«

»

ATTITUDE TO SEPARATISM IN BELARUS: “DOVES” AND “HAWKS”

Threat of separatism in Belarus doesn’t seem currently important. Over all the years of independence there was only one faint resemblance not even to separatism, but to protoautonomism – movement “Polisse”. This movement quickly came (and was brought) to nought amid harshly negative attitude of all Belarusian political elite of that time. Moreover, we may add that ethnically Belarus is rather homogenous; there are no regions with high shares of representative of non-title ethnos.
However bolts sometimes come from the blue. Centuries-old experience of Englishmen and Scots living in the same country never resulted in a referendum before. And Donbass people didn’t seem so different from the rest of Ukrainian people up until recently.
In a word, in current international context the question on the reaction of Belarusian society to hypothetical separatist aspiration is not devoid of sense (Table 1).

 

Opinions about desired actions in response to separatism were divided almost into two halves. 46.3% of respondents in one form or another are ready to recognize legitimacy of such initiative, though only 10% of them are ready to let their fellow countrymen decide their fate by themselves (a Scottish variant, conditionally speaking). Negotiations is a somewhat more tough reaction; it makes provision for recognition of legitimacy of separatist demands, but it doesn’t stipulate that government will necessarily agree with any form of a “ivorce” desired by separatists or will even agree with it in any form. To wide extent negotiations is also the Scottish variant: there were long negotiations between London and Edinburgh before this year’s referendum in Scotland.
However, the relative majority is much less complacent. 49.3% of respondents say “no” to this hypothetical initiative. 18.4% say “no” with a certain taint of slyness. They seem to recognize legitimacy of similar demands, but there is no need for L. Yermoshina to foresee the results of an all-Belarusian referendum on separation of some region. Opinion of 30.9% of respondents is devoid of any form of slyness: they suppose that such pretensions should be answered with force. 14% of respondents consider that all means are admissible, even an anti-terroristic operation.
The connection between the question under investigation and the age is insignificant. The only thing worth mentioning is the fact that respondents of senior age are less inclined to a liberal solution: the number of “doves” is the smallest among them and the number of supporters of military resistance to separatism is the biggest (Table 2).
Table 2. Connection between the answers to the question on reaction to hypothetical separatism in Belarus, socio-demographic characteristics and political preferences*, %
Characteristics
If an initiative of separation from Belarus appeared in some region of Belarus, which actions should Belarusian power take?
“Super-doves”**
“Doves”***
“Hawks”****
“Super-hawks”*****
Age:
18-29
10.9
45.1
49.1
30.7
30-59
10.3
47.7
48.8
30.3
60 +
8.3
44.3
50.6
32.6
Education:
Primary
4.3
50.5
46.3
27.7
Incomplete secondary
12.3
39.9
54.2
36.6
Secondary
10.5
44.7
51.1
31.7
Vocational
11.6
50.4
46.6
29.5
Higher
7.2
45.6
48.3
29.6
Do you consider yourself closer to Russians or Europeans?
Russians
10.8
45.8
49.3
31.8
Europeans
7.8
47.5
49.6
28.5
Do you trust the President?
Trust
11.9
46.0
50.3
34.9
Don’t trust
7.2
48.0
47.6
26.9
Do you think that Belarusian opposition understands issues and cares of people like you?
Yes
12.6
48.7
45.9
22.0
No
8.7
45.5
50.9
35.4
Do you agree that “a patriot should support power whatever it may be”?
I agree
12.0
36.7
60.1
44.9
I rather agree
11.0
42.9
52.5
35.2
I rather disagree
10.6
48.9
46.6
26.0
I disagree
7.9
50.0
46.9
30.1
If you had to choose between integration with Russia and joining the European Union, what choice would you make?
Integration with the RF
10.2
43.8
52.8
32.7
Joining the EU
10.8
51.6
44.3
29.5
How objective are the news in Russian news programs?
Completely objective/ Mostly objective
10.2
47.6
47.3
31.0
Completely biased/Mostly biased
