«

»

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ КОМПАС ВЫБОРОВ

Опрос общественного мнения показал, что в белорусском обществе сохраняется высокий уровень пророссийских симпатий и установок. На вопрос «Какой вариант взаимоотношений Беларуси и России представляется Вам наилучшим?» 45.5% опрошенных отметили «добрососедские отношения двух независимых государств», 39.2% – «союз независимых государств», 13.6% – «объединение в одно государство». Отвечая на вопрос «Если бы завтра проходил референдум об объединении Беларуси и России, как бы вы проголосовали?», 43.3% высказались за объединение, а 33.2% против (остальные либо затруднились ответить, либо не стали бы голосовать). Эти настроения не представляют серьезной угрозы белорусскому государственному суверенитету, однако, они свидетельствуют о том, что в Беларуси пророссийские настроения сегодня выше, чем в любой другой стране региона.

В то же время почти два миллиона избирателей готовы проголосовать за вступление Беларуси в Европейский Союз. В случае жесткого выбора между объединением с Россией и вступлением в Евросоюз соотношение «белороссов» и «евробелорусов» составляет сегодня 2 к 1 (табл. 1).

Таблица 1. Динамика ответов на вопрос «Если бы пришлось выбирать между объединением с Россией и вступлением в Европейский Союз, что бы Вы выбрали?», %

Вариант ответа

09’03

06’04

11’04

03’05

12’05

02’06

Объединение с Россией

47.6

47.7

49.3

51.9

51.6

56.3

Вступление в Европейский Союз

36.1

37.6

33.7

31.6

24.8

27.5

При этом электоральные предпочтения белорусов оказываются довольно тесно связанными с их геополитическим выбором (табл. 2).

Таблица 2. Связь предпочтений, отдаваемых тому или иному кандидату, и ответов на вопрос «Если бы пришлось выбирать между объединением с Россией и вступлением в Европейский Союз, что бы Вы выбрали?», %

Вариант ответа

Готовы голосовать за:

С. Гайдукевича (4.5)

А. Козулина (6.4)

А. Лукашенко (58.6)

А. Милинкевича (16.5)

За объединение с РФ (56.3)

3.6

3.4

75.4

8.0

За вступление Беларуси в ЕС (27.5)

5.8

12.5

27.4

38.7

«Евробелорусы» в большей степени, чем население в среднем, и тем более, чем «белороссы», склонны поддерживать альтернативных кандидатов, это правило распространяется даже на С. Гайдукевича. В то же время стоит отметить, что более чем каждый четвертый приверженец европейского выбора готов проголосовать за действующего главу государства. Иными словами, приверженность пророссийскому выбору куда более сильно притягивает избирателей к А. Лукашенко, чем приверженность проевропейскому отвращает от него. Еще более ярко эта особенность проявляется, когда вопрос о европейских перспективах Беларуси задается вне связи с отношениями с Россией (табл. 3).

Таблица 3. Связь предпочтений, отдаваемых тому или иному кандидату, и ответов на вопрос «Если бы завтра состоялся референдум о вступлении Беларуси в Европейский Союз, как бы Вы проголосовали?»*, %

Вариант ответа

Готовы голосовать за:

С. Гайдукевича (4.5)

А. Козулина (6.4)

А. Лукашенко (58.6)

А. Милинкевича (16.5)

За вступление в ЕС (27.7)

5.9

9.7

38.7

33.1

Против вступления в ЕС (42.7)

3.8

5.3

69.8

10.1

* Таблица читается по горизонтали

Данные табл. 3 подтверждают закономерность, выявленную в табл. 2: европейский выбор усиливает приверженность альтернативным кандидатам, и уменьшает готовность голосовать за А. Лукашенко. Но несимметричность этого отношения в данном случае приобретает отчасти парадоксальный характер – среди сторонников вступления Беларуси в ЕС действующий президент тоже сохраняет лидирующее положение относительно своих конкурентов. Можно, конечно недоумевать, каким образом в головах таких «евробелорусов» их европейский выбор сочетается с поддержкой политика, открыто обещавшего, что не поведет свою страну за цивилизованным миром. Но есть и другой взгляд: эти люди – заметная часть электората А. Лукашенко и не только он влияет на них, но и они – на него.

Впрочем, когда респондентам задается вопрос о желательном варианте взаимоотношений с Россией вне связи с отношениями с Европой, картина оказывается в известном смысле противоположной (табл. 4).

