«

»

OPINION LEADERS WANT ANOTHER PRESIDENT

The March statement of President A. Lukashenko on the ideological issues has produced a wide response within the Belarusian society. And right after forming the department on ideology at the presidential administration the head of state issued a directive on opening the position of the deputy head on ideology at the enterprises. In its turn, the Ministry of Labor and Social Protection issued the instructions on the official duties of the Deputy Head for ideological work at non-state enterprises. The new position has already been included into the National Register and the Skilled Manual.

So far it is hard to predict the results of the new campaign on ideological education of population. But it is clear, the Belarusian elite – both state and non-state – is very skeptical about the campaign. Only 15% of the polled leaders (they are 23% in the public sector) stated this country needs the state ideology. Yet, 71% spoke out the opposite viewpoint. Answering the question “If you think we need the state ideology, then why?”, 12% of the respondents said it is vital for strengthening independence and 10% – for consolidating the society around a single goal. The reasons most often listed by the leaders on why there isn’t necessity in a state ideology are as follows: this is a road to totalitarianism (25%); we cannot admit monopoly for ideology (17%); this contradicts to the Constitution (14%). According to the respondents, the most concerned in introducing state ideology are A. Lukashenko himself (75%) and the governing elite (45%).
The aim of forming ideological vertical is most often interpreted as A. Lukashenko’s preparatory measure for carrying referendum on the Constitution amendment and as his intention to run for the third presidential term. The president himself hasn’t yet revealed his plans. So far, based upon voters’ opinion, we can certify that he doesn’t have a fair chance to implement such a project. In the public opinion poll, a quarter of the respondents expressed their willingness to re-elect A. Lukashenko while among the leaders – only one person (See Table 1).

Table 1. Distribution of answers to the question “Do you think that on the whole A. Lukashenko well governed the country and should be again elected president at the forthcoming election or should another candidate take this post and receive the opportunity to do this job better than him?”, %

Variant of answer
Nation public opinion poll (03’03)
Polling of leaders
All respondents
Public sector employees
Private sector employees
Elect again A. Lukashenko
23.2
1
3
Another candidate should take this post
64.1
90
81
97
It is noteworthy that 81% of leaders from the public sector spoke out in favor of other candidate. The current course seems has “worn out” everyone, the nomenclature included.
During our latest nation public opinion poll the respondents were asked the question about A. Lukashenko’s rival at the presidential election. It turned out an overwhelming majority of the citizens (86%) couldn’t name then such a candidate. But distribution of positive and negative answers among the leaders knowing politics much better than an average Belarusian is nearly equal (See Table 2). As it can be seen, opinions of the leaders from public and private sector are mirror-like. The figures indicate that the nomenclature disappointed in the current head of state still doesn’t see a politician able to effectively compete with A. Lukashenko.

Table 2. Distribution of answers to the question “Do you know a candidate able to effectively compete with A. Lukashenko at the presidential election?”, %

Variant of answer
Nation public opinion poll (03’03)
Polling of leaders
Allrespondents
Public sector employees
Private sector employees
Yes, I know
13.1
49
32
63
No, I don’t know
85.9
47
61
34
The deputy group Republic has been lately acquiring great popularity. Their footwork in the Parliament drew attention of both the authorities (a criminal case has been opened for the group leader S. Skrebets and a series of soiling items about his predecessor V. Parfenovich were broadcasted on the national state-run TV channel BT) and politically experienced figures. However, there are twofold more of those who are positive to the Republic’s activity among the public opinion leaders than among the general public. Remarkably, no leader spoke on the issue in the negative (See Table 3).

Table 3. Distribution of answers to the question “The deputy group Republic formed a year ago at the initiative of General V. Frolov came out with the criticism of A. Lukashenko’s policy. Some are positive towards the fact, others – negative. What is your attitude?”, %

Variant of answer
Nation public opinion poll (03’03)
Polling of leaders
All respondents
Public sector employees
Private sector employees
Positive
33.1
71
65
76
Indifferent
33.6
20
29
13
Negative
15.4
It is no secret that domestic problems of Belarus have been steadily aggravated with failures in its foreign policy. There are progressively fewer countries for A. Lukashenko to go and progressively fewer leaders willing to meet him. Perhaps, this is why the Belarusian president is more and more reckless supporting such regimes and such politicians while the consequences of this for the country are more and more negative. A. Lukashenko’s flights to S. Milosevic and his promises to render all possible assistance to the Yugoslav leader are not yet forgotten. S. Milosevic now lives in Hague but Belarus lost its positions with the new Serbian government. Quite recently A. Lukashenko was nearly the most active supporter of Iraqi dictator S. Hussein. And after his downfall, Belarus can forget for long about its interests in Iraq.
Many analysts noted that Iraqi events greatly scared A. Lukashenko. Hence, his statement on the ”weapon of revenge” in Belarus that can “hold back any aggressor” and also on the exercises to get ready to “Iraqi scenario”. Such stand, say most leaders, will bring the country to a negative outcome (See Table 4).

