«

»

ЧТО НАСЕЛЕНИЕ ДУМАЕТ ОБ ИЗМЕНЕНИИ РЕЙТИНГА А. ЛУКАШЕНКО

Представление населения о том, растет или падает рейтинг главы государства, отражает как общественные стереотипы, так и собственно свидетельствует о том, что происходит с рейтингом А. Лукашенко. Это своего рода опережающий индикатор, который указывает направление изменения реального рейтинга. Известно, что если спросить у нескольких человек, «Который час?», то средний показатель укажет почти точное время. Ответы на вопрос о рейтинге не так однозначны, но явно показывают определенные тенденции. Рассмотрим рис. 1.

Рисунок 1. Динамика ответов на вопрос «Как Вы думаете, за последнее время после президентских выборов 2001 г. рейтинг А. Лукашенко (т.е. готовность населения страны голосовать за него на следующих выборах) повысился или понизился?», %

 

Как можно видеть, все увеличивающаяся часть избирателей полагает, что рейтинг А. Лукашенко имеет тенденцию к росту. Однако этих респондентов пока еще меньшинство. До последнего времени больше половины опрошенных были уверены, что рейтинг действующего главы государства падает. Но за последние полгода ситуация кардинально изменилась. Еще весной 52% опрошенных считали, что рейтинг главы государства падает, а осенью их оказалось вдвое меньше.

Причин тому несколько. Можно предположить, что на общественное мнение повлияли поездки президента практически во все регионы Беларуси, увеличение пенсий и стипендий, некоторое улучшение отношений официального Минска и Москвы. Президентские выборы стали ощутимо близкими, попали в повестку дня официальных СМИ, а вот информация о возможной альтернативе действующему президенту по-прежнему гражданам недоступна, а, значит, массовые ожидания, что А. Лукашенко останется на своем посту, получили дополнительный стимул. Соответственно изменилась сиюминутная оценка массовых предпочтений. Более того, в августе президент уже открыто признался, что не только размышляет о той возможности, а действительно намерен баллотироваться на третий срок.

Можно также предположить, что респонденты, еще недавно убежденные в том, что рейтинг А. Лукашенко падает, в основном перешли не в противоположный лагерь, а заняли промежуточную позицию, то есть стали считать, что после президентских выборов 2001 г. рейтинг А. Лукашенко «остался прежним».

Диаграмма на рис. 1 со всей очевидностью показывает, что впервые с момента минувших президентских выборов стало вполне сопоставимо количество избирателей, считающих, что рейтинг А. Лукашенко сохранился на прежнем уровне, упал или вырос. До сентября 2005 г. сопоставимыми были лишь две первые группы, представители которых были носителями близких ощущений – усиления поддержки населением политики президента или ее стабильности.

Существует точка зрения, что в условиях авторитарного правления рейтинги не столько отражают оценку населением деятельности субъектов политики, сколько показывают ожидания граждан: будет большинство поддерживать власть или нет? Сделав такое допущение, мы можем суммировать ответы тех, кто ощущает усиление рейтинга А. Лукашенко или сохранение его на прежнем уровне, и получим долю населения, ожидающего сохранение поддержки его политики. Ответы же респондентов, ощущавших падение рейтинга А. Лукашенко, мы можем интерпретировать как отражение ожиданий, связанных с уменьшением поддержки его политики (рис. 2).

Рисунок 2. Динамика ожиданий поддержки населением политики президента, %

 

Данная диаграмма наглядно показывает изменение сиюминутной оценки массовых предпочтений в белорусском обществе накануне президентской кампании 2006 г. После президентских выборов 2001 г. превалировало мнение, что рейтинг А. Лукашенко падает, но теперь ситуация изменилась.

Попытаемся проследить, как сегодня отличаются ощущения изменения рейтинга А. Лукашенко у разных слоев населения (табл. 1).

