентский пост на текущий момент. Так, из табл. 8 можно видеть, что из белорусских политиков избиратели наиболее доверяют А. Лукашенко, Н. Машеровой, М. Чигирю и С. Домашу. Вместе с тем степень доверия практически ко всем претендентам, кроме С. Домаша, по сравнению с предыдущим опросом снизилась.

Таблица 8. Динамика ответов на вопрос: «Кому из перечисленных ниже политиков Вы больше всего доверяете?», % (возможно более одного ответа)

* Включены политики, получившие в последнем опросе 3% голосов и более
** В данном опросе указанная фамилия не предлагалась

Данные табл. 9 показывают, что больше всех населению сегодня нравятся А. Лукашенко, Н. Машерова, М. Чигирь, С. Домаш и В. Гончарик, а больше всех не нравятся – З. Позняк, те же А. Лукашенко и М. Чигирь. Степень позитивного и негативного отношения к другим политикам существенно ниже. За время с предыдущего опроса позитивная оценка возросла лишь у А. Лукашенко, С. Домаша и С. Калякина. У остальных она снизилась. Что касается негативных оценок, то они незначительно снизились лишь у С. Гайдукевича и А. Ярошука. У остальных же они увеличились.

Таблица 9. Динамика ответов на вопрос, кто из известных политиков нравится, а кто нет, % (закрытый вопрос)

Вариант ответа

Нравится

Не нравится

Не определились

Прогноз

04’01

06’01

04’01

06’01

04’01

06’01

04’01

06’01

Н. Машерова

–*

21.6

–*

14.7

–*

63.7

–*

59.5

А. Лукашенко

39.8

42.4

34.4

34.7

25.8

22.9

53.6

55.0

С. Домаш

9.8

12.5

17.2

17.2

73.0

70.3

36.3

42.1

М. Чигирь

21.2

18.9

29.7

32.7

49.1

48.4

41.7

36.6

В. Гончарик

12.1

11.1

22.9

23.5

65.0

65.4

34.6

32.1

Е. Крыжановский

9.7

6.9

13.7

17.2

76.2

75.9

41.3

28.6

П. Козловский

7.0

5.5

16.4

19.2

76.6

75.3

29.9

22.3

С. Гайдукевич

5.0

4.6

21.2

20.4

73.9

75.0

19.1

18.4

А. Ярошук

3.9

2.1

14.0

13.6

82.1

84.3

21.8

13.4

С. Калякин

3.6

5.1

20.1

20.5

76.3

74.4

15.2

9.9

Л. Синицын

3.4

1.6

14.4

14.5

82.2

83.9

19.1

9.9

З. Позняк

7.6

5.7

52.2

56.9

40.2

37.4

12.7

9.1

* В данном опросе указанная фамилия не предлагалась

Вместе с тем хорошо заметно, что в отношении ряда политиков многие респонденты не смогли дать конкретного ответа. Количественная оценка числа таких избирателей представлена в графе «Не определились», в которую включены позиции «Не знаю такого», «Затруднился ответить» и «Нет ответа». Ясно, что количество ответов в этой графе – это тот потенциал, который может быть обращен как в поддержку соответствующего претендента, так и против него. Если разделить неопределившихся пропорционально нынешним показателям отношения к соответствующему политику, то максимально возможное позитивное отношение респондентов к каждому фигуранту списка можно видеть в графе «Прогноз». Как можно заметить, наилучшие перспективы в смысле позитивного отношения имеет Н. Машерова, которая опережает ближайшего конкурента – А. Лукашенко – на 4.5 пункта. Далее – С. Домаш, М. Чигирь и В. Гончарик. Понятно, что реальный максимум позитивного отношения к моменту голосования может быть другим и к результатам расчета следует относиться с известной осторожностью.

Как следует из данных табл. 10, позитивный закрытый рейтинг основных претендентов также возглавляет А. Лукашенко (43.8%) с достаточно большим отрывом от своих соперников (в апреле было 39.8%). Ближайший из них, М. Чигирь (17.1%), отстает от него более чем в 2.5 раза. Еще сильнее отстают С. Домаш и В. Гончарик. Но если рейтинг М. Чигиря несколько упал, то у последних он увеличился, особенно у С. Домаша (почти в 1.5 раза).

