«

»

РЕЛИГИОЗНОСТЬ И МОРАЛЬ БЕЛОРУСОВ

Результаты сентябрьского опроса дали некоторые ответы на вопросы об отношении населения к религии, браку, семье, употреблению алкоголя и табака.

Как можно видеть из данных табл. 1, подавляющее большинство белорусов считают себя православными, на втором месте – католики. Сравнительно немного неверующих и атеистов. И эти данные в последние годы менялись незначительно.

Таблица 1. Динамика ответов на вопрос о вероисповедании, %

Вариант ответа

03’99

03’03

12’09

09’10

Православный

59.7

74.5

78.5

78.8

Католик

9.8

12.7

13.1

11.1

Протестант (лютеранин, пятидесятник, баптист, адвентист и т.п.)

0.5

1.4

0.6

0.7

Мусульманин

0.4

0.4

0.1

Иудей

0.1

0.1

0.2

0.1

Другое вероисповедание

0.4

0.4

0.9

0.3

Неверующий / атеист

7.5

10.2

6.1

8.8

НО

11.2

0.3

0.2

0.1

Однако религия не занимает значительного места в жизни большинства белорусов: частое посещение церкви – скорее редкость, чем правило (табл. 2).

Таблица 2. Динамика ответов на вопрос: «Как часто Вы ходите в церковь?», %

Вариант ответа

03’03

12’09

09’10

Каждый день

0.5

0.7

0.5

Несколько раз в неделю

2.5

2.0

3.0

Один раз в неделю

7.8

7.0

7.5

Один раз в месяц

12.6

12.7

13.5

Несколько раз в год

46.6

48.9

46.0

Вообще не хожу

29.3

28.2

29.5

Как видно из табл. 3, православные среди христианских конфессий наименее склонны к частым посещениям церкви.

Таблица 3. Связь между принадлежностью к конфессии и частотой посещения церкви, %

Вариант ответа

Православные

Католики

Протестанты

Раз неделю и чаще

8.2

34.9

63.6

Один раз в месяц

14.0

20.1

27.3

Несколько раз в год

53.1

30.8

9.1

Вообще не хожу

24.7

14.2

0

Данные табл. 4 дают представление о социально-демографических характеристиках населения в зависимости от частоты посещения церкви как индикатора религиозности.

Таблица 4. Религиозность в зависимости от некоторых социально-демографических признаков*, %

Вариант ответа

«Как часто Вы ходите в церковь?»

Ежедневно

Несколько раз в неделю

Один раз в неделю

Один раз в месяц

Несколько раз в год

Вообще не хожу

Пол:
Мужской

0

2.1

3.8

8.6

39.5

46.0

Женский

0.9

3.8

10.6

17.6

51.8

15.4

Возраст:
18-30 лет

0.6

0.9

6.9

10.1

50.6

31.0

31-59 лет

0.4

2.7

6.5

13.5

47.6

29.3

60 лет и старше

0.5

5.9

10.4

16.5

38.3

28.5

Образование:
Начальное

1.6

14.3

20.6

12.7

17.5

33.3

Неполное среднее

1.1

3.7

6.9

14.9

36.2

37.2

Среднее общее

0.3

3.3

6.7

12.4

45.2

32.1

Среднее специальное

0.2

1.8

7.7

14.4

51.0

24.8

Высшее

0.4

0.8

6.3

13.4

54.3

24.8

* Таблица читается по горизонтали

Как можно видеть, женщины заметно более религиозны, чем мужчины. Прослеживается также некоторая связь с возрастом, хотя она и слабее, чем в случае пола – люди преклонного возраста чаще ходят в церковь, чем молодежь. С образованием связь более сложная: среди образованных людей меньше доля тех, кто посещает церковь часто, но меньше и доля тех, кто вообще не ходит в храм, самая распространенная позиция среди более образованных – посещение церкви раз в год.

