Желание первого президента Беларуси в очередной раз продлить свои полномочия позволяет поставить вопрос о сформировавшемся в стране культе личности «единственного белорусского политика». В рамках политической системы, возникшей из обломков советской предшественницы, такая постановка вопроса не должна удивлять. Принцип разделения властей в СССР был продекларирован, но на практике никогда не выполнялся. В лице генерального секретаря ЦК КПСС, независимо от персоны, государство рабочих и крестьян всегда имело властного моносубъекта, который лишь в короткий период после своего назначения декларировал возврат к «ленинским нормам коллективного руководства». После чего начинал формировать свой персональный культ. И это не было его личной прихотью. Концентрация всей власти в одних руках отвечала исторической природе централизованного государства.
Свежий пример. Вопреки статье 61 Избирательного кодекса А. Лукашенко передал документы на регистрацию инициативной группы в ЦИК не лично, а через доверенное лицо. В рамках модели властного моносубъекта понять данное нарушение несложно. Личный визит главы государства в ЦИК означал бы, что он уравнен в правах с остальными кандидатами в президенты, т.е. должен поступить «как все». Совершить такой опрометчивый поступок он, разумеется, не мог, и поэтому сознательно пошел на нарушение закона, подчеркнув тем самым дистанцию между собой и остальными кандидатами. По этой же причине А. Лукашенко никогда не согласится на предвыборные дебаты. И дело не в том, что он боится проиграть дебаты, хотя и в этом тоже. Публичные дебаты предполагают равенство сторон, следовательно, официально подтверждают наличие различных мнений. Как же после этого претендовать на звание «единственного политика»!
В сентябре на вопрос «Как Вы считаете, существует ли в Беларуси культ личности президента А. Лукашенко?» утвердительно ответило более трети респондентов – 35.4%. Еще 28% считают, что культа личности еще нет, но предпосылок для него все больше. Не заметили никаких признаков культа личности 24.7%, и затруднились с ответом – 11.9%. Если сравнить приведенные результаты с российскими (Левада-центр), то культ личности белорусского «батьки» будет круче путинского (да – 27%, еще нет – 28%, нет – 33%, ЗО – 12%). К сожалению, вопрос о культе личности А. Лукашенко ранее не задавался, поэтому мы не можем проследить динамику его формирования. Что касается культа личности В. Путина, то доля утвердительных ответов увеличилась с 10% в марте 2006 г. до 27% в июле 2010 г.
Данные табл. 1 позволяют препарировать общественное мнение по социально-демографическим характеристикам и политическому предпочтению респондентов. Основной вывод: те, кто доверяют А. Лукашенко (в первую очередь, это женщины, пожилые и с низким уровнем образования), не замечают культа личности своего политического кумира. Культ личности – понятие негативное. Усилия Н. Хрущева в этом смысле не оказались напрасными, поэтому белорусы, творящие из А. Лукашенко идола, результатов своих трудов не замечают.
