«

»

ПОЛЬСКИЙ ВОПРОС

Немногие проблем привлекали к себе такое внимание белорусского общества, как конфликт вокруг Союза поляков Беларуси, который превратился в межгосудаственный конфликт между Беларусью и Польшей. Согласно данным опроса, почти 70% репондентов сообщили, что знают об этом конфликте.

Это – очень высокий показатель, он обусловлен не только широким освещением этой темы в СМИ, но и ее значением для белорусов. Польша – один из главных геополитических игроков в регионе, Беларусь тесно связана с западной соседкой исторически и культурно, для белорусов поляки – наиболее близкий народ после русских и украинцев. Кроме того, предметом политического столкновения стало положение и права значительного этнического меньшинства, а такие проблемы очень остро воспринимаются обществом. Наконец, тепрешний конфликт – первый, непосредственно касающийся страны, которая входит в НАТО и Евросоюз. Объединенная Европа, хотя вовлечена в противостояние не очень глубоко, достаточно явственно присутствует в нем. Какими же видятся белорусам причины конфликта?

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос «В чем , на Ваш взгляд, главная причина конфликта вокруг Союза поляков Беларуси (СПБ)?»

Вариант ответа*

%

Во вмешательстве Польши и других западных стран во внутренние дела Беларуси

24.4

В желании властей поставить деятельность СПБ под свой контроль

19.8

Старое и новое руководство СПБ не поделили деньги

9.0

В нарушениях при проведении съезда СПБ, выявленых минюстом

8.7

* Позиции «Затруднился ответить» и «Нет ответа» здесь и далее исключены

Как видим из табл. 1, наиболее распространенными оценками природы конфликта оказались версии чисто политические, с небольшим перевесом в пользу официальной трактовки в духе осажденной крепости. Стоит заметить, что формально официальной интерпретации природы конфликта – на съезде был нарушен закон и минюст встал на его защиту – поверило наименьшее количество опрошенных: и противники власти, и ее приверженцы в большинстве своем исходят из того, что закон в сегодняшней Беларуси – это юридическое выражение политической целесообразности. Относительно немного сторонников оказалось у обывательской точки зрения, согласно которой все политические проблемы и конфликты имеют универсальное объяснение – «не поделили деньги». Однако если учесть, что официальная пропаганда на самом деле транслировала в разных пропорциях все три версии : «внешнего вмешателства», «юридическую» и «обывательскую», стоит заметить, что в сумме они оказались значительно более распространенными, чем мнение о том, что налицо очередной этап «зачистки» политического и гражданского поля страны.

Похожие закономерности наблюдаются и в ответах на вопрос о главных виновниках конфликта (табл. 2).

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос «Кто, на Ваш взгляд, больше всего виноват в конфликте вокруг Союза поляков Беларуси (СПБ)?»

Вариант ответа

%

Белорусские власти

19.7

Польские власти

16.7

Руководство Союза поляков

14.7

США

8.1

Евросоюз

3.5

Количество тех, кто возлагает ответственность на белорусские власти, и тех, кто видит причину конфликта в их желании взять под контроль СПБ (см. табл. 1), оказалось почти одинаковым – 20%, по существу это одна и та же позиция, выраженная в разных формулировках. Данные табл. 2 также показывают явный перевес чисто политических оценок конфликта – даже среди тех, кто считает белорусские власти страдательной стороной, версия о вине руководства СПБ – не самая популярная.

Весьма показательно и распределение вины в оценках опрошенных среди главных союзников Польши: Евросоюз, хотя и в меньшей степени, чем это хотелось бы польским политикам, пытался защищать своего нового члена, а США не были вовлечены в конфликт, что называется, ни сном ни духом. Однако установка на враждебность Америки по отношению к Беларуси обусловила то, что винящих в противостоянии США оказалось более чем вдвое больше, чем возлагающих ответственность на объединенную Европу.

Несмотря на то, что вину за конфликт возложил на белорусские власти примерно каждый пятый опрошенный, резкие действия, предпринятыя Минском, вызвали неодобрение заметно большего числа респондентов (табл. 3).

Таблица 3. Распределение ответов на вопрос «Недавно депутатов Европейского парламента — польских граждан, которые хотели посетить Беларусь и разобраться конфликте вокруг СПБ, не пустили в нашу страну, поскольку их визит, по мнению властей, мог «разжечь национальную рознь». Европейский Союз осудил это решение и подчеркнул, что оно усиливает международную изоляцию Беларуси. Как Вы относитесь к этому?»

