«

»

ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ В БЕЛАРУСИ: ЭЛЕКТОРАЛЬНЫЙ ЛАНДШАФТ

Чем ближе выборы в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь, назначенные на 17 октября 2004 г., тем более определенным становится электоральный ландшафт, от учета которого будут зависеть результаты действий основных политических игроков.

Сегодня почти две трети опрошенных (64.2%) собираются принимать участие в этих выборах, 21.4% не собираются, 14.4% пока не решили. Самая значительная группа готовых идти на выборы (42.7%), отдала бы свои голоса за кандидатов той или иной из десяти оппозиционных партий, 28.6% – ни за кого из этих партий, а 24% затруднились ответить. На первый взгляд, оппозиция имеет явный перевес в электоральных ожиданиях. Но насколько консолидирован электорат демократических партий?

Более глубокий анализ потенциальных избирателей (см. табл. 1), готовых на парламентских выборах 2004 г. голосовать за кандидатов демократических партий, показывает, что только 13.4% из них при возможности выбора между кандидатами от различных избирательных блоков и движений проголосовали бы за кандидатов от «Народной коалиции 5+», 12.4% – от ЛДП, 7.9% – от другого блока или партии, 7.4% – от «Европейской коалиции», 3.3% – от движения «За перемены!», 1.5% – от блока «Молодая Беларусь». Поразительно, но каждый пятый из сторонников КХП БНФ готов голосовать за кандидата от ЛДП, а среди сторонников «Надзеи» не нашлось ни одного, кто отдал бы свой голос за кандидата от «Европейской коалиции», соучредителем которой является женская партия! Но больше всего сторонников этих партий (23.8%) в такой ситуации готовы отдать свои голоса независимым кандидатам (причем 46.4% из них – сторонники «5+», 43.4% – сторонники «ЕК»), а 19.2% … кандидатам, поддерживающим политику А. Лукашенко (причем 53.6% из них – сторонники «5+», 33.9% – сторонники «ЕК»), еще 11.2% – ни за одного из них либо затруднились ответить (причем 41.9% из них – сторонники «5+», 38.7% – сторонники «ЕК»). Таким образом, если даже допустить, что структуры «5+», «ЕК», «ЗП», «МБ» и «другой блок» объединятся в единый избирательный блок, сегодня их электорат составляет только треть готовых голосовать за ту или иную демократическую партию, и лишь пятую часть решивших идти на выборы. Как можно расширить электорат демократических сил?

Таблица 1. Пересечение электоратов демократических партий и избирательных блоков (абсолютные значения)

Проголосовали бы за представителя партии

Проголосовали бы за представителя
партии или блока

Итого

«5+»

«ЕК»

«МБ»

«ЗП»

ЛДП

*

**

***

****

ОГП

35

1

1

0

1

5

9

11

5

68

БНФ

11

2

3

3

0

2

6

0

1

28

КХП БНФ

5

6

0

3

11

7

8

10

3

53

БСДП «НГ»

2

31

1

1

1

1

8

2

3

50

ПТ

3

2

1

1

0

0

12

10

5

34

ПКБ

2

1

0

1

0

11

7

23

8

53

ЛДП

0

0

0

0

57

1

6

4

3

71

БСДГ

17

0

0

3

2

8

10

5

9

54

БПЗ

2

0

2

3

0

5

20

11

7

50

«Надзея»

1

0

1

4

0

6

52

36

21

121

Итого 78

43

9

19

72

46

138

112

65

582

* За кандидата от другой партии или блока
** За независимого кандидата
*** За кандидата, поддерживающего политику А. Лукашенко
**** Ни за одного из них/ЗО

Первый, самый простой и тактически более эффективный способ – привлечь на свою сторону избирателей, готовых голосовать за независимых кандидатов (33.4% + 23.8% = 57.2%), включая в свои избирательные списки независимых кандидатов или позиционируя членов своих структур как независимых кандидатов. Но при этом следует ожидать, что власть будет стараться делать то же самое (предлагая независимым кандидатам гораздо более ощутимые стимулы), и поэтому за независимых кандидатов развернется настоящая борьба.