Таблица 1. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, существует ли в Беларуси культ личности президента А. Лукашенко?» в зависимости от пола, возраста, образования и доверия президенту*, %
Характеристика |
Да |
Еще нет |
Нет |
ЗО |
Пол: | ||||
Мужской |
41.0 |
30.6 |
19.2 |
8.6 |
Женский |
30.5 |
25.8 |
29.4 |
12.6 |
Возраст: | ||||
18-29 лет |
38.3 |
27.1 |
20.2 |
13.0 |
30-39 лет |
40.4 |
32.9 |
14.0 |
11.7 |
40-49 лет |
40.7 |
33.3 |
18.0 |
7.7 |
50-59 лет |
31.3 |
25.8 |
25.8 |
15.7 |
60 лет и старше |
26.3 |
42.8 |
42.8 |
7.7 |
Образование: | ||||
Начальное |
34.4 |
10.9 |
43.8 |
9.4 |
Неполное среднее |
20.5 |
18.4 |
48.4 |
11.1 |
Среднее общее |
35.6 |
29.9 |
22.2 |
11.0 |
Среднее специальное |
39.7 |
30.8 |
16.9 |
11.6 |
Высшее |
38.8 |
30.8 |
21.6 |
8.6 |
Доверие президенту: | ||||
Доверяют |
19.8 |
27.8 |
40.2 |
11.1 |
Не доверяют |
55.9 |
26.7 |
7.5 |
8.5 |
* Таблица читается по горизонтали
Отрицая культ личности «единственного политика», доверяющие А. Лукашенко одновременно одобряют концентрацию практически всей власти в стране в его руках (табл. 2). Это еще раз подтверждает тот факт, что у авторитарной власти в Беларуси, персонифицированной в лице «батьки», есть социальная база. Победа А. Лукашенко на первых и пока единственных демократических президентских выборах в 1994 г. не была случайной. Спрос не «сильную личность» в начале 90-х не следует рассматривать исключительно как реакцию на постперестроечный хаос. Он был порожден самой природой белорусского общества. И сегодня в условиях стабильности потребность в сильной личности почти у половины белорусского общества сохраняется.
Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, то, что в руках А. Лукашенко сосредоточена сейчас практически вся власть в стране, идет на благо Беларуси или не дает стране ничего хорошего?», %
Вариант ответа |
09’09 |
09’10 |
||
Все опрошенные |
Доверяющие А. Лукашенко |
Не доверяющие А. Лукашенко |
||
Идет на благо Беларуси |
44.4 |
44.1 |
72.9 |
11.0 |
Не дает стране ничего хорошего |
36.0 |
38.5 |
12.5 |
72.6 |
ЗО/НО |
19.6 |
17.4 |
10.3 |
9.6 |
То, что сегодня, по мнению большинства белорусов, ситуация в стране стабильна, подтверждается данными табл. 3. За последние полтора года, несмотря на мировой финансово-экономический кризис, оценки развития политической жизни в Беларуси не изменились. С тем, что нарастает хаос и анархия согласны только 7.3% респондентов. Основной вклад в такую оценку внесли те, кто не доверяет А. Лукашенко (15.1%).
Таблица 3. Распределение ответов на вопрос: «В каком направлении развивается сейчас политическая жизнь Беларуси?», %
Вариант ответа |
03’09 |
09’10 |
||
Все опрошенные |
Доверяющие А. Лукашенко |
Не доверяющие А. Лукашенко |
||
Становление авторитаризма, диктатуры |
29.4 |
33.4 |
16.7 |
53.3 |
Развитие демократии |
24.7 |
23.5 |
40.6 |
4.7 |
Восстановление прежних советских порядков |
19.9 |
19.9 |
22.5 |
16.4 |
Нарастание хаоса, анархии, угрозы государственного переворота |
7.3 |
7.3 |
1.3 |
15.1 |
ЗО/НО |
18.7 |
15.9 |
17.9 |
10.1 |
Следует обратить внимание на то, что, по мнению 40.6% доверяющих А. Лукашенко, в Беларуси происходит развитие демократии. Такой парадокс связан с тем, что данная группа респондентов «ищет демократию не в том месте» (К. Рогов). Перед нами еще один рецидив советского прошлого, когда демократия трактовалась как «представительство большинства», а не принцип свободной конкуренции общественных идей и интересов. В силу этого авторитарная политика А. Лукашенко не рассматривается значительной частью белорусского общества как противоречащая демократическим ценностям.
Как отразится потеря стабильности на политических предпочтениях белорусов? В качестве подсказки в очередной раз прибегнет к исследованиям Левада-центра. В декабре 2009 г. нарастание хаоса и анархии ощущало 19% россиян (в Беларуси – 7.3%). Соответственно, доля тех, кто отмечал, что концентрация всей власти в руках В. Путина идет на благо России, составила 63% (в Беларуси 44.4%).