Данные табл. 5 и 6 описывают склонность белорусов к вредным привычкам – курению и употреблению алкогольных напитков.

Таблица 5. Распределение ответов на вопрос: «Курите ли Вы?»

Вариант ответа

%

Нет

61.4

Да

38.2

Таблица 6. Динамика ответов на вопрос: «Как часто Вы употребляете алкогольные напитки (включая пиво)?», %

Вариант ответа

06’06

09’10

Ежедневно

1.3

1.0

Несколько раз в неделю

10.1

11.1

Несколько раз в месяц

35.8

35.4

Несколько раз в году

30.4

33.1

Не употребляю вообще

18.5

19.4

Как можно видеть, склонность к употреблению алкоголя за более чем 4 года практически не изменилась, отклонения в рамках каждой позиции – в пределах ошибки репрезентативности.

Представляет интерес зависимость вредных привычек от социально-демографических характеристик, религиозности и политических предпочтений (табл. 7).

Таблица 7. Связь курения и употребления алкоголя с социально-демографическими характеристиками, религиозностью и политическими предпочтениями*, %

Вариант ответа Курящие

«Как часто Вы употребляете алкоголь?»

Ежедневно

Несколько раз в неделю

Несколько раз в месяц

Несколько раз в год

Вообще не употребляю

Пол:
Мужской

59.6

1.6

18.6

46.4

24.4

9.0

Женский

19.6

0.5

4.6

25.9

40.5

28.4

Возраст:
18-30 лет

49.6

0.9

13.8

42.1

31.7

11.5

31-59 лет

43.1

1.1

13.4

40.2

33.3

11.9

60 лет и старше

16.8

0.8

3.5

18.9

33.9

42.9

Образование:
Начальное

20.3

0

7.8

9.4

32.8

50.0

Неполное среднее

25.3

2.6

5.8

23.3

30.2

38.1

Среднее общее

47.8

1.4

15.2

37.2

30.2

16.0

Среднее специальное

37.9

0.5

9.1

40.4

36.1

13.9

Высшее

31.0

0

9.8

38.2

37.0

15.0

Как часто Вы ходите в церковь?
Раз неделю и чаще

17.3

0.6

5.4

26.8

31.0

36.3

Один раз в месяц

15.1

0.5

2.9

26.3

47.3

22.9

Несколько раз в год

37.4

0.6

7.3

37.0

37.6

17.6

Вообще не хожу

57.8

2.0

22.9

40.4

20.4

14.2

Доверяете ли Вы президенту?
Да

28.9

0.9

7.2

29.0

36.0

26.9

Нет

49.7

1.1

16.3

42.1

29.1

11.4

Если бы пришлось выбирать между объединением с Россией и вступлением в Европейский Союз, что бы Вы выбрали?
Объединение с РФ

31.5

1.1

8.3

29.6

33.0

28.0

Присоединение к ЕС

45.1

0.6

16.1

40.4

31.7

11.1

* Таблица читается по горизонтали

Склонность к вредным привычкам оказывается весьма тесно связанной с полом. Второй весьма действенный фактор – религиозность. Хотя она, как было показано выше, сама связана с полом. Связи между переменными, фигурирующими в табл. 7, достаточно сложны. Не исключено, что во многих случаях налицо эффект ложной корреляции. Например, то, что люди, не доверяющие президенту, больше пьют, чем доверяющие, объясняется, скорее всего, не тем, что недоверяющие испытывают большие фрустрации и прибегают к «лекарству» от всех скорбей. Президенту больше доверяют женщины, люди глубоко религиозные, лица преклонного возраста, а они как раз в наименьшей степени склонны к употреблению алкоголя.

Как можно видеть из данных табл. 8, за год отношение к праву на аборт не изменилось: чуть меньше половины выступают за безусловную реализацию этого права, примерно каждый пятый – за запрет.