Table 4. Distribution of answers to the question “Some claim A. Lukashenko’s stand on the Iraqi war (including the planned military exercises by “Iraqi scenario”) will bring to positive results for Belarus and others say – to negative. What is your opinion?”, %

скачанные файлы (33)

 

Accented coldness, if not indifference, of the Kremlin to the official Minsk cannot remain unnoticed at the background of the long-term isolation of Belarus initiated by the West. Examples of such indifference follow one by one. V. Putin didn’t say a word about Belarus in his address to the Federation Assembly; all Russian companies ignored the bid on privatizing largest Belarusian oil refineries; head of the Central Election Commission V. Veshnyakov stated that the referendum on the Union State Constitution cannot be held this year. Does this mean Russia has lost its interest towards Belarus? Or, it on the contrary decided to wait until A. Lukashenko’s position turns weaker and he becomes more compliant, as regards a single currency and the privatizing? It is difficult to give a plain answer to this question. Still, most experts are certain that in the near future Belarus will remain a sovereign state but its dependence from Russia will grow stronger (See Table 5).

Table 5. Distribution of answers to the question “In your opinion, in the near ten years Belarus will:”, %

Variant of answer
Nation public opinion poll (03’03)
Polling of leaders
All respondents
Public sector employees
Private sector employees
Remain a sovereign state and its independence from Russia will grow stronger
9.6
27
23
32
Remain a sovereign state but its independence from Russia will grow weaker
34.9
54
51
55
Incorporate into Russia
33.4
6
7
5
Opinions of the leaders from the public and the private sectors in their answers to this question appeared to be very close that happens quite seldom. Also, proximity of opinions, though not that impressing, is found in their estimation of the results of election into the local governing bodies (See Table 6).

Table 6. Distribution of answers to the question “Are you satisfied with the results of the election into the Local Councils of deputies?”, %

Variant of answer
Nation public opinion poll (03’03)
Polling of leaders
All respondents
Public sector employees
Private sector employees
Yes
33.8
4
7
3
No
23.5
79
61
92
DA/NA
42.7
17
32
5
During the nation public opinion poll only one third of the respondents said to be satisfied with the voting results while among the opinion leaders only 4% think in the same way and an absolute majority states the opposite. Distrust to the officially announced voting results is a major cause of discontent. And in this case the level of credence to the data of the Central Election Committee is extremely low (See Table 7). The fact that only 7% of the leaders from the public sector (and they perfectly well know how the commissions are formed and work, how the votes are counted, etc.) trust CEC data and 6.5-fold more leaders distrust this data speaks the volumes.

Table 7. Trust to the officially announced results of the election into the Local Councils of deputies, %

Variant of answer
Nation public opinion poll(03’03)
Polling of leaders
All respondents
Public sector employees
Private sector employees
Yes
45.7
4
7
3
No
26.2
70
45
89
DA/NA
28.1
26
48
8
Thus, an overwhelming majority of the leaders does not see the necessity of introducing the state ideology, does not trust the results of the election into the Local Councils and is convinced that A. Lukashenko shouldn’t be the next president of Belarus.

«

»

ЛИДЕРЫ МНЕНИЙ ХОТЯТ ДРУГОГО ПРЕЗИДЕНТА

Мартовское выступление президента А. Лукашенко, посвященное идеологическим вопросам, вызвало в белорусском обществе широкий резонанс. Тем более, что вслед за созданием идеологического управления в президентской администрации глава государства издал распоряжение о введении на предприятиях должности заместителя руководителя по идеологической работе. А Министерство труда и социальной защиты издало инструкцию о должностных обязанностях заместителя руководителя по идеологической работе на негосударственных предприятиях. Новую должность уже внесли в общегосударственный реестр и квалификационный справочник.

