«

»

МОЛЧАЛИВАЯ ПОЛЯРИЗАЦИЯ

Рост позитивных настроений, сопровождаемый ростом доверия к персонификатору власти, не привел к снижению уровня оппозиционности в марте относительно декабря (табл. 1). За счет сокращения доли респондентов затруднившихся с ответом можно говорить о некотором увеличении уровня поляризации в расколотом белорусском обществе. Отсюда рекордный с декабря 2010 г. процент белорусов, не считающих себя в оппозиции к власти (66%). Это прямой результат антиевропейской и антиоппозиционной пропаганды, активно муссируемой государственными СМИ с начала года.

Таблица 1. Динамика ответов на вопрос: «Считаете ли Вы себя в оппозиции к нынешней власти?», %

Вариант ответа

06’11

09’11

12’11

03’12

Да

25.8

28.3

22.6

23.4

Нет

60.3

56.0

63.8

66.0

ЗО/НО

13.9

15.7

13.6

10.6

Данные табл. 2 позволяют нам сравнить ряд социально-демографических характеристик сторонников и противников власти. Как и следовало ожидать, среди сторонников власти преобладают женщины. Это общее правило для авторитарных политических режимов с патерналистской составляющей. Женщины традиционно в большей степени нуждаются во внешней опеке, чем мужчины, в том числе и со стороны государства. Они в большей степени, чем представители сильного пола, склонны к конформизму. Не случайно участковые избирательные комиссии комплектуются в Беларуси преимущественно из женщин. Представителям власти ними удобнее работать в неформальном режиме. Этой же причиной объясняется и преобладание женщин-судей на политических процессах. В предпоследнем списке чиновников, которым запрещен въезд на территорию Европейского союза, из 17 судей – 11 женщин.

Не следует также забывать, что средняя продолжительность жизни женщин в стране на 12.5 лет больше, чем у мужчин, а с возрастом потребность в государственном патернализме возрастает. Данные табл. 2 это утверждение однозначно подтверждают. Доля оппозиционно настроенных к власти белорусов в возрастной группе до 30 лет в 3.6 раза выше, чем среди тех, кому 60 лет и больше (30.4% vs. 8.4%). Но и среди самых молодых, в основной своей массе еще не обремененных семейными заботами, к оппозиционерам себя относят менее трети белорусов.

Совсем немного не дотягивает до трети и уровень оппозиционности среди обладателей дипломов о высшем образовании. Это в 6.3 раза больше, чем среди тех, чьи «университеты» завершились на стадии начального образования (32.5% vs. 5.2%), тем не менее, он принципиально не отличается от уровня оппозиционности людей со средним образованием. Белорус с высшим образованием в этом смысле недалеко ушел от выпускника средней школы.

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: » Считаете ли Вы себя в оппозиции к нынешней власти?» в зависимости от пола, возраста и уровня образования,* %

Вариант ответа

Да

Нет

Пол:
Мужской

29.3

59.7

Женский

18.4

71.2

Возраст:
18-29 лет

30.4

61.4

30-39 лет

28.7

59.3

40-49 лет

27.6

57.0

50-59 лет

23.6

66.0

60 лет и старше

8.4

83.2

Образование:
Начальное

5.2

88.5

Неполное среднее

8.4

80.4

Среднее общее

22.3

67.2

Среднее специальное

25.9

60.1

Высшее

32.5

59.8

* Таблица читается по горизонтали

На прямой вопрос: «Готовы ли Вы лично более активно участвовать в политике?» о своей готовности заявили 5.3% респондентов, еще 19.3% выбрали вариант ответа «В какой-то мере, да». На противоположном фланге политической активности оказалось большинство: «Скорее нет» – 33.8% и «Определенно нет» – 39.3%.

Данные табл. 3 позволяют нам оценить эффективность различных политических акций с точки зрения общественного мнения. На первом месте оказались выступления в СМИ. Плод, как говорится, сладок, но для большинства практически недоступен. Только 4.1% опрошенных отметили, что им приходилось в своей жизни выступать по радио, в прессе и на телевидении. Опыт участия в митингах и демонстрациях имеют 16.2% белорусов, что на 8.3 пункта меньше доли продекларировавших эффективность данного вида политических действий. Что касается забастовок, то в них принимало участие в 10 раз меньшее количество респондентов по сравнению с продекларировавшими их эффективность.

Таблица 3. Распределение ответов на вопрос: «Какие пути Вы считаете наиболее эффективными для выражения своего мнения и воздействия на власти и в каких политических акциях Вы непосредственно участвовали?», (возможно более одного ответа)

Вариант ответа

%

Выступления по радио, в прессе, телевидении

32.4

Митинги, демонстрации

25.6

Забастовки

18.9

Пикеты

6.4

Голодовки

4.2

Другие пути

35.6

ЗО

12.0

О невысоком уровне политической активности свидетельствуют и ответы на вопрос: «Готовы ли Вы поддержать деятельность белорусских правозащитников?» Абсолютное большинство (71.4%) на данный вопрос отвечают решительным «нет». Готовы подписать обращение в органы власти – 14.3%, участвовать в распространении правозащитной информации – 10.7% и участвовать в акциях протеста (митинги, пикеты и др.) – 7%.

