«

»

ЧТО ОЖИДАЮТ БЕЛОРУСЫ ОТ ИНТЕГРАЦИИ С РОССИЕЙ

Результаты опроса показывают, что девять из десяти взрослых белорусов (89.1%) уже разобрались в том, что они получат в случае вхождения нашей страны в состав России (табл. 1). Как можно видеть, положительных результатов от этого ожидают 45.5% опрошенных, отрицательного – в полтора раза меньше (30.1%). Никаких последствий не ожидают еще 13.5% респондентов.
Таблица 1. Распределение ответов на вопрос «Вхождение Беларуси в состав России, на Ваш взгляд, положительно или отрицательно отразится на жизни населения страны?»

Среди возможных положительных последствий инкорпорации Беларуси в начале списка – улучшение экономического положения (34.8% ответов) и повышение уровня жизни населения (20.7%). Лишь 8.8% питают надежду на улучшение положения дел с демократией. Иных позитивных последствий, по мнению респондентов, не предвидится (табл. 2).

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос «Если Вы считаете, что вхождение в состав России положительно отразится на жизни населения Беларуси, то в чем именно?» (возможно более одного ответа)

Список возможных отрицательных последствий этого шага – существенно разнообразней. И возглавляют его перспективы для белорусов воевать в «горячих точках» новой-старой «Бацькаўшчыны» (24.3%), рост преступности и коррупции (16.1%), утрата национального самосознания и культуры (12.8%) и снижение уровня жизни населения (11.9%). Да и остальные негативные последствия получили немало голосов (табл. 3). Если судить по количеству ответов на вопросы табл. 2 и 3, то можно заметить, что население озабочено прежде всего отрицательными последствиями интеграции.

Таблица 3. Распределение ответов на вопрос «Если Вы считаете, что вхождение в состав России отрицательно отразится на жизни населения Беларуси, то в чем именно?» (возможно более одного ответа)

Наличие таких негативных ожиданий и отсутствие четких представлений о том, какая интеграция нужна населению, видимо, привели к тому, что по поводу перспектив белорусско-российских отношений отечественный избиратель пришел в явное замешательство. Почти треть (28.8%) респондентов не разделяют взгляды лидеров наших стран на перспективы интеграции, которые, как известно, довольно существенно расходятся (табл. 4). А поддержка точек зрения А. Лукашенко и В. Путина достаточно скромна (чуть более четверти респондентов) и не слишком различается (меньше ошибки выборки).

Таблица 4. Распределение ответов на вопрос «Существуют разные мнения о будущем белорусско-российских отношений. Чье мнение Вы поддерживаете, президента России В. Путина или президента Беларуси А. Лукашенко?»

Такая неопределенность перспектив интеграции, а также опасность ее негативных последствий, на наш взгляд, усилили самоидентификацию белорусского обывателя, привели к более отчетливому осознанию своих социально-этнических различий с восточными соседями (табл. 5). В частности, число тех, кто не видит таких различий, за полгода уменьшилось на 6.5 пункта (с 44% до 37.5%), число тех, кто считает, что белорусы отличаются от русских культурой и традициями, увеличилось на 6.2 пункта (с 27.3% до 33.6%), отличаются историей – на 4 пункта (с 22.3% до 26.3%).

Таблица 5. Динамика ответов на вопрос «Чем белорусы отличаются от русских?», %(возможно более одного ответа)

Таблица 6. Распределение ответов на вопрос «На Ваш взгляд, в течение ближайших десяти лет Беларусь:»

Вариант ответа
%
Останется суверенным государством, но ее зависимость от России усилится
34.9
Войдет в состав России
33.4
Останется суверенным государством, но усилится ее независимость от России
9.6
Эта тенденция может свидетельствовать о том, что терять свою самобытность и «растворяться» на необъятных просторах «великой» страны среди еще нескольких сотен нацменов, белорусам совсем не хочется. Тем более, что в отношении перспектив белорусской независимости респонденты достаточно пессимистичны – 68.3% уверены, что в течение ближайших 10 лет Беларусь либо войдет в состав России, либо зависимость от нее усилится (табл. 6).