«

»

ЧТО ЖДУТ БЕЛОРУСЫ ОТ ОППОЗИЦИИ

Концентрация политической власти в руках А. Лукашенко началась в Беларуси сразу же после окончания первых президентских выборов 1994 г. С чего начал «всенародноизбранный»? В полном соответствии с ленинской рекомендацией с подчинения себе средств массовой информации. Первой жертвой, как того и следовало ожидать, оказалось телевидение. Постепенно к нему добавились и государственные печатные издания, включая «Народную газету» – официальный орган Верховного Совета.

Превращение телевидения в пропагандистскую трибуну отразилось на уровне популярности и доверия идеологизированным программам, таким как «Посткриптум», «Контуры» и «Жесткий разговор». Более одной трети белорусов (36.4%) относятся к подобным передачам безразлично, доверяют же им примерно столько же (36.2%), что значительно ниже рейтинга доверия президенту, чью точку зрения данные передачи выражают. Но даже в условиях информационной блокады акция протеста на Октябрьской площади в Минске 19-24 марта против фальсификации выборов стала известна большинству белорусов (табл. 1). Почти треть опрошенных слышала и о Чернобыльском шляхе.

Рассмотрим степень информированности белорусов в зависимости от ответа на вопрос: «Если бы завтра снова состоялись выборы президента Беларуси и в них приняли участие те же кандидаты, что и на выборах 19 марта 2006 г., то за кого бы Вы проголосовали?». Разобьем все ответы на две группы: в первую группу включим тех респондентов, кто проголосовал бы за А. Лукашенко (52.7% от общего числа опрошенных), во вторую всех остальных (47.4%), включая отказавшихся отвечать и затруднившихся с ответом.

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: «После президентских выборов 19 марта в Минске и других городах Беларуси по инициативе демократических сил прошли различные акции протеста (митинги, шествия, демонстрации и др.). О каких из них Вы знаете?», % (возможно несколько ответов)

Вариант ответа

Все население

Готовы вновь голосовать за А. Лукашенко

Остальные опрошенные
Акция протеста на Октябрьской площади в Минске 19-24 марта

66.8

66.0

66.7

Чернобыльский шлях 26 апреля

30.0

16.2

34.8

День воли 25 марта

25.0

16.2

34.8

Джинсовый фест в Минске 16 сентября

14.4

10.1

19.2

Не знаю ничего об этом

24.4

25.8

22.8

Как следует из табл. 1, единой зависимости степени информированности граждан от их готовности в очередной раз поддержать или не поддержать А. Лукашенко, нет. По поводу акций протеста на Октябрьской площади в Минске 19-24 марта совпадение полное, а вот по остальным оппозиционным акциям расхождение двукратное. Чем это можно объяснить? События на Октябрьской площади произошли сразу после выборов, когда в обществе в условиях избирательной мобилизации градус политического интереса был повышен. Кроме того, власть не смогла скрыть происходящее, поэтому каждый гражданин, заинтересованный в получении политической информации, ее получил. «Заметить» День воли как отдельную акцию для сторонников А. Лукашенко было, безусловно, гораздо сложнее, чем для его противников. Чернобыльский шлях и Джинсовый фест, прошли позднее, при этом последнее мероприятие при отсутствии многолетней чернобыльской традиции и не могло привлечь к себе заметного внимания.

Как же граждане республики относятся к подобным акциям? 29.3% – безразлично. В условиях, когда вот уже третий год подряд рост заработной платы и пенсий измеряется двузначными числами, большинство видит и слышит в основном только то, что хочет услышать. Избиратели как бы просят у власти: «Сделайте нам красиво. Убедите нас, что мы живем лучше всех. Даже лучше чем в европейских странах». На подобные просьбы власть охотно откликается и рисует на телеэкранах «веселые картинки».

Да факты столь внушительного роста заработной платы и пенсий отрицать нельзя. Но откуда берутся деньги, и как долго подобное будет продолжаться, безразличных к политике и противников оппозиции не интересует, как не интересует их и тот факт, что хваленые темпы роста белорусской экономики в два раза ниже темпов роста социальных выплат. Это ли не главная составляющая белорусского экономического чуда?

Несмотря на все препятствия со стороны властей, белорусская оппозиция продолжает отстаивать свои цели. Они известны и просты: независимость Беларуси, но не той Беларуси, где правят чиновники, игнорируя мнение народа, а Беларуси демократической. О том, что с мнением народа его «слуги» не считаются, свидетельствует хотя бы пример с Конституционным Актом, который уже который год обсуждают президенты Беларуси и России (табл. 2).