8.1
44.3
52.4
34.3
How do you evaluate the annexation of Crimea by Russia?
It’s an imperialistic usurpation and occupation
12.3
48.7
47.2
32.5
It’s a restitution of Russian lands and reestablishment of historical justice
9.2
46.0
51.1
29.9
How do you evaluate the use of armed forces by Ukrainian powers in Spring 2014 for the restoration of control over Donbass?
It’s a crime, a war against their own people
12.2
48.7
47.5
28.6
It’s a lawful neutralization of an armed rebellion
6.1
38.9
57.2
35.0
It’s a severe, but a forced measure
6.0
45.6
50.2
34.3
* The table is read horizontally
** Respondents who had chosen the variant “To carry out a referendum on separation in this region”
*** Respondents who had chosen the variants “To carry out a referendum on separation in this region” and “To negotiate with people desiring this separation”
**** Respondents who had chosen the variants “To carry out a national referendum on separation of this region”, “To put under arrest the instigators of the initiative”, “To suppress this initiative by all means”
***** Respondents who had chosen the variants “To put under arrest the instigators of the initiative”, “To suppress this initiative by all means”
The number of “super-doves” is slightly bigger among the supporters of the President than among his opponents; at the same time there are much more “hawks” and “super-hawks” among them. Connection with the attitude to opposition is even clearer: there are much less of “super-doves” and much more of “hawks” and “super-hawks” among those who suppose that opposition doesn’t reflect interests of people like them. Adepts of paternalistic view on patriotism are inclined to resist separatism to a record high extent.
It is revealing that among “Belo-Russians” there are more advocates of separatism suppression than among “Euro-Belarusians”. Though there is nothing surprising about it. Scotland, where the problem was solved by means of a peaceful electoral procedure is a part of Europe. Supporters of integration with Russia may approve Russian policy in Ukraine: Moscow supports separatism there. But geopolitical choice is also connected to a certain political philosophy. And Russia very openly showed their philosophy in Chechnya.
Ukrainian context, however, influences the answers to a certain extent, causing a cognitive dissonance among some of respondents: their political philosophy, their worldview push them to prefer the tough variant towards Belarusian separatism. But the tragedy in Donbass, the fact that keeping territorial integrity may cost a lot of blood including blood of innocent people, the fact that Russia supports separatism in Donbass and demands negotiations with separatists from Kiev – all these fact “break the mould” of some pro-Russian Belarusians.
That is why respondents that trust Russian TV and share Moscow’s position on Crimea and Donbass are somewhat more liberal about hypothetical separatism in Belarus than those who don’t trust Russian TV and don’t approve Russian policy in Ukraine.
Answers to these questions show that, despite an evident assumption, supporters of Moscow’s policy in Ukraine and adherents of Belarusian power are overlapping but not coinciding sets. People who share Russian TV’s position towards Ukraine are more lenient to a prospect of separatism in Belarus than all respondents in average. And the adherents of paternalistic political culture and President’s supporters are more severe than all respondents in average.
In fine it should be established that in general differences between socio-demographic groups and groups with different political setups in their attitude to hypothetical separatism in Belarus are not really big. However, adherents of the current order are less inclined to a tolerant attitude to this phenomenon, as a rule. In general, separatism in Belarus, if it emerges one day, will face quite a negative massive reaction. Almost one third of population will refuse any legitimacy to similar inclinations from the very beginning and will advocate a military response to this initiative.

«

»

ОТНОШЕНИЕ К СЕПАРАТИЗМУ В БЕЛАРУСИ: «ГОЛУБИ» И «ЯСТРЕБЫ»