Таблица 8. Динамика ответов на вопрос: «Надо ли в нашей стране запретить аборты?», %

Вариант ответа

09’09

09’10

Нет, аборты не следует запрещать, женщина сама имеет право решать

46.6

45.8

В целом аборты следует запретить, но разрешать по медицинским показаниям

20.9

22.4

Да, аборты следует запретить

20.5

19.3

Как показывают данные табл. 9, общественное мнение в нашей стране не настроено на малодетную семью: более половины белорусов высказались за то, чтобы в семье иметь несколько детей, тогда как за однодетную или бездетную семью – только каждый восьмой.

Таблица 9. Распределение ответов на вопрос: «Сколько, на Ваш взгляд, должно быть детей в семье?»

Вариант ответа

%

Один ребенок

9.1

Несколько детей

51.5

Сколько даст Бог

29.9

Лучше без детей

3.0

Таблица 10. Распределение ответов на вопрос: «Какой тип взаимоотношений кажется Вам наилучшим для создания семьи?»

Вариант ответа

%

Брак, освященный в церкви

8.1

Брак, зарегистрированный в ЗАГС

35.1

Брак, освященный в церкви и зарегистрированный в ЗАГС

40.4

Гражданский брак (совместное проживание)

10.1

Мне семья не нужна

2.1

Данные табл. 10 – наглядное подтверждение относительно высокой ритуальной религиозности белорусов: почти половина опрошенных считают, что брак должен быть освящен церковью. При этом институт брака, освященного государством или церковью, остается в жизни белорусов достаточно прочным – лишь 10% опрошенных отдали предпочтение гражданскому браку.

А вот институт однополых браков находит поддержку у весьма незначительной доли опрошенных, при этом подавляющее большинство относится к этой новации отрицательно (табл. 11).

Таблица 11. Распределение ответов на вопрос: «В некоторых странах узаконены гомосексуальные браки (союз двух мужчин или двух женщин). А как вы относитесь к официальному признанию в Беларуси таких браков?»

Вариант ответа

%

Отрицательно

71.6

Безразлично

23.1

Положительно

3.7

В табл. 12-15 представлена связь ответов о семье и детях с некоторыми социально-демографическими характеристиками, религиозностью и политическими предпочтениями.

Как следует из табл. 12, в отличии от ситуации с религиозностью, в отношении права на аборт связь с полом практически отсутствует. Однако, в целом отношение к этому праву оказывается связанным с характеристиками, обусловливающими приверженность консервативным или либеральным ценностям: люди с высоком образованием, младших и средних возрастов, меньшей религиозности, не доверяющие А. Лукашенко и отдающие предпочтение евроинтеграции Беларуси, более склонны поддерживать безусловное право на аборт.

Таблица 12. Связь отношения к абортам с социально-демографическими характеристиками, религиозностью и политическими предпочтениями*, %

Вариант ответа

«Надо ли в нашей стране запретить аборты?»

Да, аборты следует запретить

В целом аборты следует запретить, но разрешать по медицинским показаниям

Нет, аборты не следует запрещать, женщина сама имеет право решать

ЗО

Пол:
Мужской

17.0

20.4

47.6

15.0

Женский

19.8

21.8

50.5

7.9

Возраст:
18-30 лет

14.1

22.4

51.8

11.8

31-59 лет

14.1

21.3

53.0

11.6

60 лет и старше

36.3

19.4

32.3

12.1

Образование:
Начальное

41.5

17.0

24.5

17.0

Неполное среднее

60.9

4.3

26.1

8.7

Среднее общее

15.9

18.3

50.0

15.9

Среднее специальное

16.3

20.1

53.6

10.0

Высшее

11.6

27.1

52.2

9.2

Как часто Вы ходите в церковь?
Раз неделю и чаще

48.8

26.3

17.5

7.5

Один раз в месяц

29.8

25.0

38.1

7.1

Несколько раз в год

12.6

23.4

54.2

9.8

Вообще не хожу

9.7

14.1

58.3

18.0

Доверяете ли Вы президенту?
Да

26.4

24.3

41.0

8.3

Нет

13.5

17.5

52.9

16.2

Если бы пришлось выбирать между объединением с Россией и вступлением в Европейский Союз, что бы Вы выбрали?
Объединение с РФ

