«

»

ЭЛИТА И РЯДОВЫЕ ИЗБИРАТЕЛИ ЕДИНЫ В ЖЕЛАНИИ НЕ ДОПУСТИТЬ ТРЕТЬЕГО ПРЕЗИДЕНТСКОГО СРОКА А. ЛУКАШЕНКО

Существенные различия взглядов элиты и рядовых избирателей в любой стране являются аксиомой. В какой степени справедливо данное утверждение для Беларуси? Для начала сопоставим оценки, сделанные лидерами общественного мнения и экспертами и всем населением, по вопросам общего плана.

Как следует из данных сентябрьского национального опроса, более всего заинтересовавшими их событиями трех последних месяцев стали интеграция с Россией (16.2%), культурно-развлекательные и спортивные мероприятия (12.8%), а также изменения в руководстве страны (6.7%.). Однако больше всего опрошенных (18.5%) заявили, что им не запомнилось никаких событий. Кто-то назовет эти цифры подтверждением пресловутой «абыякавасцi да жыцця» среднего белоруса. Кто-то, напротив, интерпретирует это как подтверждение теории об атомизации современного общества, когда нормальным для человека является проявление интереса лишь к тем событиям, которые непосредственно влияют на его жизнь. Однако гораздо любопытнее тот факт, что ничего примечательного за последний квартал не запомнилось 41% представителей элиты (в госструктурах таких вообще половина) (табл. 1).

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос «Какие события в общественной жизни за последние три месяца Вас больше всего заинтересовали?», % (открытый вопрос, возможно более одного ответа)

Вариант ответа
Лидеры и эксперты
В том числе:
работники госсектора
работники негоссектора
Никаких событий не запомнилось
41
50
34
Переговоры Путина и Лукашенко в Ялте и Сочи
20
22
18
Конфликт Кремля и Минска
13
27
Давление на независимые СМИ
12
7
17
Давление на НГО
12
3
20
Борьба с мелкорозничной торговлей
5
10
Создание коалиции 5 партий
5
10
Проигрыш сборной Беларуси по футболу
3
7
Отпуск
2
3
Подготовка к празднованию «Дожинок»
2
3
Отмена некоторых льгот
2
3
Аресты преподавателей вузов
2
3
Парламентское собрание Беларуси и России в Могилеве
2
3
Решение «Газпрома» о повышении цен
2
3
Принятие закона о массовых мероприятиях
2
3
Данное обстоятельство можно попытаться объяснить двояко: либо наша жизнь на самом деле столь бедна на яркие события, либо госчиновники настолько привыкли к разного рода потрясениям, что порог их восприятия от этого резко вырос, и теперь удивить их способно лишь нечто экстраординарное. Если взглянуть на те события, которые все же пробудили определенный интерес элиты, то мы увидим, что основное внимание было приковано к белорусско-российским отношениям. Около 20% представителей как госсектора, так и негоссектора вспомнили о памятных переговорах президентов В. Путина и А. Лукашенко в Ялте и Сочи. 27% последних при этом указали на конфликт в отношениях Москвы и Минска. Госчиновникам, видимо, данный конфликт запрещено замечать по должности. Вообще уровень их невозмутимости не может не удивлять. Помимо переговоров двух президентов эксперты из госсектора смогли вспомнить только о давлении на независимые СМИ и НГО (среди экспертов из негоссектора эти события выделили соответственно 17% и 20% опрошенных), а также об отмене некоторых льгот и могилевской сессии парламентского собрания России и Беларуси.
Белорусскую элиту часто обвиняют в непростительной оторванности от проблем «простого человека» и в излишней сосредоточенности на собственных, узко корпоративных интересах. Насколько обоснованны данные упреки? У населения, естественно, лидирующие позиции среди проблем страны, требующих неотложного решения, заняли социально-экономические – низкий уровень жизни (40.7%), экономический кризис (29.9%), инфляция, рост цен и коммунальных тарифов (22.2%) и безработица (18.9%). Развитием демократии и гражданского общества обеспокоены лишь 11.7%. И удивляться тут нечему. Несмотря на раздувание образа «процветающей Беларуси», подлинное положение миллионов белорусов резко контрастирует с данным пропагандистским мифом. Другой вопрос, что в сознании многих наших сограждан, к большому сожалению, еще отсутствует понимание тесной связи между развитием демократии и гражданского общества и уровнем благосостояния. Но у элиты, особенно из негосударственных структур, такое понимание присутствует (табл. 2).

