«

»

УКРАИНСКИЙ ТОЛЧОК ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ КАЧЕЛЕЙ

Очередной, мартовский 2014 г. опрос засвидетельствовал весьма заметное усиление пророссийских и снижение проевропейских настроений в белорусском обществе. В наименьшей степени это проявилось в ответах на вопрос о голосовании на гипотетическом референдуме об объединении РБ и РФ: здесь цифры вернулись фактически на уровень весны лета прошлого года, компенсировав декабрьское падение (табл. 1).

 

Куда более явственной оказалась динамика доли «евробелорусов». Эта доля снизилась до рекордно низкого значения за последние 6 лет, соответственно рекордно высокой оказалась доля респондентов, которые проголосовали бы против евроинтеграции Беларуси на гипотетическом референдуме (табл. 2).

 

Если в ответах на вопрос табл. 1 рост пророссийских настроений проявился незначительно, то в ответах на дихотомический вопрос о выборе между интеграцией с РФ или ЕС – весьма наглядно, доля «белороссов» за квартал выросла на 15 процентных пунктов, поставив рекорд за последние годы и приблизившись к показателям начала нулевых годов (табл. 3). Как и в табл. 2, уровень поддержки евроинтеграции в ответах на дихотомический вопрос снизился весьма заметно.

 

Что же вызвало такие тектонические изменения геополитических предпочтений белорусов, которые последние годы колебались вокруг примерно одного уровня? По нашему мнению, ответ очевиден – революционные события в Украине, многомесячный Майдан, бегство президента В. Януковича. Весьма весомым фактором, судя по всему, были не только указанные события сами по себе, но их интерпретация, подача в СМИ и в Интернете. Приведем некоторые данные на этот счет (табл. 4-8).

 

 

 

 

 

На наш взгляд, данные табл. 4-8 опровергают мнение о всесилии государственной пропагандистской машины, о том, что люди просто ретранслируют навязываемые ей стереотипы. Так, из табл. 4 и 5 следует, что осуждение протеста как такового было отнюдь не всеобщим: сторонников Майдана среди опрошенных оказалось даже чуть больше, чем сторонников В. Януковича, а большинство респондентов занимало нейтральную позицию, конспирологическая версия причин протестов собрала ровно столько же сторонников, сколько и версия об объективных причинах протестов.
Однако данные табл. 6-8 показывают, что именно нарушило этот баланс оценок не в пользу революции – кровь, насилие, отстранение президента от власти. Отношение к революции сказалось и на отношении к геополитическим центрам, стоявшим за соперничающими в Украине силами (табл. 9).
Таблица 9. Связь геополитического выбора с отношением к различным аспектам революционных событий в Украине*
Вариант ответа
«Если бы пришлось выбирать между объединением с Россией и вступлением в Европейский Союз, что бы Вы выбрали?»
Объединение с РФ
Вступление в ЕС
ЗО/НО
На чьей стороне были Ваши симпатии в украинском конфликте?
На стороне власти, президента Януковича
81.0
6.6
12.4
На стороне оппозиции, на стороне Евромайдана
22.9
71.1
6.0
Ни на чьей стороне
54.3
26.7
18.9
Как Вы оцениваете бурные события последних месяцев в Украине?
Это субъективный процесс, вызванный применением политических технологий со стороны Запада и слабостью власти
69.3
17.5
13.2
Это объективный процесс, вызванный недовольством народа политикой властей
35.1
48.9
15.9
Президент Украины Виктор Янукович был отстранен от власти. Как Вы оцениваете такое развитие событий?
Это государственный переворот, захват власти
65.2
19.5
15.3
Это справедливая кара за кровопролитие
32.8
56.1
11.1
Стоит ли крови людей лучшее будущее?
Да
28.3
62.3
9.4
Нет
58.4
25.8
15.8
А хотели ли бы Вы, чтобы события, подобные тем, что произошли в Украине, произошли в Беларуси?
Да
11.1
87.0
1.9
Да, но без перехода к насильственным действиям
31.2
56.1
12.7
Нет
61.3
21.3
17.3
* Таблица читается по горизонтали
Как можно видеть, налицо тесная связь между отношением к разным этапам и аспектам украинской революции и ее проекции на Беларусь и геополитическом выбором. При этом даже очень тесная связь между предпочтениями, отдаваемыми тем или иным силам в украинском противостоянии, и оценками движущих сил революции и геополитическими предпочтениями не очень сильно могла повлиять на баланс между «евробелорусами» и «белороссами», поскольку доли сторонников В. Януковича и Майдана и приверженцев субъективной и объективной версий причин украинских событий были примерно равны.
Однако оценки отстранения В. Януковича от власти и проекции украинских событий на Беларусь повлияли очень сильно. Согласно данным табл. 3, доля всех «белороссов» среди респондентов составила 51.5%. Простой подсчет показывает, что доля считающих, что лучшее будущее не стоит крови, и при этом являющихся приверженцами интеграции с Россией, составила 45.5%, а процент респондентов, которые одновременно высказались против повторения украинских событий в Беларуси и за объединение с Россией – 42.9%.
Иными словами, львиная доля «белороссов» состоит из тех, кто отвергает кровь и не хочет повторения Евромайдана в Беларуси. А поскольку эти две последние группы оказались очень велики, а соответствующая корреляция – тесной, это и привело к росту пророссийских настроений.
С другой стороны, обращает на себя внимание структура группы тех, кто хотел бы повторения Евромайдана, каким бы он ни был. Эта группа весьма невелика, но показательно то, что она почти поголовно состоит из «евробелорусов». Это, на наш взгляд, показатель высокой степени недовольства, фрустрации, которые испытывают в современной Беларуси сторонники европейского выбора. Немногие в Беларуси готовы к самым решительным действиям, но те, кто все же готов, почти исключительно являются приверженцами евроинтеграции.
Однако сейчас явный перевес на стороне тех, кто делает другой геополитический выбор.