27.1

20.8

41.6

10.4

Присоединение к ЕС

13.3

23.2

53.3

10.2

* Таблица читается по горизонтали

Отношение мужчин и женщин к вопросу о числе детей в семье довольно сходное, среди женщин. правда, более распространена религиозная мотивация «сколько Бог даст» (табл. 13). Такая же мотивация свойственна половине респондентов преклонного возраста. В то же время молодежь придерживается такой стратегии планирования семьи реже, чем другие возрастные группы, а формулы «один ребенок» – чаще, чем представители старших возрастов. Похожая ситуация с образованием и религиозностью: образованным и не посещающим церковь в наименьшей степени близка стратегия «сколько Бог даст» и в наибольшей – «один ребенок» и «несколько детей». Религиозная же мотивация также ближе сторонникам президента и приверженцам интеграции Беларуси с Россией.

Таблица 13. Связь между желательным числом детей и социально-демографическими характеристиками, религиозностью и политическими предпочтениями*, %

Вариант ответа

«Сколько, на Ваш взгляд, должно быть детей в семье?»

Один ребенок

Несколько детей

Сколько Бог даст

Лучше без детей

ЗО/НО

Пол:
Мужской

9.3

52.4

25.5

2.8

9.9

Женский

8.9

49.8

34.7

1.0

5.6

Возраст:
18-30 лет

16.5

48.2

24.7

3.5

7.1

31-59 лет

9.6

54.1

25.1

2.0

9.2

60 лет и старше

2.4

42.7

50.0

0.8

4.0

Образование:
Начальное

5.7

34.0

56.6

3.8

0

Неполное среднее

4.3

39.1

47.8

0

8.7

Среднее общее

9.8

45.1

29.9

1.2

14.0

Среднее специальное

10.5

54.5

24.4

2.4

8.1

Высшее

8.7

58.5

26.1

1.9

4.8

Как часто Вы ходите в церковь?
Раз неделю и чаще

2.5

32.5

61.3

1.3

2.5

Один раз в месяц

6.0

35.7

57.1

0

1.2

Несколько раз в год

7.3

63.6

21.7

1.0

6.3

Вообще не хожу

15.5

47.6

17.5

4.4

15.0

Доверяете ли Вы президенту?
Да

7.3

45.1

42.7

0.7

4.2

Нет

10.8

52.9

20.9

3.7

11.8

Если бы пришлось выбирать между объединением с Россией и вступлением в Европейский Союз, что бы Вы выбрали?
Объединение с РФ

7.2

46.2

36.2

1.8

8.6

Присоединение к ЕС

8.8

57.2

24.9

2.8

6.3

* Таблица читается по горизонтали

Среди мужчин заметно больше доли как сторонников регистрации брака в ЗАГС, так и гражданского брака (табл. 14). Связь же с возрастом – неоднозначная: освящению брака в церкви в наибольшей степени отдают предпочтение респонденты преклонного возраста, однако это весьма популярно и среди молодежи. Очевидная и весьма тесная связь наблюдается с религиозностью, впечатляет весьма высокое количество (20%) приверженцев гражданского брака среди тех, кто никогда не посещает церковь. Доверие к президенту, как и в других вопросах, обусловливает более консервативный подход – приверженность браку, освященному церковью, и меньшая склонность к гражданскому браку. Впрочем, стоит заметить, что число приверженцев гражданского брака заметно отлично от нуля во всех рассматриваемых группах.

Таблица 14. Связь между желательным статусом брачного союза и социально-демографическими характеристиками, религиозностью и политическими предпочтениями*, %

Вариант ответа

«Какой тип взаимоотношений кажется Вам наилучшим для создания семьи?»

