«

»

В СТРОГОМ СООТВЕТСТВИИ С ЗАКОНОМ И КОНСТИТУЦИЕЙ

Явка на парламентских выборах 2008 г. составила 66.1%. Достаточно высокий показатель. Но он не идет ни в какое сравнение с голосованием в 2004 г., когда свой гражданский долг выполнило 82.7% белорусов. На то была уважительная причина: в тот год парламентские выборы были совмещены с конституционным референдумом.

В ходе июньского опроса свое участие в парламентских выборах 2008 г. подтвердило 57.8% респондентов. Если учесть, что 8.4% за четыре года успело забыть о своем участии/неучастии в голосовании, а также естественное обновление электората, то следует признать, что между двумя показателями явки нет противоречия. Чего не скажешь о выборах 2004 г. Только 59.7% респондентов подтвердило свое участие в голосовании через четыре года (–23 пункта!). При этом, что удивительно, процент непомнящих оказался практически таким же, как и в 2012 г., – 7.9%, но зато вдвое (с 16.1% до 32%) возросла доля тех, кто заявил о своем неучастии в выборах.

Такая аномалия, вероятно, связана с высокой явкой 2004 г., когда под воздействием дополнительных пропагандистских усилий со стороны власти, на избирательные участки пришли граждане, в обычных условиях в парламентских выборах участия не принимающие. Многим из них через четыре года было сложно вспомнить о поступке, который они совершили под воздействием пропаганды вопреки своим убеждениям.

Что касается предстоящего голосования, то принципиального отличия от электоральной активности четырехлетней давности не отмечено (табл. 1). Сравнивать между собой необходимо третью колонку с первой. Данные второй колонки получены непосредственно перед голосованием. Естественно, они отражают более высокий уровень готовности голосовать.

Таблица 1. Динамика ответов на вопрос: «Будете ли Вы участвовать в голосовании на парламентских выборах 2012 г.?», %

Вариант ответа

06’08

09’08

06’12

Отношение к власти

Противники

Сторонники

Да, буду

53.0

61.2

50.7

46.9

52.2

Нет, не буду

18.4

14.9

19.4

29.2

16.2

Еще не решил

27.4

23.5

29.9

23.9

31.6

Следует обратить внимание на относительно невысокую разницу в готовности голосовать между сторонниками и противниками власти (5.3 пункта). Столь незначительная разница отчасти связана с тем, что за три месяца до выборов почти каждый третий сторонник власти еще не определился со своим участием в голосовании. В сентябре уровень мобилизации сторонников власти существенно повысится, и они стройными колоннами направятся на избирательные участки, что увеличит отмеченную нами разницу.

Досрочное голосование – одно из фирменных блюд современной белорусской избирательной системы. В 2008 г. 20.2% респондентов проголосовали досрочно (по данным ЦИК – 26.3%). Принято считать, что столь высокий показатель достигается за счет административного ресурса. Он, безусловно, присутствует. В 2008 г. 3.1% респондентов проголосовали досрочно, потому что их «к этому принудили». Но еще до начала голосования 14.4% отмечало, что будут голосовать досрочно (9.2% в июле 2012 г.). Традиции рукотворны. При коммунистах досрочно не голосовали. Для большинства белорусов стало естественным отмечать День Независимости 3 июля. Нет ничего удивительного и в том, что пятая часть избирателей голосует досрочно.

Дружно голосуя, белорусы при этом достаточно скептически оценивают справедливость выборов. За три месяца до голосования количество негативных оценок превысило количество позитивных (табл. 2). Такая социология не стыкуется с официальными заявлениями А. Лукашенко. Приведем фрагмент из Послания-2012: «На протяжении последних лет мы развивали гражданское общество. Поддерживали общественный диалог. Обеспечивали прозрачные и открытые условия для проведения выборов, полную свободу для кандидатов».

Таблица 2. Динамика ответов на вопрос: «Как Вы думаете, будут ли эти выборы свободными и справедливыми?», %

Вариант ответа

06’04

06’08

09’08

06’12

Нет

44.1

34.8

30.5

39.6

Да

40.4

45.9

49.8

36.8

ЗО/НО

15.5

19.3

19.7

23.6

Отметим, что у власти еще есть время изменить баланс справедливости выборов в свою пользу, но на уровень сентября 2008 г. выйти, скорее всего, не получится. Не та на дворе экономическая ситуация.

Имитационная природа белорусской демократии наиболее ярко проявляется во время избирательных кампаний. Это не является тайной не только для профессиональных аналитиков, но и для общественного мнения. За четыре последних года доля затруднившихся с ответом на вопрос табл. 3 сократилась на 5 пунктов, что позволило пополнить ряды граждан, чьи оценки уровня конкуренции кандидатов не зависят от государственной пропаганды.

