«

»

КУДА ВЕДЕТ БЕЛАРУСЬ ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ?

Особенностью современной политической системы в Беларуси является стремление властей обосновывать свои действия интересами и поддержкой народа. Несогласие с этими действиями не столько отвергается, сколько маргинализируется, поскольку, по мнению властей, его выражает «ничтожное меньшинство». Такое обоснование является важнейшим механизмом легитимизации власти и внутри страны, и за рубежом.

Введение одной государственной идеологии, суть которой очень просто и ясно сформулировал один из ее разработчиков – «Власть и общественное мнение должны быть максимально монолитны для достижения поставленных целей. До принятия решения могут обсуждаться любые точки зрения, после всенародного решения, а его выразило второе Всебелорусское собрание, даже если ты не согласен, ты должен нацелить все свои силы на его исполнение» («Советская Белоруссия», 28.01.04) – также обосновывается интересами и поддержкой большинства. Так, руководство администрации президента, заявляя, что «подписанный президентом указ о совершенствовании кадрового обеспечения идеологической работы закрепляет практику, востребованную самой жизнью и направленную на вполне конкретную цель – сильную и процветающую Беларусь», в качестве главного аргумента приводит данные августовского опроса президентского Института социально-политических исследований, согласно которому почти 80% респондентов считают, что «нам нужна идеология белорусского государства» («Советская Белоруссия», 25.02.04). Поскольку введение государственной идеологии требует немалых расходов и затрагивает большинство граждан, вопрос о том, поддерживают ли это сами граждане, имеет принципиальное значение.

Власти нередко обвиняют НИСЭПИ в необъективности. По их мнению, эта необъективность, проявляется, в частности, в том, что мы, желая получить негативные для властей результаты, задаем необъективно сформулированные вопросы. Именно для того, чтобы снять это возражение, в течение трех последних национальных опросов мы предлагали респондентам различные формулировки вопроса об их отношении к введению государственной идеологии. В сентябре вопрос задавался так: «В последнее время много говорится о том, что Беларуси нужна одна государственная идеология. Одни люди согласны с этим, а другие нет. А как считаете Вы?» Около 45% респондентов ответили тогда «не согласен, нужна конкуренция разных идеологий», около 35% – «согласен, нужна одна идеология», остальные затруднились ответить. Однако на практике идеология – это система не только идей, но и действий, механизмов их воплощения. Поэтому в декабре вопрос звучал иначе: «Вы наверняка слышали, что недавно президент подписал указ, в соответствии с которым государственная идеология будет преподаваться в школах и на рабочих местах. Как Вы к этому относитесь? Оцените, пожалуйста, по 5-балльной шкале, где 5 – «я полностью согласен с этим», 1 – «я полностью не согласен». Средний балл, который выставили тогда опрошенные, составил 2.65 (на школьном языке это значит между «двойкой» и «тройкой с минусом»). Наконец в марте, следуя событиям, мы сформулировали вопрос так: «В конце февраля опубликован Указ президента, согласно которому в Беларуси вводится около 1.000 новых должностей для «обеспечения идеологической работы», расходы на зарплату для которых составят почти 5 миллиардов рублей в год. Одни люди поддерживают это решение, считая, что без развития государственной идеологии не будет и развития государства. Другие не поддерживают, считая это пустой тратой денег и времени. А как считаете Вы?». Половина респондентов ответили «не поддерживаю это решение», четверть – «поддерживаю это решение», еще четверть – «мне это безразлично». Таким образом, совершенно очевидно, что большинство белорусов не поддерживают введение одной государственной идеологии – как об этом ни спрашивай (если, конечно, опрос проводится по правилам социологической науки).

Но очевидно также и то, что в нашей стране есть немало людей, которые поддерживают эту инициативу властей. Кто они, чем отличаются от своих антагонистов? Вопрос еще более важный, потому что, зная убеждения этих людей, можно прогнозировать последствия введения одной государственной идеологии для всего общества. Если этот процесс окажется эффективным, куда пойдет Беларусь? Анализ содержания самой идеологии не дает об этом точного представления. Во-первых, потому, что она еще окончательно не выработана. Во-вторых, потому, что система идей, предложенных президентом год назад, включает самые разные, даже взаимоисключающие элементы – от коммунизма до христианства и от национализма до либерализма. Ответы на эти вопросы можно получить, если рассмотреть, каким взглядам и ожиданиям эта идеология соответствует, а каким нет. Сравнительный анализ «социологических портретов» этих двух групп белорусского общества дает вполне ясную картину (табл. 1).