Пока трудно сказать, во что в итоге выльется новая кампания по идеологическому воспитанию населения, однако, уже ясно, что белорусская элита, причем, как негосударственная, так и государственная, настроена по отношению к этой кампании довольно скептически. Лишь 15% опрошенных лидеров (в государственном секторе таких 23%) заявили, что нашей стране необходима государственная идеология. В то же время 71% высказали противоположную точку зрения. На вопрос «Если Вы считаете, что государственная идеология нужна, то почему?», 12% респондентов ответили, что она нужна для укрепления независимости и 10% – для консолидации общества вокруг единой цели. Среди причин, почему в государственной идеологии нет необходимости, чаще других лидеры назвали следующие: это путь к тоталитаризму (25%), монополия на идеологию недопустима (17%), это противоречит Конституции (14%). По мнению опрошенных, более всего во введении государственной идеологии заинтересован лично А. Лукашенко (75%) и правящая элита (45%).
Цель создания идеологической вертикали чаще всего объясняют подготовкой А. Лукашенко к референдуму об изменении Конституции и его намерением баллотироваться на третий президентский срок. Сам президент о своих планах определенно еще не высказался. Пока же, опираясь на мнение избирателей, можно констатировать, что шансов для осуществления данного проекта у него немного. Если в ходе национального опроса четверть респондентов изъявили желание переизбрать А. Лукашенко, то среди лидеров – только один человек (табл. 1).

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос «Считает ли вы, что А. Лукашенко в целом достаточно хорошо руководил страной и его следует вновь избрать президентом на следующих выборах, либо кто-то другой должен занять этот пост и получить возможность сделать это лучше него?», %

Вариант ответа
Национальный опрос (03’03)
Опрос лидеров
Все опрошенные
Работники госсектора
Работники негоссектора
Вновь избрать А. Лукашенко
23.2
1
3
Кто-то другой должен занять этот пост
64.1
90
81
97
При этом даже среди лидеров из госсектора 81% высказался в пользу другого кандидата. Чувствуется, что нынешний курс уже «достал» всех, в том числе, и номенклатуру.
В ходе нашего последнего национального опроса задавался вопрос о конкуренте А. Лукашенко на президентских выборах. Тогда выяснилось, что подавляющее большинство населения (86%) такого кандидата пока не знает. Среди лидеров, ориентирующихся в политике значительно лучше среднего белоруса, положительные и отрицательные ответы разделились примерно поровну (табл. 2). Как можно заметить, мнения лидеров из государственных и негосударственных структур выглядят зеркально. Эти цифры говорят о том, что номенклатура, разочаровавшись в нынешнем главе государства, пока не видит политика, способного с ним успешно конкурировать.

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос «Знаете ли Вы такого кандидата, который мог бы успешно конкурировать с А. Лукашенко на президентских выборах?», %

Вариант ответа
Национальный опрос (03’03)
Опрос лидеров
Все опрошенные
Работники госсектора
Работники негоссектора
Да, знаю
13.1
49
32
63
Нет, не знаю
85.9
47
61
34
В последнее время все большую известность приобретает депутатская группа «Республика», которая своей активной деятельностью в парламенте заставила обратить на себя внимание как властей (на лидера группы С. Скребца завели уголовное дело, серия сюжетов компрометирующего характера о его предшественнике В. Парфеновиче была показана по БТ), так и политически искушенной публики. Однако, среди лидеров вдвое больше тех, кто относится положительно к деятельности «Республики», чем среди населения. Весьма показательно, что ни один из лидеров не высказался по данному вопросу отрицательно (табл. 3).

Таблица 3. Распределение ответов на вопрос «Год назад в белорусском парламенте по инициативе генерала В. Фролова была создана депутатская группа «Республика», которая стала выступать с критикой политики А. Лукашенко. Одни относятся к этому положительно, другие – отрицательно. А как относитесь Вы?», %

