«

»

ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПЕРЕЛОМ

Общественное мнение податливо, особенно если оно доверяет источнику информации, а оно ему по-прежнему доверяет. Рейтинг доверия президенту А. Лукашенко (главному политинформатору страны), хотя и снизился по сравнению с ноябрем прошлого года на 4.9 процентных пункта, все еще остается недосягаемо высоким (55.4%).

Податливость общественного мнения хорошо известна из советской истории. Достаточно вспомнить информационный разворот сталинской пропаганды после подписания пакта Молотова-Рибентропа в августе 1939 г. Превращение фашистской Германии из противника СССР в союзника смутило лишь небольшую группу интеллигентствующих граждан, да и то не надолго. Вычерчиваемые советской пропагандой замысловатые кривые вдохновили в свое время английского писателя Дж. Оруэлла на написание знаменитого романа «1984». Примеры можно продолжить.

В своем новогоднем поздравлении президент Беларуси А. Лукашенко фактически объявил об открытии восточного фронта. Не случайно сугубо хозяйственные вопросы о ценах и тарифах белорусские журналисты весь январь описывали в терминах нефтегазовой войны. Антироссийские высказывания А. Лукашенко нельзя списать за счет оговорки или эмоционального всплеска. Январь показал, что в новогоднюю ночь был дан старт на стайерскую дистанцию, и сегодня еще невозможно определить ее общую протяженность.

Результат опроса, проведенного в конце января, зафиксировал, как это и ожидалось, заметные перемены в интеграционных предпочтениях белорусов (табл. 1). Наблюдавшаяся весь 2006 г. стабильность в ответах (с тенденцией незначительного роста) спикировала на 11.3 пункта, что весьма существенно для столь короткого временного промежутка.

Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: «Если бы сегодня проходил референдум об объединении Беларуси и России, как бы Вы проголосовали?», %

Вариант ответа

02’06

08.06

11’06

01’07

За объединение

43.3

45.4

46.4

35.1

Против объединения

33.2

34.2

33.5

39.3

Не принял бы в нем участия

13.8

9.6

10.6

14.0

ЗО/НО

9.7

10.8

9.5

11.6

А что произошло на другой «половинке» союзного государства? Белорусский президент был уверен, что и там его действия получили поддержку: «Я очень благодарен россиянам за ту поддержку, которую они оказали Беларуси в эту трудную минуту. Они не поддержали свое руководство в этом конфликте, это был один из решающих моментов в урегулировании конфликта. Если бы российское руководство чувствовало поддержку своего народа, нам было бы очень тяжело. А так еще руководство России считается с мнением россиян. А россияне однозначно заявили о том, что «белорусов не троньте, никакие олигархи не должны здесь довлеть и травить белорусов, которые должны быть обеспечены в полном объеме и нефтью, и природным газом» (из выступления на брифинге 14.01.2007 г.).

Свое столь категоричное высказывание А. Лукашенко ничем не обосновал. Опубликованные же в конце января данные российских социологов свидетельствуют об обратном. Так, согласно исследованиям Фонда общественного мнения, две трети опрошенных (67%) считают, что решение о двукратном повышении цены на газ для Беларуси было правильным, 12% – что неправильным. Информационная активность главы белорусского государства не принесла ему и личных дивидендов. В январе лишь 26% россиян заявили о положительном отношении к белорусскому президенту, 15% – об отрицательном (год назад – 35% и 12% соответственно), 49% сегодня безразличны к нему.

С точки зрения изложенной в начале статьи «теории», иного и не следовало ожидать. В России – свой А. Лукашенко (В. Путин). Его рейтинг доверия весь прошлый год не опускался ниже 70% отметки. Уровень монополизации СМИ российским государством не намного уступает белорусскому, поэтому эмоциональные выступления «батьки» российские телезрители получали не напрямую, а в обработке таких виртуозов голубого экрана как М. Леонтьев и В. Жириновский.

Но вернемся в Беларусь. В условиях жесткого выбора между объединением с Россией и вступлением в Европейский Союз (табл. 2) белорус затрудняется с ответом (+5.9 пункта). Информация, обрушивающаяся на белорусских граждан с экранов телевизоров, в первую очередь, антироссийская. Ее европейскость не столь ярко выражена, да и начала она проявляться, в основном, в конце января, когда социологический опрос уже фактически завершился (интервью главы государства немецкой газете Die Welt, информационному агентству Reuters).

Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: «Если бы Вам пришлось выбирать между объединением с Россией и вступлением в Европейский Союз, что бы Вы выбрали?», %

Вариант ответа

02’06

04’06

01’07

Объединение с Россией

56.3

56.1

48.5

Вступление в Европейский Союз

27.5

31.9

33.6

ЗО/НО

16.2

12.0

17.9

Если предыдущий вопрос переформатировать и предложить больший выбор вариантов ответа (табл. 3), то станет заметно, что разочаровавшиеся в объединительных усилиях белорусы предпочитают выбрать вариант ответа «Против того и другого». Это свидетельствует о росте изоляционистских настроений. Иными словами, жители «сердца Европы» (А. Лукашенко) не очень-то и склонны работать сердцем единого европейского организма, а предпочитают идти своим (особым) путем.

