«

»

БОЛЬШИНСТВО ПО-ПРЕЖНЕМУ НИЧЕГО НЕ СЛЫШИТ

По европейской мерке белорусов можно смело отнести к электоральной нации. Голосовать они любят. Такова традиция, уходящая корнями в советское прошлое. Советский человек был приучен к участию в двух видах массовых политических действий: к голосованию и к прохождению в праздничных колоннах мимо трибун, с которых их приветствовали представители номенклатуры соответствующего административно-территориального уровня. В независимой Беларуси вторая традиция была существенно девальвирована, поэтому голосование осталась в качестве единственного официально разрешенного массового политического действа.

По данным первого опроса НИСЭПИ (апрель 1992 г.), в выборах народных депутатов СССР в 1989 г. (на так называемый «горбачевский съезд») приняло участие 66% населения страны. Явка же на первых альтернативных выборах депутатов Верховного совета БССР в 1990 г. составила 69.3%. Достаточно дружно, но без фанатизма, голосовали белорусы и на первом республиканском референдуме в мае 1995 г. Согласно официальным данным, явка составила 64.8%. Через полтора года на втором республиканском референдуме она поднялась до 84.1%. Это был дебют Л. Ермошиной на посту главы ЦИК.

С этого момента официальные данные перестали стыковаться с результатами, фиксируемыми в ходе общенациональных социологических опросов. Последние же свидетельствуют, что явка, превышающая 60%, для парламентских выборов является нормой. Скорее всего, и предстоящие осенью текущего года выборы не станут в этом смысле исключением.

За полгода до выборов о своей готовности голосовать заявил каждый второй белорус (табл. 1), но ресурс для увеличения явки имеется и он значителен. Электоральная активность противников власти традиционно ниже электоральной активности ее сторонников: большинство противников власти не видят смысла принимать участие в выборах со стопроцентно предсказуемым итогом.

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: «Через полгода в Беларуси состоятся парламентские выборы. Примете ли Вы в них участие?»,%

Вариант ответа

Все опрошенные

Отношение к власти

Противники

Сторонники

Да

48.2

35.2

53.5

Нет

18.0

23.0

16.5

Не знаю, решу позже

33.7

41.8

29.8

Эта предсказуемость места для депутатов, представляющих интересы противников А. Лукашенко, не предусматривает. Практика – критерий истины, и персональный состав двух последних парламентов эту истину убедительно подтверждают. Высокая официальная явка и отсутствие оппозиционеров в парламенте служат свидетельством единства белорусской нации. А раз нация едина, то чьи же тогда интересы представляют так называемые оппозиционные партии? От этого риторического вопроса рукой подать до обвинений в пособничестве внешним врагам «молодой белорусской демократии». Ярлык «пятая колонна» из того же смыслового ряда.

Между тем, как свидетельствуют данные табл. 2, у политических противников А. Лукашенко есть свои сторонники в обществе. С учетом строки «За иного кандидата» они могли бы смело претендовать на 30% депутатских мандатов, а с учетом кризисного 2011 г., возможно, и на большее количество.

Таблица 2. Динамика распределение ответов на вопрос: «За какого кандидата Вы бы предпочли голосовать?», %

Вариант ответа

06’08

03’12

За сторонника А. Лукашенко

39.6

30.0

За противника А. Лукашенко

17.7

23.1

За иного кандидата

31.4

29.4

ЗО/НО

11.3

17.5

За три месяца, прошедших с декабрьского опроса, тема бойкота предстоящих парламентских выборов не приобрела в обществе дополнительных сторонников (табл. 3). Это свидетельствует как об ограниченных медийных ресурсах оппозиции, так и об отсутствии интереса к ее деятельности в белорусском обществе. Обратим внимание на почти равный уровень ответов в графе «Ничего не слышал об этом». Это означает практическое равенство уровня внимания к информации, генерируемой оппозицией среди сторонников и противников власти. Но какое бы решение по поводу формата своего участия/неучастия в предстоящем голосовании не приняли в партийных штабах, на соотношении сторонников и противников бойкота в обществе это вряд ли заметно отразится. Понятно, что речь идет лишь о противниках власти, т.к. сторонники власти априори на призывы оппозиции не откликаются.

Таблица 3. Динамика ответов на вопрос: «Как Вы относитесь к бойкоту предстоящих парламентских выборов, к которому призывает некоторая часть оппозиции?»,%

Вариант ответа

Все опрошенные

Отношение к власти

12’11

03’12

Противники

Сторонники

Положительно

11.6

10.6

31.4

4.1

Отрицательно

21.2

20.2

21.6

19.6

Безразлично

30.9

26.5

10.5

34.3

Ничего не слышал об этом

35.8

41.6

36.1

41.8

И завершая предвыборную тему, еще раз подчеркнем, что белорусское общество продолжает находиться в спящем состоянии. Кризису 2011 г. так и не удалось его растолкать. В средине лета складывалось впечатление, что процесс возбуждения вот-вот начнется, но октябрьская стабилизация курса белорусского рубля оказалась сродни сильнодействующему социальному снотворному. Об этом необходимо помнить тем, кто планирует активно участвовать в предстоящей избирательной кампании. Политика – это искусство возможного, поэтому разработке любого политического проекта должен предшествовать анализ границ возможного.