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: «Проект Конституционного Акта, над которым несколько лет работают официальные делегации Беларуси и России до сих пор не подписан. Почему, по Вашему мнению, это происходит», %

Вариант ответа

Все население

Готовы вновь голосовать за А. Лукашенко

Остальные опрошенные
Конституционный Акт и не должен публиковаться до окончательного одобрения президентами

36.6

52.0

19.5

Власть не считает нужным обсуждать Конституционный Акт с народом

24.9

14.0

37.0

Мне это безразлично

24.6

19.1

30.7

Казалось бы, более важного документа касающегося каждого гражданина Беларуси, не найти. Но кто, где и когда видел проект данного документа? Власть не считает необходимым ознакомить с ним общество, не говоря уже о том, чтобы его обсудить. Схема тут проста: чиновники на «междусобойчике» все согласуют, а потом вынесут его на референдум. Что после этого останется делать гражданам Беларуси? Как и во времена Советского Союза, явиться дружными рядами на избирательные участки и в едином порыве подтвердить единство «партии и народа». Ничего иного при такой технологии и не может быть.

За три предыдущих референдума многие белорусы привыкли к подобному неуважительному отношению к себе. Не случайно 36.6% опрошенных считают, что Конституционный Акт до его окончательного одобрения президентами Беларуси и России и не должен публиковаться. Еще 24.6% относятся к данному вопросу безразлично, что власть вполне устраивает. Сколько же остается тех, кто четко осознает высокомерное отношение власти к народу? Таких сегодня немного – 24.6%, но это именно те люди, которые составляют ядро оппозиционной части белорусского общества. Понятно, что среди готовых в очередной раз голосовать за А. Лукашенко процент полностью доверяющих президенту решение столь важного вопроса значительно выше, чем среди остальных граждан. В этой разнице проявляется суть тех, кому нравится авторитарный лидер. Такие люди стремятся переложить решение своих проблем на другого и выбирают на президентских выборах не главу государства, а «батьку».

Даже в условиях репрессий со стороны власти, оппозиционные партии приняли решения участвовать в выборах депутатов местных Советов. Нет, они не питают иллюзий по поводу национальных особенностей белорусского избирательного процесса. Сегодня выборы в Беларуси – это одна из немногих легальных возможностей для партийных активистов встретится с избирателями. Обратимся к данным табл. 3. Она наглядно показывает, что данное решение понятно избирателям: 20.8% опрошенных считают, что для увеличения уровня поддержки населения оппозиция должна идти в народ.

Но что в табл. 3 стоит на первом месте? Честность и справедливость. О чем это говорит? В первую очередь, перед нами результат официальной пропаганды. Какова главная тема всех выше перечисленных посткриптумов, контуров и жестких разговоров? Ответ очевиден: это поливание грязью всех тех, кто сегодня имеет смелость не разделять официальную точку зрения. Честным и справедливым, согласно официальной версии, в Беларуси может быть только один человек. По крайней мере, именно на это направлено основное усилие государственных пропагандистов.

Таблица 3. Распределение ответов на вопрос: «Что нужно сделать оппозиции, чтобы получить большую поддержку населения?» (не более трех ответов)

Вариант ответа

%

Быть честной и справедливой

26.8

Лучше работать

25.2

Повысить жизненный уровень народа

23.7

Поменять методы борьбы

22.5

Пойти в народ

20.8

Оппозиции нужно объединиться

16.8

Она ничего не в силах сделать

13.7

Оппозиция вообще не нужна

13.5

Но, с другой стороны, постановка честности и справедливости на первое место свидетельствует о дефиците этих качеств в реальной жизни. Данные табл. 3 – это еще и «шпаргалка» для всех тех, кто способен действовать, а не только с фигой в кармане просиживать у экрана телевизора, выражая тем самым свой протест против нечестности и несправедливости власти. В обществе есть спрос на оппозиционную активность, отсюда и пожелание лучше работать (25.2%). Другое дело, что повышать жизненный уровень народа, не находясь при этом во властных структурах, в том числе и в качестве депутатов местных Советов, практически невозможно. Именно поэтому и принимает власть столь продуманные решения по недопущению оппозиции в избирательные органы всех уровней.