«

»

РОССИЯ СТАЛА ДАЛЬШЕ, ЕВРОПА ПОКА НЕ ПРИБЛИЗИЛАСЬ

События в Ираке, а также газовый скандал с Россией стали мощным катализатором, усилившим попытки белорусских властей создать в глазах населения образ Беларуси как едва ли не единственного на земном шаре оазиса стабильности, осажденной крепости, вокруг которой плотно расположились полчища старых и новых врагов. Тем не менее, белорусы, как свидетельствуют данные опроса, такую трактовку воспринимают весьма скептически – более трети респондентов уверены, что развитию нашей страны никто не угрожает (табл. 1).

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос «Откуда, по Вашему мнению, исходит угроза для развития Беларуси?»

Вариант ответа

%

Беларуси никто не угрожает

35.9

От белорусских властей

21.7

От Запада

17.9

От белорусской оппозиции

11.5

От России

8.7

От другого источника

1.1

Перечень же институтов и стран, от которых, по мнению населения, исходит угроза Беларуси, имеет вид, который не порадует официальные власти. Как можно убедиться, более всего нашему развитию, по мнению белорусов, угрожают наши собственные правители, перегоняя Запад, оппозицию и Россию. Конечно же, Запад не однороден. Это обстоятельство, а также особенности исторического и современного опыта миллионов белорусов, как мы ранее не единожды убеждались, приводят, порой, к парадоксальным фактам. Когда, например, ни одна из стран-членов НАТО в отдельности не представляет в глазах наших соотечественников такой угрозы, как Северо-Атлантический альянс сам по себе. Или же когда Германия, вопреки всему, прочно остается объектом самых высоких симпатий, в принципе не воспринимаясь как член НАТО. Тем не менее, страх перед Западом и Россией все же оказался для респондентов не таким сильным, как впечатления от деятельности белорусских властей. Такую реакцию людей легко понять и объяснить. Ежедневно сталкиваясь с деятельностью властей, от ЖЭСов и исполкомов, до милиции, налоговой инспекции и президента, миллионы белорусов имеют более чем достаточно оснований для подобных оценок.

В то время, как благодаря нынешнему курсу Беларусь оказалась в международной изоляции, на нашем континенте стремительно развиваются имеющие историческое значение процессы интеграции. С мая в Евросоюз вступят 10 новых членов, в том числе и наши ближайшие соседи Польша, Литва, Латвия. Отвечая на вопрос, как это событие скажется на развитии Беларуси, около половины респондентов заявили, что не скажется никак. О положительном влиянии заявили 18.8%, об отрицательном – 12.6%. Не надо забывать, что государственная пресса если и рассказывает о расширении Евросоюза, то исключительно в черных тонах, делая акцент на трудностях, которые непременно обрушатся на новых ее членов. В данном случае такого рода пропаганда не работает.

О том, как в действительности скажется расширение ЕС на развитии Беларуси, высказываются разные мнения политиками и экономистами. Чисто экономические последствия этого события, кажется, в полном объеме пока не просчитаны ни властями, ни независимыми экспертами. Кто-то говорит о снижении таможенных тарифов на многие наши товары, что обязаны сделать новые члены ЕС, унифицируя свое законодательство. Кто-то указывает на неизбежные потери, т.к. экологические и другие требования к продукции в Польше, Литве и Латвии также будут повышены в соответствии со стандартами Брюсселя, и это может помешать нашему экспорту. В любом случае, у миллионов жителей новых членов Евросоюза появляются огромные шансы улучшить их жизнь. И белорусы, как бы ни хотело правительство обратного и как бы ни препятствовал этому недостаток информации, не могут не видеть и не приветствовать происходящее.

Важнейшим вопросом для нашей страны является выбор геополитической ориентации. Куда, на Восток или на Запад, должна пойти Беларусь? Или же оптимальным является вообще отказ от участия во всяких союзах и блоках? Президент А. Лукашенко всегда, декларируя многовекторность внешней политики, на практике отдавал явное предпочтение восточному вектору. Однако с приходом к власти в России президента В. Путина и после его попыток рационализации двусторонних связей, российско-белорусские отношения зашли в тупик, выхода из которого пока не видно.

Оппозиция, резко критикуя курс А. Лукашенко, настаивает на необходимости интеграции в Европу. Судя по мнению белорусских избирателей, ситуация еще далека от консенсуса (табл. 2).

Таблица 2. Динамика ответов на вопрос «Если бы сегодня проходил референдум по выбору будущего развития Беларуси, как бы Вы проголосовали?», %

Вариант ответа

09’03

03’04

За объединение с Россией

37.9

30.0

За интеграцию в Европейский Союз

23.4

25.1

И за то, и за другое

23.2

17.6

Против и того, и другого

6.5

13.4

Привлекательность России за последние полгода снизилась, однако Европа не стала ближе, т.к. выросло, соответственно в 2 и в 1.5 раза число тех, кто либо выступил против любого варианта интеграции, либо затруднился ответить или вообще не дал ответа. Падение популярности объединения с Россией, на наш взгляд, прямо связано с «газовым» скандалом, последствия которого негативно отразились практически на всех индикаторах отношении к этой стране. При этом от России, как мы выяснили, отвернулись в первую очередь наиболее преданные сторонники президента А. Лукашенко – пенсионеры с невысоким уровнем образования, проживающие в маленьких городах. В данный момент им выбран курс изоляции как от Европы, так и от России. И эти люди, крайне далекие от идеи «Беларусь – в Европу!», вместе со своим кумиром перешли в лагерь изоляционистов. Поэтому заметное уменьшение пророссийских настроений не привело к росту проевропейских.

Так, например, среди тех, кто заявил, что после «газового» скандала их отношение к России ухудшилось (таких почти 25%), соотношение сторонников объединения с Россией или вступления в Европу выглядит следующим образом – 26.0% и 22.2%. А среди тех, кто указал, что их отношение к России улучшилось (таких 3.6% и это преимущественно более молодое поколение с высшим образованием и живущее в Минске), соответственно 32.6% и 18.5%. Аналогичные выводы можно сделать и из данных табл. 3.

Таблица 3. Динамика ответов на вопрос «А если бы пришлось выбирать между объединением с Россией и вступлением в Европейский Союз, что Вы бы выбрали?», %

Вариант ответа

09’03

03’04

Объединение с Россией

47.6

41.0

Вступление в Европейский Союз

36.1

36.5

Число сторонников объединения с Россией в условиях жесткого выбора (либо на Восток, либо на Запад) сократилось на 6.6%. Одновременно ряды тех, кто поддерживает вступление в ЕС не пополнились. Обратившись к тому, как связано голосование на референдуме с изменением отношения к России после «газового» скандала, мы увидим следующую картину. Среди тех, кто после истории с отключением стал хуже относится к России, соотношение при выборе «объединение с Россией или вступление в ЕС» выглядит как 37.7% к 34.6%. Среди тех, у кого такое отношение ухудшилось, – 45.9% к 35.1%.

Исходя из этого, можно сказать, что ухудшение отношений с Россией пока не способствовало переориентации общественного сознания в сторону Европы. Отвернувшиеся от Москвы белорусы просто вновь прислушались к мнению главы государства. Как известно, это мнение может опять изменится. Теоретически А. Лукашенко, используя свою популярность, конечно же, в состоянии повлиять на рост проевропейских настроений, продекларировав, что мы тоже хотим в единую Европу и НАТО. Практически же мы, вероятно, станем свидетелями иных шагов. Президент наверняка попытается хотя бы формально нормализовать отношения с Кремлем, и тогда посмотрим, последуют ли вновь его почитатели вслед за своим кумиром.