Таблица 10. Динамика ответов на вопрос о том, за кого из известных политиков респонденты готовы проголосовать на президентских выборах, а за кого не будут голосовать ни при каких обстоятельствах, % (закрытый вопрос)

Вариант ответа

Будут голосовать

Не будут голосовать

Не определились

Прогноз

04’01

06’01

04’01

06’01

04’01

06’01

04’01

06’01

А. Лукашенко

39.8

43.8

36.4

34.0

23.8

22.2

52.2

56.3

Н. Машерова

–*

17.0

–*

39.9

–*

43.1

–*

29.9

М. Чигирь

17.9

17.1

45.1

45.0

37.0

37.9

28.4

27.5

С. Домаш

8.1

12.0

46.2

44.6

45.7

43.4

14.6

21.2

В. Гончарик

10.1

10.3

45.2

48.0>

44.7

41.7

18.3

17.7

П. Козловский

4.8

6.1

48.8

47.4

46.4

46.5

9.0

11.4

С. Калякин

2.8

4.3

51.7

49.2

45.5

46.5

5.1

8.0

Е. Крыжановский

4.3

4.1

47.7

50.0

48.0

45.9

8.3

7.6

С. Гайдукевич

4.0

4.2

50.6

52.1

45.4

43.7

7.3

7.5

З. Позняк

6.3

5.0

59.7

62.7

34.0

32.3

9.5

7.4

А. Ярошук

2.6

2.3

49.2

49.2

48.2

48.5

5.0

4.5

Л. Синицын

2.0

1.9

50.3

49.9

47.7

48.2

3.8

3.7

* В данном опросе указанная фамилия не предлагалась

Негативный закрытый рейтинг также возглавляет А. Лукашенко, положение которого улучшилось на 2.4 пункта (табл. 10). Несколько улучшили свои позиции также С. Домаш и М. Чигирь, занимающие третью и четвертую строчки. Однако все эти изменения находятся в пределах ошибки выборки.

Следует отметить, что в июне в рейтингах белорусских политиков произошло существенное изменение позиции Н. Машеровой, кандидатура которой резко пошла вверх. В открытом рейтинге (табл. 4) она заняла четвертое место, в закрытом позитивном – третье, а в негативном – ненамного отстала только от А. Лукашенко.

Распределив неопределившихся в закрытом рейтинге пропорционально текущим оценкам, то есть используя методику, примененную к данным табл. 9, получим максимально возможный позитивный закрытый рейтинг каждого претендента (графа «Прогноз» табл. 10). Как можно заметить, по этому показателю лидирует А. Лукашенко, еще больше укрепивший свои позиции. Почти вдвое меньше показатель Н. Машеровой, занимающей второе место. Далее расположились М. Чигирь, С. Домаш и В. Гончарик. Но если показатель у первого и третьего несколько сократился, то у С. Домаша он возрос почти в 1.5 раза. У остальных политиков перспектив достаточно мало.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что реальный максимум закрытого рейтинга к моменту голосования может оказаться иным. Поэтому результаты расчета следует воспринимать как руководство к действию, а не как приговор.

Весьма интересный вывод можно получить из ответов респондентов при выборе предпочтительного кандидата из предлагаемой пары возможных претендентов. Как можно заметить, при наиболее благоприятных условиях, когда основные соперники А. Лукашенко получили бы все голоса неопределившихся, М. Чигирь обошел бы его на 2.1 пункта, а С. Домаш отстал бы только на 0.7, П. Козловский – на 4.5, В. Гончарик – на 6.5, С. Калякин – на 7 пунктов.

В табл. 11 представлен прогноз респондентов в отношении того, как избиратели проголосуют на выборах президента. Как можно заметить, большинство опрошенных (61.2%) уверены, что победу на выборах одержит А. Лукашенко. Менее 10% считают, что победит кто-то из коалиции демократических кандидатов. Если сопоставить данные табл. 16 и 11, то хорошо заметна так называемая «спираль молчания», которая отражает неуверенность демократического электората как в своих силах, так и в возможности что-либо противопоставить фальсификации результатов выборов со стороны властей. По сравнению с предыдущим опросом, «спираль молчания» еще сильнее «скрутилась», что говорит о возрастании проблем для оппонентов А. Лукашенко.

