«

»

BELARUSIAN ELITE DOES NOT BELIEVE IN THE IMPROVEMENT OF SOCIO-ECONOMIC SITUATION IN THE COUNTRY

The fact that the current socio-economic situation in Belarus is, to put it mildly, far from ideal has been recently admitted at the highest official level. Leaders of public opinion and experts well aware of the real state of affairs in economics and who have long ago acknowledged that the so-called “Belarusian economic model” has no future consider further prospects really gloomy. About three thirds of the respondents expect deterioration of the socio-economic situation in the coming years (See table 1). Respondents from the private sector have unanimously rejected the probability of any changes to better life while the cautious stance of every fifth representative of the public sector resembles the professional optimism.
Table 1. Distribution of answers to the question “In your opinion, will socio-economic situation in Belarus change in the near future?”, %

Prevailing of the pessimistic viewpoints in the ranks of the experienced elite raises the natural desire to compare them to the viewpoints of the general public. It is no secret that the estimations of the Belarusian elite and the public in general seriously diverge on many topical issues. However, there is no discrepancy as regards this issue (See table 2).

Table 2. Dynamics of answer distribution to the question “Do you think socio-economic situation in Belarus will change in the near future?”*, %

* Data of the national public opinion poll conducted by IISEPS

Although negative estimation of the country’s development prospects expressed by general public hasn’t yet grown to the elite’s pessimism (the latter possesses more information and have deeper understanding of the happening events), the tendency is obvious – most Belarusians don’t expect any positive changes from the current authorities. It is worth mentioning that our latest data concerning the electorate in general dates December of 2002. The “New Year present” in the form of new tariffs for public utilities will undoubtedly bring closer the stands of the general public and the elite. The issue in question is solely the degree of this approximation. Apparently, the president sharing elite’s pessimism and resolved to “defend his people from the native government” has found in this regard a vast field of activity.
IISEPS’s earlier opinion polls demonstrated that a considerable part of the Belarusians would like to move to another country for permanent residence, or emigrate (See table 3).

Table 3. Distribution of answers to the question “Would you like to move to another country for permanent residence?”, %

The emigration potential has in all times and in all countries been regarded as an indicator of the country’s ill-being, especially since the highest emigration potential is, as a rule, inherent to the most dynamic and educated part of the society – the youth. Germany has been attracting our fellow countrymen the most for several years already. However, experts and public opinion leaders are mostly the people who, first, have reached certain professional heights in their native country and, second, who quite well realize that the way of an emigrant even in the richest and democratic country is paved with more thorns than stars. Therefore, emigration due to the financial hardships or a professional uselessness is an uncommon event in this stratum. It is no wonder that 70% of the respondents said they won’t move anywhere. They would resolve to seek for better part abroad only in an extraordinary situation. However, a quarter of the respondents from the public sector is ready to move to another country, the majority saying to Germany. Their desire seems to have been imposed by the attitude of the Belarusian authorities that in all possible ways emphasize “the constructive stance of Berlin towards Minsk” vs. the American stance (how far this corresponds to reality is another issue) as well as the general image of Germany as the country with high social warranties.

It is interesting to compare the reaction of the electorate and the elite at the decision of the European Union to impose visa restrictions on President A.Lukashenko and the high-ranking officials. Although the decision has in no way affected the Belarusian citizens, only one fourth of the respondents was positive about it while over 40% negatively treated the decision (See Table 4).

Table 4. Distribution of answers to the question “The European Union has forbidden the Belarusian president and the top-level officials entering the EU countries. What do you think of the decision?”, %

* This variant of answer wasn’t offered to experts

The reasons for such attitude are different. President’s followers have always opposed the actions against their hero, some consider the policy of sanctions and restrictions generally neither justified nor effective and others feel simply “hurt for the homeland”. Every second expert and public opinion leader supported the decision, yet the viewpoints of the representatives of public and private sectors turned to be almost “mirror viewpoints”. In our opinion, such “mirror” reflects the controversy within the Belarusian elite concerning estimation of the Western strategy towards the current authorities. The opposition bloc mainly stands for toughening the position of the international community so as to force A.Lukashenko to change his policy. Representatives of the public sector take a negative stance on all kinds of sanctions and give their preference to the closer contacts with the West that will, in their opinion, foster mitigation of the current political regime. And although less than a dozen of high-level officials were imposed visa restrictions, the nomenclature is negative about the fact, as if the measure is applied to every state official.