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос «Какие первоочередные проблемы внутри страны требуют, на Ваш взгляд, неотложного решения?», % (открытый вопрос, возможно более одного ответа)

Вариант ответа
Лидеры и эксперты
В том числе:
работники госсектора
работники негоссектора
Реформировать экономику
54
43
67
Демократизировать страну
26
10
43
Реформировать систему власти
26
27
27
Остановить произвол контролирующих органов
20
23
10
Снизить налоги
18
40
3
Повысить уровень жизни
8
13
3
Провести свободные и справедливые выборы
5
3
10
Защитить суверенитет
2
3
Любопытной выглядит разница в приоритетах у представителей государственного и негосударственного секторов. Почти четверть работников госсектора указали на необходимость остановить произвол контролирующих служб (коллеги из негосударственного сектора считают данную проблему не столь острой), вероятно, многим из них пришлось побывать в шкуре проверяемых. При этом госчиновники значительно более озабочены проблемой снижения налогов, а отсутствие такого внимания со стороны их коллег тут, скорее всего, обусловлено тем, что этот вопрос является неотъемлемой частью процесса реформирования экономики. Разочаровывает отсутствие должного внимания к свободным и справедливым выборам, которые являются общепризнанным путем к демократизации и экономической модернизации.
Теперь обратимся непосредственно к оценке лидерами и населением политических проблем. Здесь разница оказывается более существенной. Характеризуя выполнение президентом предвыборных обещаний, элита демонстрирует значительно более высокую требовательность (табл. 3).

Таблица 3. Распределение ответов на вопрос «Исполнилось уже 2 года со дня повторного избрания А. Лукашенко президентом страны. Как бы Вы оценили по пятибалльной шкале выполнение им своих предвыборных обещаний?», % (1 балл – очень плохо, 5 баллов – очень хорошо)

Вариант ответа
Национальный опрос
Лидеры и эксперты
В том числе:
работники госсектора
работники негоссектора
1
16.8
41
37
47
2
25.9
43
37
47
3
32.5
11
20
3
4
18.3
3
3
3
5
5.7
В среднем
2.7
1.8
1.9
1.6
Требовательность эта вполне объяснима. Президент А. Лукашенко проводит антиэлитарную по своей сути политику, ненавидя уже за один факт принадлежности к истэблишменту. У подавляющего большинства представителей негосударственного сектора претензии к А. Лукашенко носят чаще всего ценностный характер. Горечь же госчиновников может быть дополнительно обусловлена несбывшимися ожиданиями по поводу обещанной экономической либерализации, которая предоставила бы им новые шансы и возможности.
Столь низкая оценка результатов деятельности президента является, в свою очередь, главной причиной острого желания элиты увидеть на этом посту кого-то другого (табл. 4).

Таблица 4. Распределение ответов на вопрос «Считает ли Вы, что А. Лукашенко в целом достаточно хорошо руководил страной и его следует вновь избрать президентом на следующих выборах, либо кто-то другой должен занять этот пост и получить возможность сделать это лучше него?», %