В расколотом белорусском обществе не только партийная оппозиция с подачи главы государства воспринимается многими в качестве «пятой колонны», но и независимые профсоюзы (табл. 4). Среди сторонников власти такого мнения придерживаются 21.2%. Манихейство (представление о Вселенной как поле вечной битвы двух космических сущностей – Света и Тьмы, между которыми не может быть примирения, не может быть никакого диалога) является важным элементом культуры белорусского большинства. Для типичного манихея мир раскрашен в черно-белые тона, соответственно, все соотечественники делятся на своих и врагов.

Таблица 4. Распределение ответов на вопрос: «В январе-феврале на ряде белорусских предприятий работники вышли из официальной Федерации профсоюзов и вступили в независимые профсоюзы. Как Вы относитесь к этому?» в зависимости от отношения к власти, %

Вариант ответа

Все опрошенные

Отношение к власти

Противники

Сторонники

Это ничего не дает, независимые профсоюзы не могут защитить права трудящихся

35.7

26.3

39.3

Это правильное решение, только независимые профсоюзы могут защитить права трудящихся

27.6

51.8

17.7

Это неправильное решение, независимые профсоюзы – это «пятая колонна», агентура зарубежных государств

17.0

8.5

21.2

ЗО/НО

19.7

12.7

18.8

Расколото белорусское общественное мнение и в отношении осужденных за участие в манифестации 19 декабря 2010 г. Если противники оппозиции и Запада и согласны на освобождение осужденных, то движет ими не «милость к павшим», а собственный меркантильный интерес. Обратите внимание на предпоследнюю строку табл. 5.

Таблица 5. Распределение ответов на вопрос: «Западные страны добиваются от белорусских властей освобождения людей, осужденных за участие в манифестации после выборов 2010 года. По этому поводу высказываются разные мнения. С каким из них Вы согласны?»

Вариант ответа

%

Эти люди ни в чем не виноваты, их следует освободить независимо от пожеланий Запада

44.5

Эти люди виноваты и пусть сидят, нельзя уступать давлению других стран

21.4

Эти люди виноваты, но их следует освободить, чтобы улучшить отношения с Западом

17.8

ЗО/НО

16.3

В связи со смертным приговором Д. Коновалову и В. Ковалеву, обвиненных в совершении террористического акта в минском метро, в мартовский опрос вновь был включен вопрос об отношении белорусов к смертной казни. Продолжая выносить и приводить в исполнение смертные приговоры, власти Беларуси ссылаются на референдум 1996 г., в ходе которого народ в едином порыве высказался за право государства лишать человека жизни (согласно официальным данным ЦИК – 80.4%). К подобному результату следует относиться скептически, т.к. в ходе того судьбоносного референдума народ столь же единодушно отказался избирать местную исполнительную власть, а также не поддержал предложение осуществлять финансирование всех ветвей власти «гласно и только из государственного бюджета».

Однако как бы ЦИК во главе с Л. Ермошиной не подсчитывал в 1996 г. голоса, отвергать сам факт широкой общественной поддержки исполнения смертных приговоров не следует (табл. 6). Еще в 2010 г. относительное большинство белорусов высказывалось за смертную казнь, а в 2009 г. это большинство было абсолютным. Как это не покажется странным, но судебный процесс по делу минских террористов изменил соотношение сторонников и противников смертной казни в сторону последних. Не исключено, что причину сдвига следует искать не в гуманистическом прозрении белорусского общества, а в протестной реакции на решение властей. В пользу данного предположения свидетельствует существенный рост сторонников отмены смертной казни среди оппозиционно настроенных граждан (в июне 2009 г. только 37.6% не доверяющих А. Лукашенко поддерживали отмену смертной казни, тогда как среди доверяющих – 48.6%).

Таблица 6. Распределение ответов на вопрос: «Вы за или против отмены смертной казни в Республике Беларусь?», %

Вариант ответа

12’09

10’10

03’12

Все опрошенные

Противники власти

Сторонники власти

За отмену

36.8

42.4

49.7

68.8

43.8

Против отмены

54.6

48.3

40.8

21.3

48.2

ЗО/НО

8.6

9.3

9.5

9.7

7.8

Медийная активность власти на фоне экономического кризиса усилила поляризацию белорусского общества. Прямую ответственность за это несет именно власть, официально не признающая наличия в обществе оппозиционного «меньшинства». Именно власть и раскачивает лодку, в том числе и своими попытками переложить ответственность за экономические трудности на «пятую колонну».