Таблица 1. Мнение о рейтинге А. Лукашенко в различных группах по виду занятий*, %

Группы по виду занятий

Рейтинг А. Лукашенко

Повысился

Понизился

Остался прежним

Занятые в негосударственном секторе

16.9

43.6

34.6

Занятые в государственном секторе

38.8

23.4

30.6

Пенсионеры

54.0

10.6

29.2

* Эта и последующие таблицы читаются по горизонтали

В трех избранных для сравнения социальных группах примерно равна доля тех. кто считает, что рейтинг А. Лукашенко остался прежним. Однако, если среди занятых в негосударственном секторе доминируют те, кто ощущает падение рейтинга главы государства, то среди занятых в государственном секторе, а особенно, пенсионеров, больше тех, кто считает, что рейтинг президента растет. Таким образом, можно сделать вывод, что оценки массовых предпочтений среди занятых в разных секторах экономики существенно различаются. Однако это вовсе не значит, что все занятые в негосударственном секторе являются сторонниками перемен, а в государственном – их противниками. Более того, за счет респондентов, считающих рейтинг А. Лукашенко сохранившимся на уровне 2001 г., группа ожидающих сохранения политики президента превалирует во всех секторах экономики.

Теперь посмотрим, как различаются ощущения изменения рейтинга А. Лукашенко у разных слоев населения в 2005 г. в зависимости от уровня доходов (табл. 2).

Таблица 2. Мнение о рейтинге А. Лукашенко в зависимости от уровня доходов. %

Уровень доходов

Рейтинг А. Лукашенко

Повысился

Понизился

Остался прежним

До 150 тыс. рублей

35.6

20.5

34.2

От 150 до 230 тыс. рублей

44.7

18.6

29.4

От 230 до 460 тыс. рублей

29.7

30.0

34.4

Свыше 460 тыс. рублей

20.8

41.6

29.5

Очевидно, что о сохранении рейтинга на прежнем уровне говорит примерно равная доля респондентов в группах с разными уровнями доходов. Если среди избирателей с повышенными доходами доминируют те, кто считает, что рейтинг президента падает, то среди избирателей с более низкими доходами – что он растет.

Данные табл. 3 и 4 показывают, что с наибольшим оптимизмом оценивают рейтинг президента именно жители малых городов и сел. Можно предположить, что на их жителей повлияли визиты А. Лукашенко по регионам в ходе уборочной кампании и при объезде районов, пострадавших в августе от урагана. Глава государства заявил о намерении государства решить проблемы села и малых городов («Все, что от меня зависит, я постараюсь сделать для возрождения села!»). Да и объявление о принятом решении баллотироваться на президентских выборах будущего года А. Лукашенко сделал прямо в поле в Слуцком районе, а не в столице.

Таблица 3. Мнение о рейтинге А. Лукашенко в зависимости от типа населенного пункта, %

Тип населенного пункта

Рейтинг А. Лукашенко

Повысился

Понизился

Остался прежним

Столица

26.3

33.1

33.4

Областной центр

37.4

26.0

28.2

Большой город

31.0

31.7

30.7

Малый город

39.5

21.3

29.4

Сельское поселение

46.1

13.9

34.3

Таблица 4. Мнение о рейтинге А. Лукашенко в зависимости от региона проживания, %

Регион проживания

Рейтинг А. Лукашенко

Повысился

Понизился

Остался прежним

Минск

26.3

33.1

33.4

Минская область

37.9

26.7

35.5

Брестская область

25.6

21.3

44.2

Гродненская область

42.3

27.2

22.4

Витебская область

35.0

23.6

32.3

Могилевская область

50.2

17.1

24.4

Гомельская область

50.7

13.3

25.3

Посещение президентом в июле своей малой родины на границе Витебской и Могилевской областей, сопровождавшееся обещаниями создать новые рабочие места и привлечь в эти регионы крупные инвестиции, а также состоявшиеся в этом же месяце поездки в Гродненскую и Брестскую области вполне могли спровоцировать рост позитивных ожиданий, связанных с сохранением избранного политического курса. Поэтому, например, мнение могилевских респондентов о росте рейтинга главы государства представляются объяснимыми. Однако из данных табл. 4 видно, что о росте рейтинга говорит такое же количество респондентов в Гомельской области, которую президент посещал относительно давно и которой крупных инвестиционных проектов не обещал. Впрочем, в районах, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, рейтинг президента традиционно высокий.