«

»

БЕЛОРУССКАЯ ЭЛИТА НЕ ВЕРИТ В УЛУЧШЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В СТРАНЕ

Тот факт, что нынешняя социально-экономическая ситуация в Беларуси, мягко говоря, далека от идеальной, недавно был признан уже и на самом высоком официальном уровне. Лидеры мнений и эксперты, уже давно осознавшие бесперспективность так называемой «белорусской экономической модели» и хорошо знающие реальное положение дел в экономике, дальнейшие перспективы считают удручающими. Как видно из табл. 1, почти три четверти респондентов ожидают в ближайшие годы ухудшения социально-экономической ситуации. В то время, как работники негоссектора единодушно выразили отсутствие надежд на изменение к лучшему, осторожная позиция каждого пятого представителя государственных структур выглядит почти как профессиональный оптимизм.
Таблица 1. Распределение ответов на вопрос «Как, на Ваш взгляд, изменится социально-экономическая ситуация в Беларуси в ближайшие годы?», %

Доминирование пессимистических настроений в рядах искушенной элиты вызывает естественное желание сравнить их со взглядами широкой публики. Ведь не секрет, что по многим принципиальным вопросам оценки белорусской элиты и белорусского общества серьезно отличаются. Однако в данном вопросе о таких различиях говорить не приходится (табл. 2).

Таблица 2. Динамика ответов на вопрос «Как изменится социально-экономическая ситуация в Беларуси в ближайшие годы?»*, %

* Данные национальных опросов НИСЭПИ

Хотя негативная оценка рядовыми гражданами ближайших перспектив развития страны пока не достигла пессимизма элиты (обладающей более обширной информацией и глубоким пониманием происходящего), наблюдаемая тенденция очевидна: большинство белорусов не ожидает от нынешней власти позитивных перемен. Следует отметить, что наши последние данные по электорату в целом датируются декабрем прошлого года. «Новогодний подарок» в виде новых тарифов за коммунальные услуги, вне всяких сомнений, еще более сблизит позиции населения и элиты. Спорить можно лишь о степени такого сближения. В этом смысле для президента, похоже, разделяющего пессимизм элиты и решившего встать на «защиту народа от родного правительства», открывается огромное поле для деятельности.
Из предыдущих национальных опросов НИСЭПИ можно было узнать, что значительная часть белорусов хотела бы переехать в другую страну на постоянное место жительства, т.е. эмигрировать (табл. 3).

Таблица 3. Распределение ответов на вопрос «Хотели ли бы Вы переехать в другую страну на постоянное место жительства?», %

Потенциал эмиграции во всех странах и во все времена рассматривался как очевидное свидетельство неблагополучия ситуации в стране, особенно если учесть, что самый высокий эмиграционный потенциал, как правило, наблюдается у наиболее динамичной и образованной части общества – молодежи. Наиболее привлекательным местом для эмиграции на протяжении уже нескольких лет для наших соотечественников остается Германия. Эксперты и лидеры мнений в подавляющем большинстве – это люди, во-первых, добившиеся признания в различных профессиональных сферах в собственной стране, а во-вторых, совершенно отчетливо представляющие, что на пути эмигранта даже в самых богатых и демократических странах больше терний, чем звезд. Поэтому эмиграция из-за материальных трудностей, либо профессиональной невостребованности в этой среде – явление достаточно редкое. Неудивительно, что 70% опрошенных заявили, что не собираются никуда переезжать. Решиться на поиск лучшей доли за рубежом эти люди могут только в ситуации из ряда вон выходящей. Тем не менее, почти четверть респондентов из государственных организаций готовы переехать в другую страну, причем большинство из них также предпочитают Германию. Возможно, на их желание сказалось и отношение белорусских властей, которые всячески подчеркивают «конструктивность позиции Берлина по отношению к Минску» в противовес американской (насколько это соответствует действительности – другой вопрос), а также общий имидж Германии как страны с высокими социальными гарантиями.
Любопытно сравнить реакцию электората и элиты на решение Евросоюза, запретившего выдачу въездных виз президенту А. Лукашенко и его ближайшему окружению. Хотя белорусских граждан это решение никоим образом прямо не коснулось, лишь четверть респондентов отнеслась к нему положительно, а более 40 % – отрицательно (табл. 4).

Таблица 4. Распределение ответов на вопрос «Как Вы относитесь к решению Европейского Союза запретить въезд в страны ЕС президенту и высокопоставленным чиновникам Беларуси?», %

* В опросе экспертов данный вариант ответа отсутствовал

Причины такого отношения могут быть различны. Сторонники президента всегда в штыки встречают любое противодействие их кумиру, кто-то считает политику ограничений и санкций в принципе не оправданной и не приносящей успеха, а кому-то просто «за державу обидно». А каждый второй эксперт и лидер мнений поддержал это решение, причем точки зрения представителей государственных и негосударственных структур оказались почти «зеркальными». Такое «зеркало», на наш взгляд, отражает противоречия в белорусской элите по оценкам эффективности стратегии Запада в отношении нынешних властей. Среди значительной части оппозиционного лагеря сильны настроения в пользу ужесточения курса международного сообщества, чтобы таким образом вынудить А. Лукашенко пойти на изменения его политики. Как видно, представители государственных организаций относятся к разного рода санкциям негативно, отдавая предпочтение более тесным контактам с Западом, которые, по их логике, быстрее приведут к смягчению нынешнего политического режима. И хотя под действие визовых ограничений попало только менее десятка высших должностных лиц страны, номенклатура реагирует на это негативно, как будто это касается каждого государственного чиновника.