«

»

«СПИРАЛЬ МОЛЧАНИЯ» КАК МЕХАНИЗМ «ЦВЕТНОЙ» РЕВОЛЮЦИИ

Электоральные предпочтения обусловлены не только личными качествами кандидатов – данные социологических исследований демонстрируют довольно тесную связь между предпочтениями, отдаваемыми тому или иному кандидату, и политическими взглядами избирателей, их материальным положением и социально-демографическими характеристиками.

И февральский опрос, и более ранние исследования свидетельствуют о том, что, скажем, среди людей преклонного возраста, сельских жителей, приверженцев объединения Беларуси с Россией, среди тех, кто отдает предпочтение сохранению существующего положения, доля сторонников действующего президента заметно выше, чем среди всего массива опрошенных. И, наоборот, политические и «социальные» оппоненты указанных групп – молодежь, горожане, «евробелорусы», сторонники перемен, – склонны в меньшей степени поддерживать А. Лукашенко, и в большей – представителей оппозиции, чем опрошенные в целом.

Стоит заметить, что это соотношение несимметрично. Среди приверженцев ценностей, которые декларирует и реализует сам А. Лукашенко, его рейтинг имеет просто заоблачный уровень. В то же время среди тех, кто разделяет противоположные ценности, его популярность и поддержка хотя и существенно ниже, чем по всему массиву опрошенных, все же остаются достаточно высокими и сравнимыми со степенью поддержки его оппонентов.

Из данных табл. 1 видно, что сторонники превращения Беларуси в парламентскую республику в большей степени склонны отдавать предпочтение оппозиционным кандидатам: в этой группе их рейтинги увеличиваются по сравнению со средними показателями более чем вдвое, в то же время рейтинг А. Лукашенко падает примерно в такой же пропорции.

Таблица 1. Связь готовности голосовать за того или иного кандидата в президенты с ответами на вопрос «Сегодня Беларусь является президентской республикой. Многие считают, что для нашей страны было бы лучше, если бы она стала парламентской республикой, где главную роль играл бы избираемый народом парламент и премьер-министр, избираемый народом?»*, %

Вариант ответа

Готовы голосовать за:

С. Гайдукевича (4.5)

А. Козулина (6.4)

А. Лукашенко (58.6)

А. Милинкевича (16.5)

За парламентскую республику (25.6)

9.4

13.0

20.0

42.7

За президентскую республику (58.1)

3.2

4.2

77.4

6.3

* Таблица читается по горизонтали

Природа этой связи логически совершенно понятна – приверженцы парламентской республики не могут питать больших симпатий к правителю, чья система власти не очень согласуется не только с всевластием парламента, но с парламентаризмом как таковым. Однако, как выясняется, практически даже в этой группе А. Лукашенко имеет достаточно много сторонников – каждого пятого, и по степени популярности уступает только А. Милинкевичу.

Весьма показательна связь электоральных предпочтений и доверия к «полюсам информационного пространства страны – государственным и негосударственным СМИ (табл. 2).

Таблица 2. Связь готовности голосовать за того или иного кандидата в президенты с ответами на вопрос о доверии средствам массовой информации*, %

Вариант ответа

Готовы голосовать за:

С.Гайдукевича (4.5)

А.Козулина (6.4)

А.Лукашенко (58.6)

А.Милинкевича (16.5)

Государственные СМИ
Доверяют (57.0)

3.3

2.8

78.1

6.4

Не доверяют (34.1)

6.5

13.7

26.0

34.6

Негосударственные СМИ
Доверяют (41.4)

6.9

9.3

44.9

26.3

Не доверяют (41.0)

3.1

5.2

68.7

10.9

* Таблица читается по горизонтали

В табл. 2 обращает на себя внимание не столько тот факт, что баланс доверия/недоверия складывается в пользу государственных СМИ, сколько уже замеченная в табл. 1 несимметричность. Оппозиционные кандидаты жалуются на то, что не имеют возможности выступать в государственных СМИ, которые однозначно поддерживают А. Лукашенко. Поэтому надежды оппозиции связаны с независимыми СМИ, несмотря на значительные ограничения на их распространение, введенные с начала нынешнего года. Однако, как показывает табл. 2, даже среди доверяющих этим самым независимым масс-медиа президент имеет преимущество перед конкурентами. Не доверяющие государственным СМИ поддерживают главу государства в меньшей степени, но и в этой группе он уступает только А. Милинкевичу.

И это при том, что на другом краю «спектра» – и среди доверяющих государственным СМИ и среди не доверяющих негосударственным – преимущество действующего президента просто подавляющее. Роль СМИ в президентской кампании отрицать не приходится, но данные табл. 2 показывают, что дело не только в них.

Однако в ходе исследования была выявлена едва ли не единственная характеристика, в которой связь оказывается абсолютно симметричной (табл. 3).

Таблица 3. Связь готовности голосовать за того или иного кандидата в президенты и ответами на вопрос «Как Вы думаете, за время после выборов 2001 года рейтинг А. Лукашенко повысился или понизился?»*, %

Вариант ответа

Готовы голосовать за:

С.Гайдукевича (4.5)

А.Козулина (6.4)

А.Лукашенко (58.6)

А.Милинкевича (16.5)

Повысился (54.9)

2.5

2.5

81.4

5.5

Понизился (15.2)

9.6

19.3

6.5

46.4

Остался прежним (24.9)

6.2

7.0

46.1

21.6

* Таблица читается по горизонтали

Сравнение табл. 3 с предыдущими показывает, что никакие отличия политических установок избирателей от позиций А. Лукашенко не обеспечивают такого «обвала» его популярности, как вера в то, что его популярность падает. Группа опрошенных, которые разделяют это мнение, невелика – 15.2%, но внутри этой группы А. Лукашенко проигрывает всем – даже С. Гайдукевичу.

Немецкий социолог Э. Ноэль-Нойман в 60-х годах разработала теорию «спирали молчания». Суть ее сводится к тому, что мнение людей о представлениях и оценках, господствующих в обществе, весьма сильно влияет на изменение их собственных представлений и оценок. Данные табл. 3 служат наглядной иллюстрацией этой теории. Если люди считают, что, по мнению большинства окружающих, доверие к некоему политику падает, то среди этих людей очень немногие способны сохранять верность этому политику наперекор тому, что они считают господствующим мнением.

Представляется, что именно в этом политико-психологическом механизме кроется секрет «цветных» революций. Когда достаточно большое количество людей по тем или иным причинам приходят к выводу, воплощенному в емком лозунге сербских демократов в 2000 г. – «Gotov je» (он готов, ему конец), то это массовое представление становится самосбывающимся прогнозом. Этот механизм работает по принципу снежного кома, втягивая в свою орбиту колеблющихся. И виртуальное большинство, большинство, существующее в умах людей, становится реальным.