«

»

ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ

Данные декабрьского 2013 г. опроса НИСЭПИ показали, что геополитические предпочтения белорусов вновь слегка качнулись в сторону от России. В ответах на вопрос о голосовании на гипотетическом референдуме об объединении РБ с РФ зафиксирован очередной исторический минимум (табл. 1).

 

В то же время, как это нередко бывало в прошлом, снижение пророссийских настроений не трансформировалось в рост проевропейских. Прямой вопрос об отношении к вступлению РБ в ЕС дал снижение также и доли «евробелорусов» (табл. 2).

 

Однако ответы на дихотомический вопрос о выборе между интеграцией с РФ или ЕС показали некоторый рост проевропейских настроений, при этом не зафиксировав значимого изменения пророссийских (табл. 3).

 

Одним из наиболее значимых сюжетов в белорусско-российских отношениях стал калийный конфликт, а его самым ярким воплощением – арест и тюремное заключение в Минске гендиректора «Уралкалия» В. Баумгертнера (табл. 4).

 

Доля тех, кто одобрил арест российского бизнесмена, составила почти половину опрошенных, и она в полтора раза больше, чем доля тех, кто посчитал арест несправедливым (табл. 5). Что же касается конфликта как такового, то, как это часто бывало в прошлом, на Москву вину за конфликт возложили гораздо больше опрошенных, чем на Минск. Правда, при этом относительное большинство посчитало, что хороши были обе стороны.

 

Отношение респондентов к «калийному конфликту» оказалось связанным с их геополитическими предпочтениями весьма парадоксальным образом (табл. 6). Как не раз оказывалось в опросах НИСЭПИ, в наибольшей степени готовыми принять российскую позицию в межгосударственном конфликте оказывались не приверженцы интеграции с Россией, а их геополитические «оппоненты» (см. например, табл. 2).
Таблица 6. Связь между геополитическим выбором и оценкой различных аспектов «калийного конфликта», %
Вариант ответа
Если бы пришлось выбирать между объединением с Россией и вступлением в Европейский Союз, что бы Вы выбрали?
Объединение с РФ
Вступление в ЕС
НО/ЗО
Отношение к аресту В.  Баумгертнера:
Это справедливая, законная мера
53.1
36
38.1
Это несправедливая, незаконная мера
22.4
30.7
17.4
Кто виноват в «калийном конфликте»?
Виновата белорусская сторона
15.1
52,2
5.3
Виновата российская сторона
33.8
21.2
28.8
Обе стороны виноваты в равной степени
39.1
42.6
43.4
 
Обращает на себя внимание десятикратный (!) разрыв между долями возлагающих вину в конфликте на белорусскую сторону среди приверженцев евроинтеграции и тех, кто предпочел уклонение от геополитического выбора.
Важным событием в общественной жизни России в последние месяцы стал межэтнический конфликт в московском районе Бирюлево. Хотя напрямую он не затрагивает белорусско-российские отношения, можно говорить о его проекции на Беларусь и в том смысле, что углубление интеграции с Россией может привести к подобным конфликтам в Беларуси, и в том, что и в самой Беларуси существует внутренний потенциал подобных конфликтов (табл. 7). Почти 40% опрошенных не исключают повторение Бирюлева в их стране.

 

При таком достаточно высоком уровне опасений межэтнических столкновений не удивляет реакция опрошенных на щедрое приглашение А.Лукашенко гражданам России приезжать в Беларусь на постоянное жительство: «Нам надо не 10 млн. человек, нам надо 20. Мы сможем их запросто прокормить. Если русский человек, россиянин захочет к нам приехать из любого региона, милости просим, мы это будем только приветствовать».
Трудно сказать, насколько искренним было приглашение президента, но значительная часть белорусов вовсе не готова приветствовать гипотетический массовый приезд россиян в Беларусь (табл. 8).