Таблица 1. «Социологический портрет» белорусов в зависимости от отношения к введению государственной идеологии, %

Социальные характеристики

Поддерживают

Не поддерживают

Возраст:
До 30 лет

15.0

25.4

От 30 до 50 лет

31.4

47.5

Свыше 50 лет

53.6

27.1

Образование:
Ниже среднего

37.8

16.6

Общее среднее

31.8

38.9

Среднее специально/высшее

30.4

44.5

Место жительства:
Минск

14.7

17.9

Областной/большой город

25.1

36.5

Малый город/село

60.2

45.6

Каким источникам информации Вы больше всего доверяете?
Белорусским СМИ

67.7

29.7

Российским СМИ

26.3

44.0

Западным СМИ

3.8

13.7

Обоснована ли недавняя голодовка частных предпринимателей в Витебске?
Да

40.4

64.6

Нет

38.3

15.0

Отношение к аресту Г. Журавковой и Е. Рыбакова
Президент сам назначает нечестных людей на высокие посты

13.1

48.3

Эти люди обманывают доверие президента

73.2

30.2

Влияет ли общественное мнение на принятие политических и социально-экономических решений в нашей стране?
Да, влияет

68.9

19.9

Нет, не влияет

17.3

61.0

Понимает ли А. Лукашенко проблемы и заботы таких людей, как Вы?
Да

72.6

28.2

Нет

20.7

61.1

Насколько Вы удовлетворены развитием демократии в Беларуси?
Полностью/скорее удовлетворен

70.3

15.3

Скорее/абсолютно не удовлетворен

23.2

76.4

Следует ли вновь избрать президентом А. Лукашенко на следующих выборах либо кто-то другой должен занять этот пост?
Вновь избрать А. Лукашенко

59.3

16.2

Кто-то другой должен занять этот пост

28.9

72.8

С каким из заявлений по поводу недавнего газового конфликта между Беларусью и Россией (А. Лукашенко или МИД РФ) Вы согласны?
С заявлением белорусской стороны

67.2

32.2

С заявлением российской стороны

13.5

39.3

Изменилось ли Ваше личное отношение к России после этого конфликта?
Оно улучшилось

2.7

5.0

Оно не изменилось

56.4

71.2

Оно ухудшилось

36.0

20.9

Где сегодня лучше живется населению?
В Беларуси

49.5

26.6

В России

18.9

37.7

В чем, по Вашему мнению, были настоящие причины исчезновения Ю. Захаренко, В. Гончара, А. Красовского, Д. Завадского?
Политические: они выступали с критикой властей

18.7

50.4

Криминальные: они были связаны с преступными элементами

24.2

8.1

Может быть, они вообще не исчезли, а сами уехали

28.8

14.1

Откуда, по вашему мнению, исходит угроза для развития Беларуси?
От Запада

27.0

13.5

От белорусской оппозиции

19.4

8.3

От белорусских властей

8.9

33.0

В целом положение вещей в наше стране развивается:
В правильном направлении

62.9

22.4

В неправильном направлении

29.2

70.2

Как изменится социально-экономическая ситуация в Беларуси в ближайшие годы?
Улучшится

43.2

12.3

Не изменится

39.9

47.6

Ухудшится

8.9

31.5

Различия между этими группами белорусского общества настолько очевидны, что не нуждаются в дополнительных комментариях. Поддерживают «обеспечение государственной идеологии» прежде всего пожилые белорусы (почти 44% из них – пенсионеры) с невысоким уровнем образования, проживающие в малых городах и селах. По их мнению, с демократией в стране особых проблем нет, а если они и возникают, то в этом виновата не власть – известные политики исчезают по своей вине (а может быть, и сами уехали), высокопоставленные коррупционеры просто «обманывают доверие президента», в целом же положение вещей развивается в правильном направлении и будет улучшаться. А нерешенные проблемы связаны главным образом с внутренними (оппозиция) и внешними (Запад) угрозами. В последнее время к этим угрозам добавилась недружественная позиция России – именно она виновата в недавнем «газовом» конфликте с Беларусью, поэтому и отношение к ней заметно ухудшилось. На глубинный, устойчивый характер таких взглядов указывает то, что, по мнению подавляющего большинства этих людей, А. Лукашенко «понимает проблемы и заботы» таких, как они. Более того, именно их мнение и влияет на принятие политических и социально-экономических решений в стране, а президент просто его выражает, поэтому они и готовы его переизбрать на новый срок.

Не трудно себе представить будущее состояние белорусского общества и направление развития страны, если такие взгляды получат распространение с помощью введения единой государственной идеологии. Тем, кто относится к этому с безразличием или даже с иронией («прогресс не остановишь!»), мы советуем обратить внимание на то, какому средству распространения информации доверяют наши респонденты: если приверженцы государственной идеологии отдают предпочтение белорусским СМИ, то ее противники – российским и западным. Поскольку российские и западные СМИ остаются практически недоступными для выражения мнений большинства белорусов, эти группы нашего общества оказываются в заведомо неравном положении. Это значит, что власть, фактически теряющая свою легитимность, за счет введения единой государственной идеологии может не только удерживать, но даже усиливать ее в глазах миллионов людей.