Брак, освященный в церкви

Брак, зарегистрированный в ЗАГС

Брак, освященный в церкви и зарегистрированный в ЗАГС

Гражданский брак

Мне семья не нужна

Пол:
Мужской

5.7

38.0

32.3

16.4

2.3

Женский

11.6

30.7

47.2

6.6

0.7

Возраст:
18-30 лет

8.2

29.4

41.2

11.8

4.7

31-59 лет

7.2

37.1

35.3

13.9

1.3

60 лет и старше

12.9

29.0

51.6

4.8

0

Образование:
Начальное

13.2

24.5

50.9

9.4

0

Неполное среднее

26.1

8.7

47.8

8.7

0

Среднее общее

9.8

33.5

36.6

15.2

1.8

Среднее специальное

5.3

42.6

33.0

12.0

1.9

Высшее

7.2

32.9

43.5

10.1

1.4

Как часто Вы ходите в церковь?
Раз неделю и чаще

16.3

10.0

61.3

7.5

2.5

Один раз в месяц

14.3

25.0

57.1

2.4

0

Несколько раз в год

6.6

37.4

43.0

9.8

0.3

Вообще не хожу

5.3

44.2

18.0

20.4

3.4

Доверяете ли Вы президенту?
Да

11.1

27.1

51.0

8.3

0.7

Нет

6.1

37.0

31.3

16.2

2.4

Если бы пришлось выбирать между объединением с Россией и вступлением в Европейский Союз, что бы Вы выбрали?
Объединение с РФ

11.3

28.5

45.2

9.0

1.4

Присоединение к ЕС

6.7

39.6

36.5

11.9

1.1

* Таблица читается по горизонтали

Таблица 15. Связь между отношением к легализации однополых браков и социально-демографическими характеристиками, религиозностью и политическими предпочтениями*, %

Вариант ответа

«Как Вы относитесь к легализации однополых браков?»

Положительно

Отрицательно

Безразлично

ЗО

Пол:
Мужской

3.1

68.8

25.8

2.3

Женский

2.3

72.6

22.8

2.0

Возраст:
18-30 лет

3.5

61.2

32.9

2.4

31-59 лет

3.4

67.3

27.1

2.0

60 лет и старше

0

88.7

8.9

2.4

Образование:
Начальное

0

81.1

13.2

5.7

Неполное среднее

4.3

82.6

8.7

4.3

Среднее общее

2.4

64.6

29.3

3.7

Среднее специальное

2.9

72.7

23.4

1.0

Высшее

3.4

69.1

26.1

1.0

Как часто Вы ходите в церковь?
Раз неделю и чаще

0

83.8

13.8

1.3

Один раз в месяц

1.2

79.8

16.7

2.4

Несколько раз в год

1.7

74.5

22.0

1.7

Вообще не хожу

5.8

56.3

35.0

2.9

Доверяете ли Вы президенту?
Да

1.0

79.2

17.4

2.1

Нет

4.7

63.0

30.3

2.0

Если бы пришлось выбирать между объединением с Россией и вступлением в Европейский Союз, что бы Вы выбрали?
Объединение с РФ

2.7

78.3

16.3

2.7

Присоединение к ЕС

4.2

63.5

30.2

1.8

* Таблица читается по горизонтали

Белорусское общество весьма нетолерантно к идее легализации однополых браков во всех социально-демографических групах, во всех группах приверженцев различных политических взглядов доля противников таких браков не ниже 63%, в группах людей преклонного возраста и глубоко реалигиозных эта доля зашкаливает за 80% (табл. 15). Пол практически не оказывает влияния, молодежь несколько более терпима к однополым бракам, среди групп различного уровня образования наименее нетолерантны респонденты со средним образованием. Приверженцы президента и интеграции с Россией, как и во многих предыдущих вопросах, демонстрируют и тут заметно больший консерватизм, их оппоненты – несколько большую толерантность, точнее, меньшую нетолерантность.