Таблица 4. Связь предпочтений, отдаваемых тому или иному кандидату, и ответов на вопрос «Какой вариант взаимоотношений Беларуси и России представляется Вам наилучшим?»*, %

Вариант ответа

Готовы голосовать за:

С. Гайдукевича (4.5)

А. Козулина (6.4)

А. Лукашенко (58.6)

А. Милинкевича (16.5)

Добрососедские отношения независимых государств (45.5)

3.7

7.8

52.5

22.4

Союз независимых государств (39.2)

5.5

5.8

64.8

9.9

Объединение в одно государство (13.8)

4.4

3.3

62.3

16.3

*Таблица читается по горизонтали

Здесь связь между электоральным выбором и выбором между более или менее ответственными вариантами интеграции оказывается и более слабой, и более сложной. Приверженцы всего лишь добрых отношений с восточным соседом менее склонны голосовать за А. Лукашенко, сторонники полного слияния – более, но разница сравнительно невелика. В то же время нет и сильного разрыва в склонности сторонников разных вариантов интеграции голосовать за того или иного кандидата. Причем иерархия предпочтений в отношении трех альтернативных кандидатов оказывается разной: у С. Гайдукевича – такая же, как у А. Лукашенко – союз-объединение-соседство, у А. Козулина – классическая оппозиционная – объединение-союз-соседство, у А. Милинкевича – и вовсе загадочная. Возможно, стремясь убедить своих избирателей в том, что он не враг России, кандидат от объединенной оппозиции преуспел в этом, частично убедив и тех, на кого не слишком рассчитывал.

В ходе опроса мы просили белорусов определить свое отношение к российско-украинской «газовой войне», разгоревшейся в начале нынешнего года: 8.2.% опрошенных возложили вину за конфликт на Россию, 48.3% – на Украину, 29.7% присоединились к мнению, что обе стороны были виноваты в равной степени.

Еще один пример связи геополитических ориентаций наших сограждан с их электоральными предпочтениями дают данные табл. 5.

Таблица 5. Распределение ответов на вопрос «Как Вы относитесь к поддержке кандидатов в президенты Беларуси со стороны следующих государств и союзов государств?», %

Страна

Положительно

Отрицательно

Индекс*

Россия

69.2

29.2

+0.400

СНГ

54.3

42.4

+0.119

Франция

43.3

52.0

–0.087

Германия

43.0

52.5

–0.095

Европейский союз

42.4

53.1

–0.107

Украина

40.5

55.8

–0.153

Польша

39.2

56.4

–0.172

Литва

35.5

60.1

–0.246

США

28.2

68.0

–0.398

* Индекс представляет собой разность процентов положительных и отрицательных ответов, деленную на 100

Анализ показывает, что число респондентов, позитивно относящихся к поддержке кандидатов отдельными странами ЕС и Евросоюзом в целом, превышает число опрошенных, выступающих за присоединение Беларуси к ЕС. Особенно это заметно в отношении стран «старой Европы», таких как Франция и Германия, и ЕС в целом.

Данные нашего опроса подтверждаются и ходом избирательной кампании, выступлениями и программными заявления кандидатов в президенты. Все они стараются учитывать распространенность пророссийских настроений в белорусском обществе. Это проявляется в самых разных формах – от русского языка выступлений на телевидении и радио до заявлений каждого кандидата о заинтересованности в тесных и добрых отношениях с Россией. Нынешняя избирательная кампания не является соперничеством России и Запада, по крайней мере, сами кандидаты стремятся избегать того, чтобы избиратели связывали их только с одним геополитическим «полюсом». Так, А. Милинкевич, которого власти и соперники по выборам пытаются представить как прозападного кандидата, выступает против членства Беларуси в НАТО и говорит о возможности вступления страны в Евросоюз как об отдаленной перспективе. И даже А. Лукашенко вынужден подчеркивать ценность суверенитета и независимости Беларуси, и заявлять, что Кремль не поддерживает его. Такое сближение позиций кандидатов в президенты по вопросам внешней политики приводит к тому, что эта тема не является «нервом» избирательной кампании, противоборствующие стороны предпочитают «ломать копья» по другим вопросам.

Как видно из результатов нашего исследования, главная причина этого заключается в том, что «евробелорусы» являются достаточно важной и влиятельной частью электората, чтобы их интересы и устремления можно было просто игнорировать. К тому же пророссийские настроения в Беларуси не означают непременно антиевропейские, по многим позициям они взаимно дополняют друг друга, и кандидаты для победы на выборах должны выдерживать баланс этих настроений, отражать белорусскую открытость и на Восток, и на Запад.