Таблица 11. Распределение ответов на вопрос: «За кого, по Вашему мнению, проголосует на президентских выборах большинство избирателей?»

Указанный тезис подтверждается данными табл. 12, которые наглядно демонстрируют эту неуверенность демократов. Как видно, только 26.6% избирателей убеждены, что А. Лукашенко нет достойной замены, тогда как 61.5% уверены в противоположном. Но вот о том, что более достойный кандидат им известен, сообщили только 12.1% избирателей. Остальные пока не могут этого сделать. Очевидно, что за оставшееся до голосования время и при такой конкуренции будет весьма непросто изменить это соотношение. Однако иначе победа невозможна.

Таблица 12. Распределение ответов на вопрос: «А. Лукашенко уже 7 лет руководит Беларусью. Высказывается мнение, что достойной замены ему в стране нет и он должен оставаться президентом еще 5 лет. Что Вы думаете по этому поводу?»

Данные табл. 13 показывают, что почти 40% избирателей не верят в честность и непредвзятость Центризбиркома, что также усиливает их неуверенность. Почти три четверти избирателей будут больше доверять результатам выборов, если на них будут присутствовать независимые наблюдатели (табл. 14). Между прочим, последнее свидетельствует о том, что все попытки властей изобразить наблюдателей «вооруженными боевиками», которых в «бой» ведет генерал М. Гриб, не нашли отзыва у избирателей. Из этого, однако, вытекает непростая для демократов задача довести до избирателей, что наблюдатели от КПБ, БПСМ, Союза офицеров и т. п., а также «дружбаны» из российской госдумы, из которых власти попытаются изобразить независимых наблюдателей, таковыми вовсе не являются.

Таблица 13. Распределение ответов на вопрос: «Верите ли Вы, что Центральная избирательная комиссия будет честно и аккуратно подсчитывать голоса на президентских выборах?»

Таблица 14. Распределение ответов на вопрос: «Будете ли Вы больше доверять результатам выборов, если на них будут присутствовать независимые наблюдатели?»

Как свидетельствуют данные табл. 15, более трети избирателей считают, что предстоящие выборы не будут свободными и справедливыми. Однако даже полагая, что власти сфальсифицировали результаты выборов, лишь 10.2% собираются против этого протестовать (табл. 16). Если предположить, что все, кто не дал определенного ответа на этот вопрос, примкнут к «протестантам», подавляющее большинство (68.6%) в очередной раз собирается смолчать в ответ на попрание своих гражданских прав и произвол властей. Видимо, и власть надеется вновь бесцеремонно воспользоваться такой «толерантностью» белорусского населения.

Таблица 15. Распределение ответов на вопрос: «Будут ли свободными и справедливыми выборы президента Беларуси в 2001 г.?»

Таблица 16. Распределение ответов на вопрос: «Если Вы будете считать, что результаты президентских выборов сфальсифицированы, то как Вы скорее всего себя поведете?»

Таким образом анализ показывает, что у населения продолжает усиливаться намерение принять участие в выборах нового президента. Однако по отношении к А. Лукашенко избиратели разделились примерно поровну – одни хотят его переизбрания, другие нет. Начало президентской гонки показывает, что электоральный потенциал А. Лукашенко остается достаточно высоким, тогда как у его конкурентов-демократов он возрастает медленно. Большинство протестного электората пока не может персонифицировать свой выбор, ожидая «новую» кандидатуру. На электоральном поле А. Лукашенко появился весьма серьезный конкурент – Н. Машерова, которая отобрала часть его электората, а также получила поддержку многих из тех, кто ранее не мог определиться. Продолжает «скручиваться» пресловутая «спираль молчания», что требует от претендентов существенного усиления пропаганды и агитации для преодоления неуверенности протестного элетората в своих силах. Особые усилия следует приложить по подготовке независимого наблюдения за выборами и по разоблачению попыток властей представить независимыми своих «наблюдателей».