Угроза сепаратизма в Беларуси не представляется актуальной. За все годы независимости единственным намеком даже не на сепаратизм, а на протоавтономизм было движение «Полісьсе», которое быстро сошло (и было сведено) на нет при резко негативном отношении всей тогдашней белорусской политической элиты. К тому же можно добавить, что этнически Беларусь – достаточно однородная страна, в ней не существует регионов со сколь-нибудь высокой долей представителей нетитульного этноса.
Однако неожиданностям свойственно случаться. Многовековой опыт совместно проживания в одном государстве англичан и шотландцев раньше к референдуму не приводил, а сейчас привел. Да и отличия жителей Донбасса от жителей остальной Украины до последнего времени не казались столь уж значительными.
Словом, в нынешнем международном контексте вопрос о реакции белорусского общества на гипотетические сепаратистские устремления не кажется лишенным смысла (табл. 1).
Мнения о желательных действиях в ответ на сепаратизм разделились примерно пополам. 46.3% в той или иной форме готовы признать легитимность такой инициативы, хотя отпустить в независимое плаванье соотечественников, основываясь только на их воле (условно говоря – на шотландский вариант), готовы только 10%.  Переговоры – несколько более жесткая реакция, она предусматривает признание легитимности сепаратистских требований, но не предусматривает, что центральное правительство обязательно согласится на любую форму «развода», желаемую сепаратистами. И что вообще согласиться на нее. В широком смысле переговоры – это тоже шотландский вариант: референдуму этого года в Шотландии предшествовали долгие переговоры между Лондоном и Эдинбургом.
Однако относительное большинство настроено менее благодушно. 49.3% говорят подобной гипотетической инициативе «нет». 18.4% говорят его с долей лукавства. Они как бы в принципе признают легитимность соответствующего требования, но итог референдума по всей Беларуси об отделении от нее некоего региона можно предугадать даже и без Л. Ермошиной. Ну а мнение 30.9% лишено всякого лукавства – они полагают, что на подобные «поползновения» должен быть дан силовой ответ. Для 14% из них приемлемы любые методы, в том числе, как можно предположить, и АТО по-белорусски.
Таблица 2. Связь ответов на вопрос о реакции на гипотетический сепаратизм в Беларуси с социально-демографическими характеристиками и политическими предпочтениями*, %
Характеристика
Если бы в каком-либо регионе Беларуси среди его жителей возникла инициатива об отделении этого региона от Беларуси, как следовало бы действовать белорусской власти?
«Суперголуби»**
«Голуби»***
«Ястребы»****
«Суперястребы»*****
Возраст:
18-29
10.9
45.1
49.1
30.7
30-59
10.3
47.7
48.8
30.3
60 +
8.3
44.3
50.6
32.6
Образование:
Начальное
4.3
50.5
46.3
27.7
Неполное среднее
12.3
39.9
54.2
36.6
Среднее общее
10.5
44.7
51.1
31.7
Среднее специальное
11.6
50.4
46.6
29.5
Высшее
7.2
45.6
48.3
29.6
Вы считаете себя более близким к русским или к европейцам?
К русским
10.8
45.8
49.3
31.8
К европейцам
7.8
47.5
49.6
28.5
Доверяете ли Вы президенту?
Доверяю
11.9
46.0
50.3
34.9
Не доверяю
7.2
48.0
47.6
26.9
Как Вы думаете, понимает ли белорусская оппозиция проблемы и заботы таких людей, как Вы?
Да
12.6
48.7
45.9
22.0
Нет
8.7
45.5
50.9
35.4
Согласны ли Вы с тем, что «патриот должен поддерживать власть, какой бы она ни была»?
Определенно согласен
12.0
36.7
60.1
44.9
Скорее согласен
11.0
42.9
52.5
35.2
Скорее не согласен
10.6
48.9
46.6
26.0
Определенно не согласен
7.9
50.0
46.9
30.1
Если бы пришлось выбирать между объединением с Россией и вступлением в Европейский Союз, что бы Вы выбрали?
Объединение с Россией
10.2
43.8
52.8
32.7
Вступление в Европейский Союз
10.8
51.6
44.3
29.5
Насколько объективно излагаются события в новостных программах Российского телевидения?
Совершенно объективно/По большей части объективно
10.2
47.6
47.3
31.0
Совершенно необъективно/По большей части необъективно
8.1
44.3
52.4
34.3
Как Вы оцениваете присоединение Крыма к России?
Это империалистический захват, оккупация
12.3
48.7
47.2
32.5