Некоторую закономерность в распределении ответов можно обнаружить, если соотнести их с наличием или отсутствием общественно-политических негосударственных СМИ в тех или иных регионах. Так, в Могилевской и Гомельской областях абсолютно отсутствуют такие зарегистрированные независимые издания, и именно здесь больше всего респондентов говорят о росте рейтинга президента (хотя, например, в Гомельской области сильны оргструктуры демократических сил). В Гродненской области закрылась либеральная газета «Биржа информации», власти взяли под контроль Союз поляков Беларуси и его СМИ – и доля граждан, ощущающих рост поддержки правящего режима, достигла 42.3%, хотя до последнего времени область больше очков давала оппонентам А. Лукашенко.

Напротив, в Брестской области, где сектор негосударственных СМИ пока «зачищен» не до конца, 44.2% респондентов считают, что рейтинг А. Лукашенко остается прежним, а доля тех, кто считает, что рейтинг растет или падает, соотносима с ситуацией в Минске. При этом именно жители столицы, где наиболее доступны негосударственные СМИ и иные альтернативные источники информации (Интернет, иностранное телевидение), лидируют по ощущению, что поддержка главы государства падает. Если в целом по стране такой точки зрения придерживаются 23.4% опрошенных, то в столице – 33.1%.

Интересно, что Гродненская и Брестская области лидируют по количеству ответов «многие люди боятся выражать свои политические взгляды» – 46.3% и 46.8% соответственно. Соотношение этих данных с сиюминутным ощущением состояния рейтинга А. Лукашенко в обеих областях наводит на мысль, что у респондентов могли быть принципиально разные предпосылки для оценки массовых предпочтений при примерно равном страхе выражать свои политические взгляды.

Гипотеза о том, что готовность избирателей на предстоящих президентских выборах поддержать действующего главу государства обратно пропорциональна наличию в регионе доступных альтернативных источников информации, может служить объяснением постановки на повестку дня властями темы обеспечения «информационной безопасности», трактуемой в терминах «холодной войны», в соответствии с которыми расширение среди населения информации о происходящем в Беларуси рассматривается как враждебные происки, требующее адекватного противодействия.

Таким образом, власти достигли заметных успехов в продвижении в среде потенциальных избирателей выгодных для себя представлений о безальтернативности фигуры А. Лукашенко на предстоящих президентских выборах, ослаблении влияния на общественное мнение структур гражданского общества, ограничении возможностей и выдавливании из привычной населению системы распространения негосударственных СМИ. Представление избирателей о том, растет или падает рейтинг главы государства, прямо связано с описанным немецким социологом Э. Ноэль-Нойман феноменом «спирали молчания», суть которого в том, что избиратели, боясь остаться в меньшинстве, часто высказывают точку зрения, которая, по их мнению, поддерживается большинством.

Как мы уже отмечали, это приводит к тому, что сторонники перемен в белорусском обществе не могут осознать своей реальной силы. Показательно, что 50.2% респондентов согласились с высказыванием президента о предстоящих президентских выборах: «Я думаю, что люди поддержат меня. Зачем кота в мешке какого-то? Зачем шило на мыло менять – так думает любой человек». При этом готовность проголосовать за А. Лукашенко высказали лишь 47% избирателей, а предсказывают его победу – 72%. Ошибочная оценка массовых предпочтений может привести к «самосбывающемуся» прогнозу. Исправить ошибку может единый кандидат, если сможет максимально консолидировать демократических избирателей, тем самым распрямив «спираль молчания».