«

»

ЭЛИТА И ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ

Хотя до президентских выборов еще далеко, многие политические силы в Беларуси – в структурах и власти, и оппозиции начинают к ним готовиться. А. Лукашенко уже не раз намекал, что готов вновь «попытать счастья», если, конечно, «народ поддержит», и «только в соответствии с Конституцией». Некоторые лидеры оппозиции также заявили о своих президентских амбициях, другие пока выжидают. В прессе появляются все новые сценарии – в основном, посвященные тому, как А. Лукашенко может остаться президентом на новый срок. О том, как на это смотрит белорусский электорат, мы писали совсем недавно, анализируя результаты мартовского опроса общественного мнения. А что думает об этом элита?

Начнем с того, что неудовлетворенность тем, как А. Лукашенко управляет страной, среди опрошенной нами элиты почти тотальная – 97% среди работников негосударственного и 93% среди работников государственного сектора. Поэтому, как уже отмечалось, они обнаруживают высокую степень готовности к радикальным политическим переменам. На вопрос: «На Ваш взгляд, нужны ли в Беларуси политические перемены? Оцените, пожалуйста, по десятибалльной шкале, где 1 – «политические перемены не нужны», 10 – «нужны радикальные политические перемены» средний балл по всем респондентам составил 9.3, в том числе по госсектору 8.6.

В то же время практически все опрошенные – по 97% в обеих группах – уверены, что нынешний президент будет добиваться продления своих полномочий на третий срок. Как, по мнению элиты, отнесутся к подобной инициативе ведущие политические субъекты? По мнению 84% наших респондентов, эту инициативу поддержит номенклатура (так думают 78% работников негосударственного и 90% государственного сектора). Поскольку наши собеседники из государственного сектора лучше других знают настроения белорусского чиновничества (к которому, по официальным данным, относится свыше 100.000 человек), полагаем, к этому мнению следует прислушаться, особенно тем, кто возлагает надежды исключительно на «номенклатурную революцию».

В отличие от белорусской бюрократии, российское руководство, по мнению 68% опрошенных лидеров и экспертов, негативно отнесется к подобной инициативе. Интересно, что среди представителей госсектора убеждено в этом значительно больше лидеров и экспертов, чем в негосударственном секторе: 77% vs. 59%. Что же касается главного актора президентских выборов – самого населения – то тут мнения среди элиты разделились. Если две трети работников негосударственного сектора считают, что массовый электорат не поддержит эту инициативу, то почти три четверти работников госсектора убеждены в обратном. Почему? Возможно, это объясняется тем, что лидеры и эксперты из негосударственного сектора исходят, прежде всего, из реальных настроений большинства белорусов (которые выступают против переизбрания А. Лукашенко), а их коллеги из госсектора – из того, как на самом деле делаются выборы (т.е. как формируются избирательные комиссии, регистрируются и презентируются в СМИ кандидаты, проходит голосование, подсчитываются голоса и пр.). Если допустить, что номенклатура, которая как раз и контролирует все эти действия, в массе своей поддержит третий срок А. Лукашенко, такое ожидание вполне обоснованно. Это ожидание подтверждается и тем фактом, что 87% наших респондентов из обеих групп убеждены, что выборы президента в 2006 г. не будут ни свободными, ни справедливыми.

Однако политическая реальность, даже в Беларуси – процесс, а не застывшая структура. Появление новых инициатив, коалиций, изменение интересов и настроений, переконфигурация разнообразных факторов – все это может повлиять как на избирательную кампанию, так и на исход президентских выборов. Главный фактор президентских выборов – это, несомненно, фигура самого кандидата. У какого кандидата, по мнению элиты, больше шансов стать президентом Беларуси? (табл. 1).

Каждый желающий может «примерить» на себя эти параметры. Но это, так сказать, «модельный портрет» ожидаемого кандидата. Что же касается некоторых реальных фигур, картина выглядит иначе (табл. 2).

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос «У какого кандидата, на Ваш взгляд, больше шансов стать президентом Беларуси?», %* (по одному ответу в каждой группе ответов)

Вариант ответа

Все опрошенные

Работники госсектора

Работники негоссектора

Сторонника изменения нынешнего курса

58

34

81

Сторонника продолжения нынешнего курса

39

63

16

НО

3

3

3

Сторонника интеграции с Россией

73

83

63

Сторонника вступления в ЕС

21

13

28

НО

6

4

9

Сторонника «твердой руки»

71

93

50

Сторонника демократии

26

7

44

НО

3

6

Представителя номенклатуры

76

90

63

Представителя оппозиции

21

7

34

НО

3

3

3

* Каждые три строчки в каждом столбце дают 100%

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос «А у кого из потенциальных кандидатов, на Ваш взгляд, больше шансов стать президентом Беларуси?», %*

Вариант ответа

Все опрошенные

Работники госсектора

Работники негоссектора

М. Маринич

32

53

12

А. Лебедько

10

20

В. Фролов

8

10

6

А. Климов

6

12

М. Мясникович

3

3

3

Иной кандидат

11

7

15

Иной ответ

6

3

9

* Закрытый вопрос, действующий президент в список не включался

Тут мнения элиты опять разделилось. Из реальных фигур (если не заявляющих открыто, то «обозначающих» свои амбиции), по мнению представителей госсектора, наибольшими шансами обладает М. Маринич (поэтому он, как думает большинство наших респондентов, и оказался на нарах). По мнению их коллег из негосударственного сектора, из этих фигур шансов больше у А. Лебедько. Однако нельзя не заметить другого, еще более важного различия в оценках: мнение элиты из госсектора гораздо более консолидировано, чем мнение их коллег. Но оценка шансов на успех – это, скорее, оценка общих условий, в которых будут проходить президентские выборы. Что же касается собственных предпочтений элиты, то они выглядят несколько иначе (табл. 3).

Таблица 3. Распределение ответов на вопрос «А за кого бы Вы сами проголосовали на президентских выборах?», % (открытый вопрос)

Вариант ответа

Все опрошенные

Работники госсектора

Работники негоссектора

М. Маринич

13

23

3

В. Фролов

8

13

3

А. Лебедько

6

12

А. Войтович

5

3

6

А. Климов

3

6

В. Парфенович

3

3

3

Иной кандидат (менее 2% каждый)

18

20

16

Иной ответ

8

3

13

ЗО/НО

36

35

38

Как видно, именно у М. Маринича в первой группе и у А. Лебедько во второй остаются первые ранги, хотя и с меньшими значениями. Но больше всего в обеих группах оказалось затруднившихся или не ответивших на этот вопрос. И это, на наш взгляд, является одной из самых критических проблем белорусской элиты по президентским выборам: она явно не желает больше А. Лукашенко, но также как и электорат в целом, не видит пока реальной альтернативы, на которую можно было бы поставить (т.е. рискнуть своим положением). Что же тогда ожидать от массового электората? Белорусской элите пора определиться со своим выбором, а не надеяться, что это сделает кто-то другой. Этот «другой» рано или поздно найдется, но в тогда элита может опять остаться при своих интересах.