Вариант ответа
Национальный опрос (03’03)
Опрос лидеров
Все опрошенные
Работники госсектора
Работники негоссектора
Положительно
33.1
71
65
76
Безразлично
33.6
20
29
13
Отрицательно
15.4
Не секрет, что внутриполитические проблемы страны то и дело осложняются провалами во внешней политике. Все меньше остается в мире стран, куда А. Лукашенко может поехать, все меньше лидеров готовы с ним встречаться. Возможно, поэтому поддержка таких режимов и политиков белорусским президентом становиться все безогляднее, а последствия этого для нашей страны все негативнее. Еще не забыты полеты А. Лукашенко к С. Милошевичу и обещания помочь югославскому лидеру всеми имеющимися средствами. Теперь С. Милошевич в Гааге, а позиции Беларуси в глазах нового сербского руководства серьезно подорваны. Совсем недавно А. Лукашенко едва ли не активнее всех защищал иракского диктатора С. Хуссейна. Разумеется, после его свержения об интересах нашей страны в Ираке стоит надолго забыть.
Многие аналитики отмечали, что события в Ираке сильно напугали А. Лукашенко. Отсюда его заявления о наличии в стране «оружия возмездия», которым можно «дать отпор любому агрессору», а также о подготовке учений с учетом «иракского сценария». Такая позиция, по убеждению большинства лидеров, приведет к негативным результатам для страны (табл. 4).

Таблица 4. Распределение ответов на вопрос «По мнению одних, позиция А. Лукашенко в связи с войной в Ираке (в том числе запланированные им военные учения «по иракскому сценарию»), приведет к позитивным, а, по мнению других, наоборот, к негативным результатам для Беларуси. А как считаете Вы?», %

скачанные файлы (32)

 

На фоне длительной изоляции Беларуси на западном направлении, не могла остаться без внимания и подчеркнутая холодность, если не сказать безразличие, к официальному Минску со стороны Кремля. Примеры такого безразличия следуют один за другим. В послании к Федеральному собранию президент В. Путин не сказал ни слова о Беларуси, российские компании дружно проигнорировали конкурсы по приватизации гигантов белорусской нефтехимии, глава Центризбиркома В. Вешняков заявил, что проведение референдума по Конституционному акту Союзного государства в этом году невозможно. Означает ли это, что Россия потеряла интерес к Беларуси? Либо, напротив, решила подождать, когда позиции А. Лукашенко ослабнут, в результате чего он станет сговорчивее и в отношении введения единой валюты, и в отношении приватизации? Сегодня сложно однозначно ответить на этот вопрос. Тем не менее, большинство экспертов выражают уверенность, что в ближайшее время Беларусь останется независимых государством, но ее зависимость от России возрастет (табл. 5).

Таблица 5. Распределение ответов на вопрос «На Ваш взгляд, в течение ближайших десяти лет Беларусь:», %

Вариант ответа
Национальный опрос (03’03)
Опрос лидеров
Все опрошенные
Работники госсектора
Работники негоссектора
Останется суверенным государством и ее независимость от России усилится
9.6
27
23
32
Останется суверенным государством, но ее зависимость от России усилится
34.9
54
51
55
Войдет в состав России
33.4
6
7
5
Мнения лидеров из государственных и негосударственных структур во всех вариантах ответа на данный вопрос на этот раз, что встречается достаточно редко, оказались очень близки. Схожесть мнений, но не столь впечатляющая, наблюдается и в оценке результатов выборов в местные органы власти (табл. 6).

Таблица 6. Распределение ответов на вопрос «Удовлетворены ли Вы результатами выборов депутатов местных Советов?», %

Вариант ответа
Национальный опрос (03’03)
Опрос лидеров
Все опрошенные
Работники госсектора
Работники негоссектора
Да
33.8
4
7
3
Нет
23.5
79
61
92
ЗО/НО
42.7
17
32
5
Если в ходе национального опроса треть избирателей выразила удовлетворение итогами выборов, то среди лидеров мнений лишь 4% думают так же, в то время как абсолютное большинство уверено в обратном. Одним из основных факторов, вызывающим неудовлетворенность, является отсутствие доверия к официально объявленным результатам голосования. В нашем случае уровень доверия к данным Центризбиркома крайне низок (табл. 7). Тот факт, что только 7% лидеров из государственных структур (а уж они-то прекрасно осведомлены, как формируются и работают комиссии, как ведется подсчет голосов и проч.) доверяют данным ЦИК, а не доверяют им – в 6.5 раза больше, говорит сам за себя.

Таблица 7. Доверие к официально объявленным результатам выборов депутатов местных Советов, %

Вариант ответа
Национальный опрос (03’03)
Опрос лидеров
Все опрошенные
Работники госсектора
Работники негоссектора
Да
45.7
4
7
3
Нет
26.2
70
45
89
ЗО/НО
28.1
26
48
8
Таким образом, подавляющее большинство лидеров не видят необходимости в государственной идеологии, не доверяют результатам местных выборов и убеждены, что следующим президентом Беларуси должен быть не А. Лукашенко.