«

»

НЕОГРАНИЧЕННЫЙ АВТОРИТАРИЗМ И ПРАВО НА ЕГО СВЕРЖЕНИЕ

На фоне роста позитивных социальных настроений и рейтингов главы государства заметно увеличилась доля белорусов, декларирующих свою готовность принимать участие в акциях протеста против ухудшения экономического положения (табл. 1). В марте 2014 г. такую готовность продекларировало 22.9%. Это на 8.2 пункта больше, чем на пике экономического кризиса в сентябре 2011 г.!

 

Таким образом, в очередной раз подтвердилась политологическая аксиома, что само по себе ухудшение материального положения не ведет к росту протестных настроений. На кризисы типичный представитель «большинства» скорее отвечает деградацией (пьянство, асоциальное поведение), чем желанием изменить что-либо в собственной жизни, а тем более в политическом устройстве страны.
Зафиксированный в марте рост протестных настроений – это прямое следствие Евромайдана. Это результат возбуждения той части белорусского общества, которая позитивно оценила массовые протесты в Украине: среди белорусов, чьи симпатии в украинском конфликте были на стороне В. Януковича, о своей готовности участвовать в акциях протеста заявило 7.3% респондентов, среди сторонников Евромайдана – 44.8%.
Следует отметить, что на фоне роста протестных настроений доля граждан, считающих себя в оппозиции к нынешней власти, относительно марта 2013 г. не изменилась (табл. 2). Рекордный уровень оппозиционных настроений в белорусском обществе был зафиксирован во время экономического кризиса 2011 г. Ответственность за него большинства белорусов возложило на А. Лукашенко (в сентябре 2011 г. президента считали главным виновником кризиса 61.2%, правительство – 41.3%, США – 16.3%).

 

Отсутствие прямой зависимости между уровнями протестных настроений и оппозиционности в Беларуси следует признать не исключением, а правилом.
Своей жизнью, независимо от уровней протестных настроений и оппозиционности общества, живет и рейтинг доверия оппозиционных партий (табл. 3). Ни массовые протесты на Майдане, ни экономический кризис 2011 г. доверия оппозиции не добавили.

 

Но общий рост позитивных настроений, спровоцированный трансляцией государственными белорусскими телеканалами российских новостных сюжетов, повысил рейтинг доверия государственных СМИ на 2.9 пункта (декабрь 2013 г. – 31.6%, март 2014 г. – 34.5%). Что касается рейтинга доверия негосударственных СМИ, то он снизился на 9.3 пункта (с 41% до 31.7%).
Согласно Декларация независимости США, принятой 4 июля 1776 г, «когда длинный ряд злоупотреблений и насилий, неизменно подчиненных одной и той же цели, свидетельствует о коварном замысле вынудить народ смириться с неограниченным деспотизмом, свержение такого правительства и создание новых гарантий безопасности на будущее становится правом и обязанностью народа».
С правом на свержение народом своего правительства согласно 15.6% белорусов (табл. 4). Даже среди сторонников А. Лукашенко (доверяют президенту) есть те, кто с этим согласен – 7%. Среди его противников (не доверяют президенту) доля считающих, что недовольный властью народ может менять ее любым способом, почти в 4 раза больше – 27.2%.

 

Среди белорусов, доверяющих государственным СМИ, доля «революционеров» составляет всего 2%, среди белорусов, доверяющих негосударственным СМИ – 21.8%.
Большинство людей искренне полагают, что они анализируют ситуацию, но часто они пережевывают лишь то, что им сказали, то, что им показали по телевизору. Представители белорусского «меньшинства» в этом смысле не являются исключением. Телевизионные «картинки», транслируемые с Майдана, повысили их желание протестовать, точнее, декларировать такую готовность.
Что касается представителей «большинства», то те же самые «картинки» были восприняты ими как хаос, преодолеть который они пытаются ориентацией на полюс порядка, т.е. на власть.