Вариант ответа
Национальный опрос
Лидеры и эксперты
В том числе:
работники госсектора
работники негоссектора
Кто-то другой должен занять этот пост
61
87
80
97
Вновь избрать А. Лукашенко
28.3
Едва ли не единодушное неприятие элитой переизбрания А. Лукашенко на новых выборах вызвано еще и тем, что нынешняя модель власти лишает возможностей нормального карьерного роста всех, кто не является членом правящего клана. А для населения достаточно одних экономических доводов, которые имеют первостепенное значение.
Пока же шансов на изменение Конституции на референдуме у А. Лукашенко немного. За изменение основного закона, в соответствии с которым нынешний глава государства может избираться президентом в третий раз, готово проголосовать 22.6% избирателей, тогда как противоположного мнения придерживается 51.8%. Если принять во внимание разделение в соответствующей пропорции голосов еще не определившихся по данному вопросу (таких 21.7%), надежды на изменение Конституции выглядят призрачными.
Между тем, элита, особенно из государственных структур, переоценивает уровень симпатий населения к нынешнему лидеру страны (табл. 5).

Таблица 5. Распределение ответов на вопрос «Если состоится референдум по изменению Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которым А. Лукашенко сможет снова избираться президентом (по действующей Конституции он не может избираться в третий раз), как, на Ваш взгляд, проголосует большинство избирателей?», %

Вариант ответа
Лидеры и эксперты
В том числе:
работники госсектора
работники негоссектора
Будут голосовать за такое изменение Конституции
34
40
30
Будут голосовать против такого изменения Конституции
30
20
37
ЗО/НО
36
40
33
Причина такого недоверия, очевидно, коренится как в результатах прошлых выборов, так и в опасениях, что А. Лукашенко, применив весь арсенал ранее опробованных предвыборных технологий, вновь удастся привлечь на свою сторону значительную часть ныне колеблющихся избирателей.
На наш взгляд, проведение референдума до выборов в Национальное собрание кажется маловероятным. Парламентские выборы станут масштабной проверкой как дееспособности оппозиции, так и возможностей властей достигать нужных им результатов. Пока же для рядового избирателя наиболее привлекательным кандидатом в депутаты видится руководитель госпредприятия, а для экспертов – лидер общественного движения или оппозиционной партии (табл. 6).

Таблица 6. Распределение ответов на вопрос «Представьте, что на выборах в Национальное Собрание в 2004 году надо будет выбрать одного из этих пяти кандидатов. За кого из них, на Ваш взгляд, проголосовало бы большинство избирателей?», %

Вариант ответа
Национальный опрос
Лидеры и эксперты
В том числе:
работники госсектора
работники негоссектора
Член нынешнего Национального Собрания
13.6
8
7
10
Лидер оппозиционной партии или общественного движения
13.5
21
13
30
Руководитель или активист общественной организации (НГО)
8.1
8
13
Руководитель госпредприятия
20.5
7
10
3
Предприниматель, имеет собственное дело
14.5
2
3
Ни за одного из них
9.4
8
13
3
ЗО/НО
20.4
46
57
38
Для среднего белоруса депутатство его начальника, директора завода или председателя колхоза означает потенциальную возможность получения неких преференций и для себя лично. Сохранившийся с советских времен стереотип народного избранника-директора, который может «выбить квартиру», оказался достаточно стойким. Представители элиты понимают ограниченность возможностей нынешних депутатов вообще и зависимость депутатов из директорского корпуса (некоторых этот статус не уберег от тюрьмы), в частности. Поэтому лидеры уверены, что закаленные в противостоянии властям представители партий и движений принесут на депутатской ниве большую пользу, чем хозяйственники, которым легко можно инкриминировать всевозможные экономические преступления.
В заключение стоит отметить, что в вопросах бытовых разница во взглядах элиты и рядовых белорусов не слишком велика. Разумеется, последние больше озабочены вопросами насущными, а первые более думают о последствиях того или иного события и о перспективах. И тех, и других «достала» нынешняя власть, поэтому обе группы против предоставления А. Лукашенко возможности и далее управлять страной. А преодоления недоверия элиты к избирателю – лишь вопрос времени и желания совместно добиваться целей, которые, как мы убедились, в данном случае почти тождественны.