Таблица 3. Динамика ответов на вопрос: «Как Вы считаете, на предстоящих выборах будет происходить реальная борьба между кандидатами, или лишь имитация этой борьбы, а распределение мест в Палате представителей будет заранее определено властями?», %

Вариант ответа

09’08

06’12

Будет лишь имитация борьбы, а распределение мест заранее определено властями

41.8

46.9

Будет происходить реальная борьба

39.2

39.1

ЗО/НО

19.0

14.0

Абсолютное большинство белорусов (63.7%) согласны с тем, что независимое наблюдение за ходом выборов содействует их большей честности и объективности. Но и доля тех, кто подобной точки зрения не разделяет, достаточно высока (27.5%). Однако, если от общего осознания роли независимого наблюдения перейти к личной заинтересованности получать информацию о соблюдении избирательных процедур от наблюдателей, то доля таких заинтересованных сократится до 52.7%, соответственно, доля незаинтересованных поднимется до 39%. Заявили же о своей готовность давать наблюдателям информацию о нарушениях в ходе выборов только 28%, тогда как не готовы предоставлять подобную информацию 36.1%. Что касается желания лично стать наблюдателями за ходом выборов, то ее продекларировало 22.7%. Отвергли возможность своего участия в избирательной кампании в качестве наблюдателя 71.1% респондентов.

Ответ на вопрос: «От кого Вы хотели бы получать информацию о соблюдении избирательных процедур?» вызвал затруднение у 47%. Авторитет независимых наблюдателей оказался несопоставим с авторитетом наблюдателей от организаций, поддерживающих власть – 37.7% vs. 6.9%. Но, что интересно, авторитет наблюдателей оппозиционных организаций оказался не намного выше – 8.4%. По всей видимости, в данном случае сыграла свою роль позитивная аура слова «независимые» и негативная аура слова «оппозиционные». В реальности независимые наблюдатели в Беларуси делегируются в наблюдатели оппозиционными организациями.

Информации о результатах выборов, предоставляемой избирательными комиссиями, готова доверять только треть (33.1%) респондентов. Уровень доверия наблюдателей оппозиционных организаций лишь на 1.5 пункта ниже – 31.6%. Готовность доверять наблюдателям из организаций, поддерживаемых властями, высказало 9.6%.

Меньше половины респондентов (46.2%) полагает, что за нарушение избирательных процедур и фальсификацию выборов следует наказывать по всей строгости закона (табл. 4). Правовой нигилизм – одна из базовых характеристик белорусской культуры. Необязательность исполнения законов является нормой не только для представителей власти, но и для большей части населения. Относительно же выборов за последние восемнадцать лет сложилась ситуация, когда члены избирательных комиссий боятся не нарушать, а соблюдать законы!

Меньше знаешь – крепче спишь. Многочисленные нарушения при проведении избирательных кампаний, активно обсуждаемые в независимых СМИ, не интересуют типичного представителя белорусского большинства. О нарушениях, зафиксированных независимыми и международными наблюдателями от ОБСЕ во время парламентских выборов 2008 г. и президентских выборов 2010 г., ничего не слышали 50.1% белорусов, слышали – 49.5%. Что касается белорусской инициативы наблюдателей «Правозащитники за свободные выборы», то слышали о ней 20.5% респондентов.

Таблица 4. Распределение ответов на вопрос: «В случае нарушения избирательных процедур и фальсификации выборов, как Вы считаете необходимо поступать с нарушителями?»

Вариант ответа

%

Наказывать по всей строгости закона

46.2

Информировать общественность о действиях таких нарушителей

26.0

Не наказывать строго, так как очевидно на них давили «сверху»

8.3

Наказывать бесполезно, потому что все уже решено и результат известен

15.9

ЗО/НО

3.6

Парламентские выборы, в отличие от выборов президентских, белорусская власть проводит в «скучном режиме». В этом есть свой резон. У электоральной мобилизации кроме плюсов имеются и минусы. Мобилизуя своих сторонников, власть автоматически мобилизует и своих противников. Отсюда Площадь с ее букетом негативных для социальной стабильности последствий. Учитывая нынешнее состояние экономики, с большой степенью вероятности можно прогнозировать, что нынешние парламентские выборы не станут исключением. Они пройдут традиционно. Гарантом сложившейся традиции выступит сам глава государства, о чем он и заявил в ходе майского послания: «Я гарантирую, что предстоящая избирательная кампания пройдет на высочайшем уровне и в строгом соответствии с законами и Конституцией нашей страны. Ни шагу влево, вправо, ни шагу!»