Таблица 3. Распределение ответов на вопрос: «Если бы сегодня проходил референдум по выбору будущего развития Беларуси, как бы Вы проголосовали?», %

Вариант ответа

09’03

01’07

За объединение с Россией

37.9

27.3

За интеграцию в Европейский Союз

23.4

21.0

И за то, и за другое

23.2

16.4

Против и того, и другого

6.5

25.2

ЗО/НО

9.0

10.1

Для перемены в интеграционных предпочтениях всегда можно подыскать прагматичное оправдание. У тех, кто ведет «такую» политику против единственного союзника, готового лечь под натовские танки за «святую Русь», не может быть все хорошо в собственном доме. Не помогает ему и бьющий прямо из земли поток нефтедолларов. Белорусы хотя и бедные, но живут с каждым годом все лучше своих восточных соседей (табл. 4). Жизнь полна парадоксов, и главные из них всегда находились в головах граждан (в общественном мнении).

Таблица 4. Распределение ответов на вопрос: «На Ваш взгляд, где сегодня лучше живется населению: в Беларуси или в России?», %

Вариант ответа

12’02

03’03

03’04

06’06

01’07

В Беларуси

35.1

34.2

34.1

46.4

51.0

В России

44.0

39.5

30.4

12.1

11.8

Одинаково как в России, так и Беларуси

20.9

26.3

28.3

36.2

30.3

Данные табл. 4 позволяют проследить рост относительного благополучия населения за четырехлетний период. Вырваться в «лидеры» белорусам удалось в начале 2004 г. Дело тогда шло к референдуму об отмене конституционных ограничений по количеству непрерывных президентских сроков. В связи с этим власть в Беларуси была крайне заинтересована в росте позитивных общественных ожиданий и направила существенную часть доходов от экспорта на увеличение зарплат и пенсий. Иными словами, в отмеченных тенденциях за период 2004-2006 гг. была объективная составляющая. Последний же прирост относительного белорусского благополучия достигнут исключительно пропагандистскими средствами! Следует отметить, что россияне не остаются в долгу и на вопрос: «Где сейчас лучше живется: в России или в Беларуси?» решительно отвечают, что в России (54%). Противоположной точки зрения придерживаются всего 18% (январский опрос «Левада-Центра»).

На прожективный вопрос: «Если последствия повышения цен на российские энергоносители будут тяжелыми для Вас лично, одобрите ли Вы присоединение Беларуси к России?» 35.1% респондентов ответили положительно (49% отрицательно и 15.9% затруднились с ответом). Но не стоит спешить с обвинениями в массовой готовности наших граждан продать Родину за российские газо-нефтяные коврижки. Ответы, скорее, свидетельствуют об обратном. Обратимся еще раз к данным табл. 1. Точно такая же доля опрошенных выступала за объединение с Россией и без напоминания о возможности тяжелых времен. Более того, при такой постановке вопроса количество граждан, выступающих против объединения, увеличилось на 9.7 процентных пунктов.

И в заключение рассмотрим общественные предпочтения в случае расширения вариантов выбора, традиционно «разложив» данные общенационального опроса на две его важнейшие составляющие – доверяющих и не доверяющих А. Лукашенко (табл. 5).

Таблица 5. Распределение ответов на вопрос: «Из белорусско-российского нефтегазового конфликта разные люди делают разные выводы. С каким из них Вы согласны?», %

Вариант ответа

Все население

В том числе:

Доверяют А. Лукашенко (55.4)

Не доверяют А. Лукашенко (28.5)

Беларусь не должна сближаться ни с Западом, ни с Востоком, а быть независимой страной

27.5

27.6

25.0

Лучше все-таки договариваться с Россией, чем сближаться с Евросоюзом

25.3

33.9

12.7

Беларусь должна сближаться с Евросоюзом, чтобы быть защищенной от давления России

21.9

10.5

43.3

Беларусь должна объединиться с Россией в одно государство, и тогда все энергетические проблемы будут решены

14.5

18.8

3.6

ЗО/НО

10.8

9.2

14.9

Результат общенационального опроса оказался довольно «плотным», но все-таки, пусть и с минимальным преимуществом, на первое место вышли сторонники «особого пути» развития Беларуси. Что не менее важно, это единственный вариант, при котором доли ответов доверяющих и не доверяющих А. Лукашенко весьма близки. Все иные варианты раскалывают общество. Доверяющие А. Лукашенко по-прежнему отдают преимущество российскому вектору, хотя наметилась и противоположная тенденция: 10.5% «лукашистов» готовы сегодня сближаться с Европой для защиты от давления России. Их политические противники хоть и готовы договариваться с Россией (12.7%), но категорически против объединения в одно государство.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что антироссийский потенциал в белорусском обществе еще не исчерпан. В краткосрочной перспективе государственная пропаганда способна его усилить. Но в перспективе среднесрочной, а тем более долгосрочной, не все так однозначно. Многое будет завесить от динамики белорусской экономики, и ее производной – уровня жизни населения. Но, с другой стороны, «точка возврата» в строительстве Союзного государства, безусловно, не пройдена. Смена официальной риторики может легко повернуть геополитические «оглобли» в головах значительной части белорусов.