Другой, более сложный, но стратегически более эффективный способ – привлечь на свою сторону избирателей, которые решили не идти на выборы или пока не приняли решения (те самые 35.8% или 2.6 миллиона избирателей). Почему стратегически более эффективный? Да потому, что большая часть белорусов, критически настроенных к нынешнему курсу и его главному вдохновителю, скептически оценивают саму возможность смены курса через какие бы то ни было выборы. Так, среди «уклонистов» («отказников» и не определившихся с выборами) почти 70% не удовлетворены развитием демократии в Беларуси (а среди решивших идти на выборы таких только 44.4%), две трети считают, что в стране не соблюдаются права человека (vs. 41%), 58.2% на возможном референдуме стали бы голосовать против третьего срока А. Лукашенко (vs. 41.9%), 58.2% проголосовали бы за кандидата, который мог бы успешно конкурировать с А. Лукашенко на следующих президентских выборах (vs. 32.7%). В то же время, почти две трети этих потенциальных избирателей не верят, что выборы в Национальное Собрание будут свободными и справедливыми (среди решивших идти на выборы так думает только треть). Иными словами, белорусские «уклонисты» представляют собой очень важный потенциальный ресурс демократии.

Однако ничего уникального, специфически белорусского в этом нет. Во многих посткоммунистических странах демократический электорат занимает сейчас похожую позицию. Именно поэтому демократические силы проводят долговременные и тщательно подготовленные кампании по мобилизации своих потенциальных избирателей – как это было, например, при подготовке парламентских выборов в Словакии в 2002 г. и президентских выборов в Грузии в 2003 г. Дело не только в бойкоте, к которому призывали многие деятели белорусской оппозиции в 2000 г., а некоторые призывают и сегодня. Дело, прежде всего в том, как оппозиция ведет критику существующего положения. Если вам постоянно говорят, что в стране «все схвачено» президентом, что парламент и местные Советы в нынешнем виде ничего не решают по определению, что итоги выборов наверняка будут сфальсифицированы и т.п. – почему вы должны идти на выборы, вступать в партии и пр.? А выходить на улицу и вступать в открытый конфликт с властями готово меньшинство белорусов. Немудрено, что среди респондентов, считающих себя сторонниками оппозиции (таких сегодня 20.3%), более чем три четверти не верят, что выборы 2004 года будут свободными и справедливыми (верят лишь 16.1%), тогда как среди не считающих себя сторонниками оппозиции это соотношение составляет 35.5% vs. 43.9%. Среди тех немногих избирателей, кому довелось встречаться с представителями «Народной коалиции 5+», это соотношение составляет 71.3% vs. 15.6% (а среди не встречавшихся 44.5% vs. 37.5%). Глядя на эти цифры, поневоле задумываешься: в чем же «народники» пытаются убедить своих избирателей? Не удивительно, что почти 53% из них считают, что на президентских выборах 2006 г. победу одержит А. Лукашенко (среди не встречавшихся так думают 40.7%). За три месяца, прошедшие после нашего предыдущего национального опроса (в конце ноября 2003 г.), количество респондентов, слышавших об объединении пяти оппозиционных партий и других структур для участия в парламентских выборах, возросло с 14% до 18.4%, но количество выразивших готовность голосовать за их список кандидатов снизилось с 25.8% до 17.3%. В целом готовность белорусов идти на парламентские выборы также понизилась на 10.1% (в конце ноября этот показатель составлял 74.3%).

Конечно, одним из главных факторов, ограничивающих эффективность демократических сил в Беларуси, в том числе и подготовки к парламентским выборам, являются действия властей – прямое и косвенное давление, блокирование доступа к электорату, постоянная и агрессивная дискредитация средствами массовой пропаганды и пр. Однако в странах, где демократические силы добились в последние годы успеха, никто не создавал для них «режима наибольшего благоприятствования», им также приходилось преодолевать сопротивление власти и консервативно настроенного электората.

Важнейшими условиями успеха белорусской оппозиции на осенних парламентских выборах, на наш взгляд, являются следующие. Во-первых, максимальная консолидация, создание единого демократического блока. Во-вторых, включение в свои списки независимых кандидатов, готовых к сотрудничеству. В-третьих, организация эффективной мобилизационной кампании, направленной на привлечение «уклонистов». Для этого очень важно не только подчеркивать достижимость успеха, но и говорить с избирателями о тех проблемах, которые их действительно волнуют. Анализ дюжины важнейших вопросов, которые, по мнению респондентов, в первую очередь должны решать депутаты после избрания в парламент, показал, что сторонники оппозиции несколько переоценивают одни («развитие демократии» назвали 17.6% сторонников и 12.8% не сторонников оппозиции) и недооценивают другие («повышение уровня жизни» соответственно 31% и 43.4%). В-четвертых, организация эффективного, в том числе международного, наблюдения во время избирательной кампании на всех ее этапах. В силу целого ряда причин геополитического характера, существует вероятность того, что белорусские власти все же допустят международных наблюдателей вовремя (т.е. за два-три месяца, а не за неделю до выборов). Результаты нашего последнего опроса показывают, что шансы демократических сил Беларуси на успех в парламентской кампании по всем этим условиям вполне реальны.