Вариант ответа

%

Я поддерживаю эти действия белорусских властей

25.2

Я не поддерживаю эти действия белорусских властей

32.9

Меня это вообще не волнует

20.2

Возможно, причина таких ответов заключается в том, что белорусы воообще очень ценят открытость границ и не приветствуют их закрытие ни для них, ни для других. Вместе с тем, следует отметить, что данные опроса показывают рекордно низкий уровень проевропейских устремлений белорусов, они существенно снизились даже по сравнению с началом текущего года (табл. 4).

Таблица 4. Динамика ответов на вопрос «Считаете ли Вы, что Беларусь должна стать членом Европейского Союза?», %

Вариант ответа

03’05

05’05

09’05

Да

52.8

47.4

38.0

Нет

44.4

35.4

44.0

Среди причин такого падения, возможно, не только белорусско-польский конфликт – первый серьезный конфликт Беларуси с объединеной Европой, но и результаты референдумов по Конституции Евросоюза во Франции и Голландии: громкая неудача очередного интеграционного шага снизила привлекательность ныне существующего объединения. Данные табл. 4 оказывются особенно впечатляющими, если учесть, что в декабре 2002 г. количество приверженцев вступления Беларуси в Евросоюз составляло 61%.

С этими данными коррелируют и ответы на вопрос о том, относится ли Запад к Беларуси враждебно, и следует ли белорусам его опасаться? Здесь мнения разделились почти поровну: «да» ответили 44.4%, «нет» – 42.6%.

Сами по себе данные табл. 1 и 2 свидетельствуют о том, что в оценках конфликта опрошенные отдали предпочтения политическим объяснениям. Приведенные ниже данные (табл. 5 и 6) показывают, как эти оценки оказались связанными с политическими взглядами опрошенных.

Таблица 5. Связь ответов на вопрос о причинах конфликта вокруг СПБ с отношением Польши к Беларуси, отношением к Западу в целом и к кандидатам на президентских выборах в Беларуси*, %

Вариант ответа

Голосование на будущих выборах

Отношение Польши к Беларуси

Враждебен ли Запад Беларуси?

За Лука-шенко (47.5%)**

За демокра-тического кандидата (25.5)

Дружест-венное (11.8)

Недружест-венное (2.9)

Да (38.0)

Нет (44.0)

Вмешательство Польши и других западных стран во внутренние дела Беларуси (24.4)

35.7

9.5

15.4

40.6

39.1

17.6

Желание властей поставить деятельность СПБ под свой контроль (19.8)

3.4

53.3

28.8

15.0

6.4

36.3

Старое и новое руководство СПБ не поделили деньги (9.0)

7.8

7.6

9.3

8.4

9.9

8.9

Нарушения при проведении съезда СПБ, выявленые Минюстом (8.7)

11.8

4.4

7.3

11.2

8.8

8.5

* Таблица читается по вертикали
** В скобках указан процент опрошенных по всей выборке, выбравших тот или иной вариант ответа

Таблица 6. Связь ответов на вопрос о виновных в конфликте вокруг СПБ с отношением Польши к Беларуси, отношением к Западу в целом и к кандидатам на президентских выборах в Беларуси*, %

Вариант ответа

Голосование на будущих выборах

Отношение Польши к Беларуси

Враждебен ли Запад Беларуси?

За Лука-шенко (47.5)

За демокра-тического кандидата (25.5)

Дружест-венное (11.8)

Недружест-венное (2.9)

Да (38.0)

Нет (44.0)

Белорусские власти (19.7)

2.5

56.0

31.6

14.9

5.4

37.9

Польские власти (16.7)

25.6

6.3

13.2

23.6

22.0

14.0

Руководство Союза поляков (14.7)

16.2

10.4

11.0

18.5

16.9

13.2

США (8.1)

11.7

1.5

7.1

13.6

14.8

2.9

Евросоюз (3.5)

4.9

1.1

1.9

4.7

6.3

0.7

* Таблица читается по вертикали

Как можно видеть, «внутренние» и «внешние» политические установки опрошенных в значительной степени обусловливают их ответы на вопросы как о причинах, так и о виновных в конфликте вокруг СПБ. При этом внутренний фактор – выбор кандидата на будущих президентских выборах, оказывается значительно более сильным, чем отношения с Польшей и Западом в целом. В определенном смысле это означает, что никакого особого польского вопроса для белорусского масового сознания не существует. Вопрос есть один – белорусский…