Это возвращение России русских земель, восстановление исторической справедливости
9.2
46.0
51.1
29.9
Как Вы оцениваете использование украинскими властями весной и летом 2014 г. вооруженных сил для восстановления контроля над Донбассом?
Это преступление, война против своего народа
12.2
48.7
47.5
28.6
Это законное подавление вооруженного мятежа
6.1
38.9
57.2
35.0
Это жесткая, но вынужденная мера
6.0
45.6
50.2
34.3
* Таблица читается по горизонтали
** Выбравшие вариант ответа «Провести в этом регионе референдум об отделении»
*** Выбравшие варианты ответа «Провести в этом регионе референдум об отделении» и «Вступить в переговоры с желающими отделения»
**** Выбравшие варианты ответа «Провести общенациональный референдум об отделении этого региона», «Арестовать зачинщиков этой инициативы», «Подавить эту инициативу любыми средствами»
***** Выбравшие варианты ответа «Арестовать зачинщиков этой инициативы» и «Подавить эту инициативу любыми средствами»
Связь изучаемого вопроса с возрастом незначительна, стоит лишь отметить меньшую склонность к либеральному решению вопроса среди респондентов преклонного возраста: среди них меньше всего «голубей» и больше всего сторонников силового противодействия сепаратизму (табл. 2).
Среди сторонников президента чуть больше «суперголубей», чем среди его оппонентов, однако заметно больше «ястребов» и «суперястребов». Еще более определенная связь с отношением к оппозиции: среди тех, кто полагает, что оппозиция не отражает интересы таких людей, как они, меньше «суперголубей» и гораздо больше «ястребов» и «суперястребов», чем среди тех, кто видит в оппозиции выразителя своих интересов. Адепты патерналистского понимания патриотизма склонны «давить гидру сепаратизма» в рекордно высокой степени.
Показательно, что среди «белороссов» сторонников подавления сепаратизма больше, чем среди «евробелорусов». Что, впрочем, и не удивительно. Шотландия, где вопрос решался мирной электоральной процедурой – это как раз и есть Европа. Сторонники интеграции с Россией могут одобрять политику РФ в Украине, то, как Москва поддерживает сепаратизм там. Но геополитический выбор связан и с определенной политической философией. А свою Россия весьма убедительно продемонстрировала в Чечне.
Впрочем, украинский контекст оказывает некоторое влияние на ответы, порождая у части опрошенных известный когнитивный диссонанс: их политическая философия, картина мира склоняют их к тому, чтобы в отношении белорусского сепаратизма предпочесть жесткий вариант. Но донбасская трагедия, демонстрация того, что сохранение территориальной целостности может стоить очень большой крови, в том числе и невинных людей, то, что Россия поддерживает донбасский сепаратизм и требует от Киева переговоров с сепаратистами – это «разрывает шаблон» у некоторых пророссийски настроенных белорусов.
Поэтому опрошенные, доверяющие российскому ТВ, разделяющие позицию Москвы по Крыму и по ситуации в Донбассе, несколько более либерально относятся к гипотетическому сепаратизму в Беларуси, чем те, кто не доверяет РосТВ и не одобряет российскую политику в Украине.
Ответы на эти вопросы показывают, что вопреки очевидному предположению сторонники политики Москвы в Украине и приверженцы белорусской власти – это пересекающиеся, но не совпадающие множества. Те, чья позиция по Украине совпадает с позицией российского ТВ, относятся к перспективе сепаратизма в Беларуси мягче, чем опрошенные в среднем. А носители патерналистской политической культуры и сторонники президента – жестче, чем опрошенные в среднем.
Подводя итоги, следует констатировать, что в целом различия между социально-демографическими группами и группами разных политических установок в отношении к гипотетическому сепаратизму в Беларуси не слишком велики. Однако приверженцы существующего порядка склонны, как правило, к менее терпимому отношению к этому явлению. В целом сепаратизм в Беларуси, если он появится, столкнется с довольно массовым негативным отношением, при этом почти треть населения изначально откажет подобным устремлениям в какой бы то ни было легитимности и будет выступать за силовой вариант ответа на подобные инициативы.