 

Связь этих двух последних сюжетов с геополитическим выбором довольно естественна – в наибольшей степени опасаются межэтнических конфликтов и отрицательно относятся к приглашению россиян приезжать в Беларусь сторонники европейского пути (табл. 9). Впрочем, и тут можно усмотреть определенный парадокс: открытость «другому», на чем зиждется современная Европа, у «евробелорусов» не очень распространяется на «другого» с Востока.
 
Таблица 9. Связь между геополитическим выбором, оценкой возможности повторения Бирюлева в Беларуси и отношением к приглашению россиян в Беларусь, %
Вариант ответа
Если бы пришлось выбирать между объединением с Россией и вступлением в Европейский Союз, что бы Вы выбрали?
Объединение с РФ
Вступление в ЕС
НО/ЗО
Недавно в Москве в районе Бирюлево произошли столкновения на этнической почве – между русскими и выходцами с Кавказа. Как Вы считаете, возможны ли подобные события в Беларуси?
Это неизбежно произойдет
5.5
10.6
7.1
Это весьма вероятно
22
38.5
28
Это возможно, но маловероятно
42.5
37.8
32.3
Нет, это исключено
28.5
10.1
26.6
Как Вы относитесь к приглашению жителей России приезжать в Беларусь на постоянное жительство?
Положительно, Беларуси нужны рабочие руки
37.8
14.9
17.1
Отрицательно, не нужно, чтобы было много приезжих
26.9
51.6
32.7
Мне это безразлично
31.8
31.3
40.9
 
Из данных табл. 2 и 3 следует, что присоединение Беларуси к ЕС поддерживают 35-45% респондентов.Однако некоторые формы евроинтеграции Беларуси находят одобрение у еще большей части опрошенных, которые составляют абсолютное большинство (табл. 10).

 

То, что предложение об отмене виз для поездок в ЕС так или иначе не поддерживают более чем 40% опрошенных, опровергает расхожее представление о том, что белорусы поголовно рвутся хотя бы ездить в Европу. Многим хватает своего, для них самодостаточного мира, который заканчивается на Буге. Правда, обращает на себя внимание, что резкое, возможно, идеологическое неприятие идея безвизовых контактов с ЕС вызывает лишь у незначительной части белорусов. Для большинства тех, кому Европа не нужна, она всего лишь, но и только, безразлична.
Вильнюсский саммит программы ЕС «Восточное партнерство» стал своеобразным водоразделом: Грузия и Молдова сделали серьезный шаг в направлении интеграции с ЕС, на Украине евроинтеграция стала предметом острого политического конфликта, Армения, в первую очередь из соображений безопасности, сделала выбор в пользу евразийской интеграции, Азербайджан сделал официальное заявление о нежелательности продвинутых форм взаимодействия с ЕС.
Беларусь никогда не была «отличником» Партнерства, после президентских выборов 2010 г. отношения Минска с Брюсселем были фактически заморожены. Вместе с тем, как показывают данные опроса, относительное большинство опрошенных не считает такую ситуацию нормальной и желательной (табл. 11).

 

Следует отметить, что в ответах на вопрос табл. 11 респонденты высказались не просто за то, чтобы сближение Беларуси с ЕС происходило (это может быть достигнуто и благодаря уступкам со стороны ЕС, за что выступает и А. Лукашенко), но и за изменение политики Беларуси, которое сделало бы это сближение возможным.
В табл. 11 речь идет лишь об абстрактно сформулированной перспективе сближения, а не о конкретных формах, например, об ассоциации, которая на Украине стала причиной политического «шторма». Так что из данных табл. 11 не следует, что нежелание официального Минска менять свою политику и сближаться с Европой породит белорусский Евромайдан. Однако из них, как минимум, видно, что если сама власть решит изменить эту политику, то это будет приветствоваться значительной частью общества.
Белорусы может и далеко не все поголовно убежденные европейцы, но и концептуальных, твердых в вере евразийцев среди них тоже немного.