Кто сегодня преуспевает в белорусском «государстве для народа»? По мнению самого народа, в первую очередь те, кто находятся у власти, а, следовательно, к народу не принадлежат (табл. 1). Среди белорусов, не сумевших попасть во власть, преуспевают люди со связями, причем, с огромным отрывом от людей предприимчивых и талантливых. Но связи, это то, что помогает представителям народа решать свои личные вопросы с теми, кто находится у власти, т.е. с государственными чиновниками.
Как тут не процитировать лидера итальянских фашистов Б. Муссолини, одного из самых авторитетных специалистов в деле строительства централизованных государств: «Все в государстве, все во благо государства, ничего кроме государства». Но государство, как учил К. Маркс, есть ни что иное, как группа чиновников. И если «все во благо государства», то это «все» в конечном итоге поступает в распоряжение чиновников и их ближайших друзей-знакомых (людей со связями). Эту нехитрую логику большинство белорусов прекрасно осознает, что и нашло свое отражение в ответах на вопрос табл. 1.
Среди сторонников А. Лукашенко официальная мифологема «государство для народа», естественно, пользуется большей популярностью, чем среди его противников, но порядок приоритетов в целом сохранен. Главным фактором преуспевания и для сторонников главы государства является власть.
Криминально-мафиозные структуры неожиданно оказались на последнем месте, но если «все в государстве», то преступным элементам приходится отдыхать. Людям во власти в борьбе за преуспевание они не конкуренты. В обществе, большинство членов которого источник личного преуспевания видит исключительно в государстве, «западный» образец общественного устройства популярностью не пользуется. За европейские ценности в чистом виде сегодня выступает лишь каждый десятый белорус. Отличие между сторонниками и противниками А. Лукашенко при этом непринципиальное: 8.6% vs. 13.7%. Даже среди белорусов с высшим образованием оценка Запада в качестве универсального образца общественного устройства только на 1.5 пункта выше общенациональной, что свидетельствует о наличие своеобразного консенсуса в белорусском обществе (табл. 2).
Таблица 2. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, в какой мере для Беларуси подходит «западный» (то есть западноевропейский, американский) образец общественного устройства?», %
Вариант ответа
|
%
|
Это универсальный образец общественного устройства, который целиком подходит для белорусских условий
|
10.3
|
Подходит только тот образец общественного устройства, который можно приспособить для белорусских условий
|
38.3
|
Этот образец не вполне подходит для белорусских условий и вряд ли может прижиться в Беларуси
|
21.1
|
Этот образец совершенно не подходит для белорусских условий, противоречит укладу жизни белорусского народа
|
16.4
|
ЗО/НО
|
13.9
|
Частный случай западной универсальности – универсальность права частной собственности. Но на такой частный случай в Беларуси отсутствует массовый спрос, поэтому большинство белорусов (57%) отвечают решительным «нет» на вопрос «Считаете ли Вы допустимым, чтобы землей в Беларуси владели и иностранные граждане?» Ничего не имеют против «распродажи Родины» 36.3%.
Но неприятие Запада как образца общественного устройства не означает удовлетворенности внутренней и внешней политикой родного государства. За желательность кардинальных перемен высказывается 50.3% белорусов, против – 20.2%, 21.1% к такому типу перемен относятся безразлично, а 8.4% затруднились с определением своего к ним отношения.
Верят в возможность таких перемен в ближайшие пять лет 25.5% респондентов. Среди сторонников А. Лукашенко доля «верящих» в три раза выше, чем среди его противников – 35.4% vs. 13.9%. Следовательно, вера в кардинальные перемены может у значительной части белорусов вполне сочетаться с верой в главу государства, который ведет страну неизменным курсом уже на протяжении 19 лет!
Маловероятными кардинальные перемены во внутренней и внешней политике считают 56.1% респондентов. Уровень умеренного пессимизма среди сторонников А. Лукашенко заметно ниже относительно его противников – 67.8% vs. 45.8%. Доля не верящих в перемены оказалась самой малочисленной – 13.8% (13.5% vs. 15.2% соответственно).
Западная матрица – это баланс взаимодействия общества и власти, приоритетность вопроса о правах человека, развитие институтов демократии, которые противостоят правителю, и государство как общественный договор и принцип. Восточная матрица подразумевает, что общество концентрируется вокруг носителя власти, приоритет отдается коллективистским ценностям, служению государству.
В расколотом белорусском обществе носителем восточной матрицы является так называемое «большинство», а западной – «меньшинство». Как показывают двадцатилетние исследования НИСЭПИ, переход из «большинства» в «меньшинство» крайне затруднен, в то время как обратный переход совершается постоянно: с возрастом представители «меньшинства» теряют свои личностные ресурсы, и часть из них начинает вести себя как типичные бюджетополучатели. За счет этого перехода и поддерживается постоянство электоральной структуры белорусского общества.