«

»

ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ КАНДИДАТОВ В ПРЕЗИДЕНТЫ

Представленный ниже анализ (табл. 1) основан на многочисленных исследованиях и контактах НИСЭПИ. Его цель – оказать содействие всем заинтересованным субъектам влияния на политику в Беларуси в определении и выдвижении единого кандидата от демократических сил на следующих президентских выборах.

Таблица 1. «Матрица приемлемости»

Потенциальные кандидаты в президенты

Субъекты влияния на политику

Электорат (I)*

Демсилы (IV)

Номенклатура (III)

Россия (II)

Запад (V)

Ранг приемлемости

А. Войтович

+

++

+++

+++

+++

I

С. Калякин

+

++

+

++

V

А. Климов

++

+

— — —

— —

+

IX

В. Колос

+

+

0

— —

++

VIII

А. Лебедько

+

++

+++

VI

В. Леонов

+

+

++

++

+

III-IV

А. Милинкевич

+

+

0

0

++

VII

Н. Статкевич

+

— — —

— — —

+

X

В. Фролов

+

+

++

++

++

II

А. Ярошук

+

+

++

++

+

III-IV

* В скобках приводятся ранги влияния субъектов политики в Беларуси

  • Знаки +++, ++, +, 0, –, – –, – – – означают соответственно: «приемлем в высокой степени», «достаточно приемлем», «в некоторой степени приемлем», «нейтральное отношение», «в некоторой степени неприемлем», «достаточно неприемлем», «неприемлем в высокой степени».

 

  • Здесь рассматриваются перспективы потенциальных кандидатов только от демократических сил. Номенклатурный сценарий (самый, по-видимому, вероятный, поскольку в нем могут сойтись интересы номенклатуры, России и окружения А. Лукашенко), а также сценарии таких потенциальных кандидатов, как С. Гайдукевич, А. Козулин или П. Кравченко, поддержка которых со стороны демократических сил гораздо менее вероятна, здесь не рассматриваются.

 

  • Как видно, рассматриваемые кандидаты приемлемы для разных субъектов политики в разной степени: фаворит электората может быть аутсайдером у номенклатуры, а фаворит Запада вовсе не обязательно получит поддержку России. Ранг самих субъектов политики существенно влияет и на ранг приемлемости кандидатов.

 

  • «Матрица» основана исключительно на анализе отношения основных субъектов политики и не учитывает психологических особенностей потенциальных кандидатов (харизматичности, решительности, способности к работе в команде и т.п.), которые в реальной избирательной кампании могут оказаться важнее любых логических комбинаций.

 

  • Ситуация весьма «подвижна», поскольку процесс определения и выдвижения единого кандидата от демократических сил еще далек от завершения, а некоторые из кандидатов будут выдвигаться независимо от коллективных решений. Кроме того, реальные ресурсы (в том числе и электоральные), на которые они могут опираться, также еще не ясны. Поэтому конфигурация «матрицы приемлемости» может изменяться.