«

»

ОБВАЛ: ВПЕРВЫЕ ЗА ВРЕМЯ ПРАВЛЕНИЯ А. ЛУКАШЕНКО ЕГО РЕЙТИНГ УПАЛ ДО 30%

Случилось то, чего и следовало ожидать. Всего через полгода после президентских выборов «обвалился», выражаясь словами А. Лукашенко, не белорусский рубль, не международная изоляция Беларуси, а его собственный рейтинг. Если перед самыми выборами, по данным НИСЭПИ, за него готовы были голосовать около 45% опрошенных, а на выборах так проголосовали примерно 48%, то в апреле нынешнего года такую готовность выразили лишь 30.9%.

Обвал, как видно из табл. 1, произошел по всем параметрам. За пять лет более чем на 20% уменьшилось количество тех, кто готов был голосовать за А. Лукашенко на выборах президента Союза Беларуси и России, почти вдвое – тех, кто считает его идеалом политика, а количество не доверяющих ему впервые превысило количество доверяющих и перевалило за 50%. Если пять лет назад число убежденных сторонников президента (т.е. тех, кто выбирал его по всем четырем параметрам) значительно превышало число его убежденных противников, то сегодня противников в 4.5 раза больше, чем сторонников! Не менее важно, что число «колеблющихся» (т.е. тех, кто по одним параметрам предпочитает А. Лукашенко, а по другим нет) за это время сократилось более чем на 10% и, по сути дела, перестало быть большинством. Впервые в большинстве оказались убежденные противники президента (табл. 2).

Таблица 1. Динамика отношения электората к А. Лукашенко, %

Показатели отношения к А. Лукашенко
Отметили А. Лукашенко (вариант А)
Не отметили А. Лукашенко (вариант В)
11’97
09’98
06’99
04’00
08’01
04’02
11’97
09’98
06’99
04’00
08’01
04’02
Проголосовали бы за А. Лукашенко на новых выборах**
44.3
52.2
46.0
38.4
44.4
30.9
55.7
47.8
54.0
61.6
55.6
69.1
Проголосовали бы за А. Лукашенко на выборах президента Беларуси и России
35.2
44.7
32.8
22.3
27.8
14.0
64.8
55.3
67.2
77.7
72.2
86.0
Доверяют президенту
45.0
48.0
41.0
39.2
43.8/TD>
32.4
22.5*
22.1*
28.8*
32.9*
37.1*
50.1*
Считают А. Лукашенко идеалом политика
50.4
51.5
45.7
37.0
39.4
26.0
49.6
48.5
54.3
63.0
60.6
74.0

* Не доверяют президенту
** Ответ на открытый вопрос

Таблица 2. Динамика электоральных типов по отношению к А. Лукашенко, %

Почему такого обвала и следовало ожидать? Во-первых, потому что «тиски» (лживой и агрессивной пропаганды, жесткого давления власти на все негосударственные формы жизни – политическую оппозицию, независимую прессу, частный бизнес, третий сектор), в которые общество было «зажато» во время избирательной кампании, за последние полгода несколько ослабли. Во-вторых, стали действовать новые факторы.
Главная причина столь стремительного падения рейтинга президента – ухудшение экономической ситуации в стране и материального положения людей: об этом заявили 71% противников А. Лукашенко, свыше 60% неоднократно сталкивались с задержками выплат зарплат и пенсий, а 35.5% сказали, что терпеть уже невозможно. Обещания, щедро раздаваемые накануне выборов, в том числе и пресловутая «либерализация экономики», оказались невыполненными. Особенно показательно, что среди убежденных противников президента оказались и те, кто всего полгода назад проголосовал за него: сегодня этих «обманутых вкладчиков» уже свыше полумиллиона! Если пять лет назад среди противников А. Лукашенко лиц старше 50 лет было только 13.5%, три года назад – 18.4%, то сегодня – уже 21.8%. Жителей малых городов и сел – 34.2%, 45.3%, 47.9% соответственно. Тенденция очевидна: самый надежный электоральный ресурс президента постоянно сокращается.
Другая причина – утрата жизненных перспектив. Около 60% противников президента убеждены в том, что для успешной карьеры молодежи лучше уехать в другую страну. Почти столько же и сами хотели бы переехать в другую страну на постоянное место жительства. Подумать только: в начале XXI века свыше трех миллионов белорусов настолько не удовлетворены жизнью в своей стране, что готовы поменять ее на другую! Абсолютное большинство противников президента считают, что «жители Беларуси живут хуже, чем в странах Запада» потому, что «виновато плохое государственное управление». Традиционные объяснения вроде «нам постоянно мешают внутренние и внешние враги» или «у нас нет сырьевых ресурсов» даже среди убежденных сторонников президента уже не пользуются былой популярностью.
Каков же прогноз? На основании результатов нашего последнего опроса можно предположить, что если президент не станет менять свой политический курс, его ждут большие неприятности. Традиционные механизмы влияния на власть через выборы у многих противников А. Лукашенко вызывают все больше сомнений. Жесткий контроль власти над избирательным процессом приводит не только к осуждению международной общественностью (которое до поры до времени можно игнорировать), но и к тому, что многие граждане теряют веру в возможность свободного волеизъявления через выборы. Треть убежденных противников А. Лукашенко или не участвовали в последних президентских выборах, или проголосовали против всех кандидатов. Свыше трети не намерены участвовать в голосовании на местных выборах в следующем году, поскольку «как ни голосуй, депутатами все равно станут те, кого поддерживают власти» (основной мотив). Если абсолютное большинство сторонников президента намерено голосовать за кандидатов – сторонников А. Лукашенко и уверены, что так поступит большинство избирателей, то среди его противников большинство намерено голосовать за кандидатов – противников А. Лукашенко или других кандидатов, но количество уверенных в том, что так поступит большинство избирателей – вдвое меньше. Неоднократно описанная нами «спираль молчания» по-прежнему «душит» недовольных нынешним курсом: будучи в явном большинстве, они продолжают думать, что их меньшинство.
Вероятно, президентские технологи расценивают этот факт как свою победу. Однако на фоне обвала президентского рейтинга эта победа может оказаться пирровой: не имея возможности легального воздействия на власть через выборы, миллионы белорусов, недовольных нынешней жизнью, в конце концов, выйдут на улицы. Сегодня лишь 21.1% опрошенных согласны с тем, что «в целом положение вещей в нашей стране развивается в правильном направлении», 55.5% считают, что «в неправильном». Полгода назад, через две недели после президентских выборов, эти ответы были совсем другими: 36.7% и 38.1% соответственно. Рискнем предположить, что грядущий социальный взрыв будет мало походить на мирные шествия, организуемые оппозицией. Скорее всего, оппозиция вообще не будет иметь к нему никакого отношения. Выбор у президента очень ограничен: либо «отключение» от политического процесса не только недовольных, но практически всего общества (через тотальный контроль над любыми выборами и референдумами, запрет на свободу слова и собраний, и т.п.), либо изменение курса, проведение реальных реформ. Все наши соседи избрали второй путь (заметим, что путинская Россия привлекает все больше симпатий белорусов: она стала третьей страной после Германии и США, куда хотели бы переехать наши сограждане, самого В. Путина считают идеалом политика 68.1% респондентов, тогда как А. Лукашенко получил только 26%). Поэтому первый путь чреват полной изоляцией Беларуси даже в этом регионе. Время для выбора у президента пока есть, но, судя по скорости падения его рейтинга, не так уж много.